Постные лица

“Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6:16—18).

Когда Спаситель призывает нас поститься с веселым лицом, чтобы свой настоящий постный вид сохранить втайне, для небесного Отца, Он вовсе не намекает на то, что Богу приятны кислые физиономии, хотя и показанные втайне, припасенные лично для Него. Если мы так понимаем евангельский текст, то должны признать, что Господь, обличая одно лицемерие, учит нас другому: представляться людям веселыми, тогда как мы на самом деле в “глубоком горе”. Зачем же так плохо думать о Боге? Веселое лицо и есть настоящее лицо правильно постящегося человека, его “лицевой подлинник”. Не надо казаться — надо быть!

Пост — это подвиг, а подвиг — это весело. Поэтому лицо подлинно постящегося человека излучает ту “тишину неизглаголанную”, которой светились лица наших чудесных старцев — преподобного Сергия, батюшки Серафима, старца Амвросия.

Один из самых чудесных гимнов, очень древнее песнопение второго века “Свете тихий”, как раз об этом. “Свете тихий” — “фотос илярос”, что переводится не только как “тихий свет”, но и “веселый свет”. Тишину и живое веселье излучали лица настоящих подвижников. Не угрюмость и мировую скорбь, а радостное, ободряющее сияние.
Настоящий и правильный пост преображает лицо. Лицо христианина — это зеркало его духовного состояния. За своим лицом нужно следить. Лицом можно утешить. Лицом можно поранить.

— Не будет ли это лицемерием — следить за своим лицом? Если на душе пусто и угрюмо, зачем врать? Вот я такой, какой есть, таким и принимайте. Притворяться не буду, но и не пощажу.

Неправильно это. Зачем пытать близких своим постным видом? Зачем себя пытать постным лицом? Ведь к решению своих внутренних проблем можно пробиться не только изнутри, но и через тело, через подчинение тела правильному порядку. Исправление лица иногда помогает выправить личность. Но даже если вы не выправите личность, по крайней мере, никого не покалечите своим постным обличьем.

Есть лица физические, юридические, а случаются также и постные. Так еще в древности безобидное слово из религиозного лексикона приобрело оттенок отрицательного или порицательного значения, который мы различаем до сих пор. Постное выражение лица — это какое? Подойдите к зеркалу и потренируйтесь. Отнеситесь к этому серьезно. Четко следуйте инструкции.

Раз. Подходим к зеркалу.
Два. Смотрим на свое отражение.
Три. Узнаем себя (не каждому это дается сразу).
Четыре. Делаем постное лицо.
Пять. Лицо становится более постным.
Шесть. Теперь — великопостное лицо.
Семь. Изображаем лицом уровень “Полное спасение”.
Восемь. Рассмеялись и оставили зеркало в покое.

Улыбаетесь? А ведь я только что описал алгоритм эффективного духовного упражнения. Именно так. Отнеситесь к этому серьезно, потому что духовные упражнения требуют постоянства и навыка. Я рекомендовал бы это упражнение всем христианам на время поста. И не только. Клин клином вышибают. Смех — сильнейшее духовное оружие. Если вы периодически подвержены “приступам благочестия” или “метафизической тоске”, каждое утро напоминайте себе перед зеркалом о приближающемся религиозном “клине”, посмейтесь над своим “спасительным выражением лица”, чтобы это лицо никого не поранило в течение дня.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter