Почти 600 организаций присоединилось к соглашению МАРТ об увеличении продаж белорусских товаров

Поставить свое в приоритет

К концу 2025 года доля белорусских товаров в торговле должна вырасти до 63 процентов. Такая задача стоит и перед ретейлом, и перед производителями страны. И без совместной качественной работы сторон не обойтись, уверены в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Чтобы общий язык игроки рынка находили легче, оперативнее снимали возникающие вопросы, регулятор на постоянной основе проводит семинары на тему увеличения представленности отечественных товаров в рознице. Недавно прошло десятое по счету мероприятие, на котором собралось около 200 участников. Среди них — представители госорганов, облисполкомов, ретейла, фабрик и заводов. Какие вопросы обсуждали на встрече, узнавала корреспондент «Р». 

Производители и торговля должны увеличивать предложение белорусских товаров.
sb.by

Внимание — маркетингу

Александр Кижук.
С порога показали себя и рассказали о новинках: в фойе актового зала МАРТ производители мукомольной отрасли Минсельхозпрода, масложировой, кондитерской, плодо- и овощеперерабатывающей — концерна «Белгоспищепром», целлюлозно-бумажной — концерна «Беллесбумпром» развернули импровизированную выставку. Любопытно, что практически на каждой локации даже опытные ретейлеры находили, чему приятно удивиться. Заместитель председателя «Белгоспищепрома» Александр Кижук пояснил: 
— Мы стараемся обеспечить все потребности торговли, потому что она больше чувствует рынок, напрямую контактирует с потребителем. Исходя из их пожеланий, всячески стараемся обновлять линейку. У каждого предприятия на каждый квартал есть новый вид во всех категориях продукции. 
При этом заместитель министра МАРТ Светлана Короткевич обратила внимание на то, что производителям необходимо активнее рассказывать на широкую аудиторию о своей продукции, а торговле — выделять новинки. 

Светлана Короткевич.
— Я как потребитель некоторым из представленных новинок была удивлена, потому что не вижу их в том большом ассортименте товаров, которые есть на полках, — поделилась наблюдением замминистра. 

Она обозначила цель юбилейной встречи: совместно выработать взаимовыгодные подходы по сотрудничеству производителей и торговли и наметить четкий вектор взаимодействия до конца года. Конец 2025-го — значимый рубеж и для потребителей, и для регулятора. Так, первые будут оценивать сотрудничество ретейла и производителей с точки зрения выбора на новогодние и рождественские праздники. А МАРТ предстоит держать ответ за проделанную работу в части увеличения доли оте­чественных товаров в продаже — ориентир на 63 процента. 

— Для достижения этого результата должна быть заинтересованность двух сторон. Производители, в частности, должны предлагать качественную, востребованную и интересную продукцию. Торговля со своей стороны должна обеспечить широкий ассортимент, в том числе и белорусских товаров на своих полках, — акцентировала Светлана Короткевич. 

Праздники как резерв для роста

Представители ретейла напомнили: зимние праздники — хороший повод нарастить продажи и завоевать новых покупателей. В указанное время спрос вырастает в разы, а люди ищут готовые ответы на вопросы о том, что положить на стол и подарить родным. Обязательны вкусные презенты. 

Александр Кижук рассказал, что только «Коммунарка» и «Спартак» выпустят 2,76 млн штук подарков. Плюс прогнозируется рост спроса на другие сладости. Есть он и сейчас — на шоколадные, мучные, сахаристые изделия. В частности, 

из-за подорожания какао-бобов и шоколадных изделий покупатели стали чаще брать сахаристые. При этом в целом продажи белорусского шоколада продолжают увеличиваться — на руку то, что за счет снижения издержек удавалось ранее сдерживать повышение стоимости. Плюс повлияли предыдущие изменения постановления Совмина № 713 «О системе регулирования цен», скорректировавшие подходы к установлению надбавки на привозные товары и снизившие доходность ввоза. А в последние месяцы цены на наш шоколад и вовсе стоят на месте, в отличие от импорта, который по многим позициям подорожал до двух раз. Плюс сказываются проводимые в торговле акции. 

Из недавнего: удалось сообща дать приятный дисконт в одной сети на 200-граммовую упаковку шоколада — за полтора дня раскупили месячный объем. Также спрос подсказывает: необходимо добавлять мощности по выпуску пастилы, мармелада, конфет с ягодной начинкой. 

Когда место решает

Охотнее идти в скидочные программы торговля предлагает и производителям гречки. Мол, из-за этого за февраль — сентябрь 2025-го закупили чуть более 60 процентов от запланированного, или немногим выше 5 тысяч тонн. Больше ввезли по импорту. А между тем отечественная продукция по качеству не уступает, уверяют производители, выпускается на модернизированном оборудовании. Вопрос, по их мнению, в другом — в неспешном движении по наращиванию полки со стороны ретейла, которое стоило бы ускорить, а там и другие нюансы проще было бы решить.


На это обратили внимание и предприятия концерна «Беллесбумпром», выпускающие санитарно-гигиеническую бумажную продукцию. Стоимость — в 1,5 раза ниже импортных аналогов, качество точно не хуже, говорят сами изготовители: бумагу-основу до санкций поставляли в 15 стран мира, сейчас — в том числе конкурентам, продукция которых известна на нашем рынке. За год изготовители нарастили производство востребованных товаров и сейчас готовы поставлять до 36 тысяч тонн готовых изделий при расчетной годовой потребности внутреннего рынка около 46 тысяч тонн. А в 2026—2027 годах готовы уже не на 78 процентов закрывать свой рынок, как сейчас, а на все 90 процентов. Но пока доля — всего 19 процентов, а на полках сетей — до 9 процентов от общего ассортимента, ввел в курс дела заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Сергей Касьянов. Потому рекомендация от МАРТ торговле: изучить ассортимент и заметно показать лучшее покупателю. 

— У нас много достойной продукции, о которой не знает потребитель. Наша задача — предложить ее. А для этого надо повернуться лицом друг к другу, найти время на встречу и точки для взаимодействия. И тогда одни будут зарабатывать, не тратя времени на поиски рынков сбыта, другие — получать качественный товар по нормальной цене. В выигрыше должен быть покупатель,

— обозначила позицию Светлана Короткевич. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter