Малоизвестные страницы решающего участия белорусских территорий в сражениях Первой мировой

Поставы спасли Париж

2. Волонтеры идут впереди, спонсоры отстают

Посетители музея знакомятся с экспонатами Первой мировой войны.
В ПОСТАВСКОМ краеведческом музее внимательно рассматриваю экспонаты. Невольно останавливаю взгляд на фотографии полного георгиевского кавалера подпрапорщика 85-го Выборгского  пехотного полка  Ивана Федоровича Дружинина. К слову сказать, земледельца, выходца из села Копцы Новгородской губернии. Самой главной награды – Георгиевского креста 1-й степени – он удостоился за подвиг при взятии городка Поставы.

Полный георгиевский кавалер подпрапорщик 85-го Выборгского  пехотного полка  Иван Федорович ДРУЖИНИН.
Было это так. В ночь с 17 на 18 сентября 1915 года Дружинин получил задачу произвести усиленную разведку неприятеля на южной окраине Постав. С двумя взводами разведчиков он, пройдя сторожевую линию наших кавалерийских частей, под прикрытием темноты  внезапным штыковым ударом  сбил правый фланг противника, принудив его к беспорядочному  отступлению на самую окраину местечка. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, началось общее наступление Выборгского полка. Однако противник, отступив за реку Мяделку, разделявшую Поставы на две части, поджег мост.  Наши наступающие роты пришли в замешательство. Иван Дружинин, заметив это, первым бросился  по горящему мосту на противоположный берег  под жестоким пулеметным и ружейным огнем врага, увлекая за собой наступающие части, и тем самым спас положение. Кстати, во время проведения в прошлом году исторических чтений по теме Первой мировой войны в Поставах состоялось торжественное открытие мемориальной доски в честь героя.

Второй подвиг  — учительницы церковно-приходской школы Постав Александры Михайловны Манцевич, связан с тем  же   мостом через реку Мяделку. Немцы при окончательном отступлении из Постав подожгли дома, церковь, а  также обмотали соломой перила моста, по которому проходили их войска. Александра Манцевич, увидев, что врагов уже нет, а мост горит, бросилась с ведром к речке и залила пламя. За это награждена Георгиевской медалью «За храбрость».  

Не менее интересна дальнейшая судьба  Александры Михайловны. Она вместе с мужем  учительствовала в Миорском районе, участвовала в организации антифашистского подполья в годы Великой Отечественной войны. А после расстрела мужа, имея на руках шестерых детей, стала партизанкой.

Музей Первой мировой войны поставчане сделали не только во Дворце Тызенгауза, но и под открытым небом: имеются в виду туристические маршруты по наиболее доступным местам линии фронта, сражений, захоронений павших воинов. Вплотную этим занимался молодой сотрудник музея Вадим Шишко.  Маршрутов таких три: автомобильный, велосипедный и пеший.

Хотя и прошло 100 лет со времен той войны, многое удивительным образом сохранилось. Среди полей, где колосится рожь, можно заметить пустующие бугорки, поляны. Нет, это не нерадивость хлеборобов. Там до сих пор около деревень Кусты, Задевье и Быки и многих других местах немецкие блиндажи, доты, толщина бетонированных стен которых достигает  полутора метров.  А под озером Воронец,  находящемся в лесу, есть даже длинный тоннель, прокопанный немцами.

Очень много братских захоронений воинов Первой мировой. На одном из них, российском, что в деревне Сивцы, чудом сохранился железный крест. Здесь похоронены солдаты, погибшие во время газовой атаки противника.

Из найденных захоронений больше германских. Объясняется это тем, что в то время ставили на них деревянные кресты, которые со временем просто сгнили.  Немецкие же власти смогли договориться в тридцатые годы минувшего столетия с поляками, под которыми тогда находилась Поставщина, об упорядочении захоронений своих соотечественников. На могилах поставили железобетонные кресты. Правда, и эти захоронения спустя время пришли в запустение.

Освящение мемориальной доски в честь Ивана Дружинина в Поставах.
СЕГОДНЯ на Поставщине известно о более трех десятков захоронений времен  Первой мировой. Многие из них стали достоянием общественности благодаря волонтерскому движению «Западный рубеж», созданному два года назад. Его активисты проводят масштабную работу по благоустройству заброшенных могил русских и немецких солдат.

Один из участников волонтерского движения – поставский фотограф Андрей Мацур, который  по собственной инициативе совершил десятки экспедиций  с фотоаппаратом вдоль линии фронта, итогом которых стала выставка «Невидимые памятники  Великой войны». Он познакомился с такими же энтузиастами-земляками, неравнодушными к теме Первой мировой  — Павлом Курто и  Валентином Жамойдем.

— Каждый из них, — вспоминает Андрей, — в какой-то степени был моим консультантом и гидом по военным объектам. Ребятам  они были интересны с краеведческой точки  зрения, мне – с фотографической.  Многие захоронения оказались сильно запущены, и мы решили заняться их  восстановлением: привести в порядок не только могилы немецких солдат (они хоть как-то обозначены), но и русских, которые предстояло еще отыскать.  Идею поддержали в райисполкоме. Вопрос о привлечении спонсоров не стоял. Рассчитывали только на свои силы.  Позже к нам подключились друзья: представители поставского отдела РОО «Белорусское казачество», райкома БРСМ, сотрудники РОВД,  МЧС, работники Комайского и некоторых других сельских Советов.

Волонтеры  привели в порядок интернациональное захоронение вблизи деревни Петровщина, немецкое кладбище около деревни Лопути Лынтупского сельсовета. Нашли  российские захоронения в деревнях Кошицы и Перевозники. А в Кошицах по архивным документам установили даже, кто захоронен, и прикрепили список на специальном поклонном кресте.

Благодаря тесному сотрудничеству с районным краеведческим музеем идет подготовка документов для паспортизации захоронений.

ОДНАКО в уходе за захоронениями, содержании турмаршрутов есть свои проблемы, с которыми и поделился Вадим Шишко.

Все делается на энтузиазме людей, на общественных началах. Те же волонтеры выезжают на объекты с женами, детьми на своем транспорте, тратя деньги на горючее, расходуя свое время.  Райисполком хоть и поддерживает инициативу волонтерского движения, финансовыми средствами на эти цели не располагает.

А что же немцы, разве они не могут дать средства на захоронения своих земляков? Оказывается, существует общественная организация  «Народный Союз Германии по уходу за военными захоронениями». Она обустроила  многие  захоронения немецких солдат, погибших в Первую мировую войну на территории разных стран, в том числе, как отмечалось, и  на Поставщине в тридцатые годы  прошлого столетия. Сегодня эта организация спонсирует работы по наведению порядка на захоронениях и в некоторых регионах Беларуси.  До Постав, к сожалению, еще не добралась…

Поставщина активно развивается и как туристический край, имея богатые природные и исторические объекты. В том числе Первой мировой войны, что должно привлечь гостей не только из Беларуси, но и из-за рубежа. Однако пройти по тем же туристическим маршрутам Первой мировой пока не очень много желающих. И не только потому, что люди пока не проявляют особого интереса, ведь война «забытая», но и по той причине, что не создана инфраструктура объектов. Не везде есть соответствующий сервис, нормальные дороги, а до некоторых объектов даже пешком  добраться можно с трудом. Проблемы и с транспортом. Если маршрут автомобильный, работник музея пользуется автомобилем туриста…

ТЕМ не менее на Поставщине делается все, чтобы Первая мировая война из забытой  стала известной. Десять лет тому назад здесь состоялась конференция на эту тему, а в прошлом году – международные  чтения  «История во имя мира», на открытии которых как реквием  прозвучали слова председателя Поставского райисполкома  Виктора Гуторова:

— Тема истории Первой мировой войны должна увековечить память погибших, а главное переосмыслить уроки  войны с целью не допустить в будущем подобных глобальных катастроф…

saulich@bk.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter