Производители и торговля должны увеличивать предложение белорусских товаров.Внимание — маркетингу
Александр Кижук.
— Мы стараемся обеспечить все потребности торговли, потому что она больше чувствует рынок, напрямую контактирует с потребителем. Исходя из их пожеланий, всячески стараемся обновлять линейку. У каждого предприятия на каждый квартал есть новый вид во всех категориях продукции.При этом заместитель министра МАРТ Светлана Короткевич обратила внимание на то, что производителям необходимо активнее рассказывать на широкую аудиторию о своей продукции, а торговле — выделять новинки.
Светлана Короткевич.
Она обозначила цель юбилейной встречи: совместно выработать взаимовыгодные подходы по сотрудничеству производителей и торговли и наметить четкий вектор взаимодействия до конца года. Конец 2025-го — значимый рубеж и для потребителей, и для регулятора. Так, первые будут оценивать сотрудничество ретейла и производителей с точки зрения выбора на новогодние и рождественские праздники. А МАРТ предстоит держать ответ за проделанную работу в части увеличения доли отечественных товаров в продаже — ориентир на 63 процента.
— Для достижения этого результата должна быть заинтересованность двух сторон. Производители, в частности, должны предлагать качественную, востребованную и интересную продукцию. Торговля со своей стороны должна обеспечить широкий ассортимент, в том числе и белорусских товаров на своих полках, — акцентировала Светлана Короткевич.
Праздники как резерв для роста
Представители ретейла напомнили: зимние праздники — хороший повод нарастить продажи и завоевать новых покупателей. В указанное время спрос вырастает в разы, а люди ищут готовые ответы на вопросы о том, что положить на стол и подарить родным. Обязательны вкусные презенты.Александр Кижук рассказал, что только «Коммунарка» и «Спартак» выпустят 2,76 млн штук подарков. Плюс прогнозируется рост спроса на другие сладости. Есть он и сейчас — на шоколадные, мучные, сахаристые изделия. В частности,
из-за подорожания какао-бобов и шоколадных изделий покупатели стали чаще брать сахаристые. При этом в целом продажи белорусского шоколада продолжают увеличиваться — на руку то, что за счет снижения издержек удавалось ранее сдерживать повышение стоимости. Плюс повлияли предыдущие изменения постановления Совмина № 713 «О системе регулирования цен», скорректировавшие подходы к установлению надбавки на привозные товары и снизившие доходность ввоза. А в последние месяцы цены на наш шоколад и вовсе стоят на месте, в отличие от импорта, который по многим позициям подорожал до двух раз. Плюс сказываются проводимые в торговле акции.
Из недавнего: удалось сообща дать приятный дисконт в одной сети на 200-граммовую упаковку шоколада — за полтора дня раскупили месячный объем. Также спрос подсказывает: необходимо добавлять мощности по выпуску пастилы, мармелада, конфет с ягодной начинкой.
Когда место решает
Охотнее идти в скидочные программы торговля предлагает и производителям гречки. Мол, из-за этого за февраль — сентябрь 2025-го закупили чуть более 60 процентов от запланированного, или немногим выше 5 тысяч тонн. Больше ввезли по импорту. А между тем отечественная продукция по качеству не уступает, уверяют производители, выпускается на модернизированном оборудовании. Вопрос, по их мнению, в другом — в неспешном движении по наращиванию полки со стороны ретейла, которое стоило бы ускорить, а там и другие нюансы проще было бы решить.
На это обратили внимание и предприятия концерна «Беллесбумпром», выпускающие санитарно-гигиеническую бумажную продукцию. Стоимость — в 1,5 раза ниже импортных аналогов, качество точно не хуже, говорят сами изготовители: бумагу-основу до санкций поставляли в 15 стран мира, сейчас — в том числе конкурентам, продукция которых известна на нашем рынке. За год изготовители нарастили производство востребованных товаров и сейчас готовы поставлять до 36 тысяч тонн готовых изделий при расчетной годовой потребности внутреннего рынка около 46 тысяч тонн. А в 2026—2027 годах готовы уже не на 78 процентов закрывать свой рынок, как сейчас, а на все 90 процентов. Но пока доля — всего 19 процентов, а на полках сетей — до 9 процентов от общего ассортимента, ввел в курс дела заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Сергей Касьянов. Потому рекомендация от МАРТ торговле: изучить ассортимент и заметно показать лучшее покупателю.
— У нас много достойной продукции, о которой не знает потребитель. Наша задача — предложить ее. А для этого надо повернуться лицом друг к другу, найти время на встречу и точки для взаимодействия. И тогда одни будут зарабатывать, не тратя времени на поиски рынков сбыта, другие — получать качественный товар по нормальной цене. В выигрыше должен быть покупатель,
— обозначила позицию Светлана Короткевич.
druk@sb.by