Какой экономический эффект даст ЕАЭС применение навигационных пломб для отслеживания перевозок

Поставим пломбу на маршрут

Для развития системы таможенного транзита в ЕАЭС, которая предусмотрена стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, 10 декабря 2021-го на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств ЕАЭС приняли решение подписать соглашение о применении в союзе навигационных пломб. Оно предусматривает отслеживание с помощью электронных навигационных пломб товаров, перемещаемых как в рамках таможенного транзита, так и ряда товаров во взаимной торговле. И уже на ближайшем заседании Евразийского межправительственного совета, которое запланировано на 24—25 февраля, будет рассмотрена реализация данного соглашения. Как станет работать эта система и каков экономический эффект от ее реализации, выяснял наш корреспондент.

Алексей ШУНЕВИЧ, специалист по работе с клиентами РУП «Белтаможсервис»: «Навигационная пломба — это устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем».

Надежный барьер

Для начала отметим, что активно вопрос применения навигационных пломб в Евразийском экономическом союзе обсуждается с 2017 года. Работа была сложной, участвовали все заинтересованные государственные органы и бизнес-сообщество сторон, было много мнений и позиций. При этом в каждой стране-участнице уже есть свои наработки в данном вопросе. Например, в Беларуси механизм внедрения навигационных пломб для отслеживания перевозок начат с 2018 года. Изначально их использовали только в отношении перевозчиков, по которым была информация, что они нарушают таможенное законодательство. В 2021 году сферу применения расширили. Сейчас в стране навигационные пломбы используют в обязательном порядке на литовском и польском направлениях, так как там совершается больше всего правонарушений в таможенной сфере. Эксперты отмечают: этот механизм позволяет сократить количество таможенного контроля непосредственно на границе, сопроводить транспортное средство либо во внутренний пункт таможенного оформления, либо до выезда с территории Беларуси.

В Беларуси национальный оператор системы отслеживания международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств — РУП «Белтаможсервис».

Механизм востребован, работает хорошо. С начала применения уже навешено около 250 тысяч навигационных пломб, рассказал председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский. Он отметил:

— Менее чем за два года в Беларуси с нуля была создана система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб. Острая необходимость в активизации работ по масштабному внедрению системы возникла весной 2020 года, когда электронное отслеживание автомобилей применялось как одна из мер борьбы с завозом из-за границы коронавирусной инфекции. С 7 июня 2020 года постановлением Совета Министров «О применении навигационных устройств (пломб)» система введена в промышленную эксплуатацию. Данный вид контроля за перевозкой продемонстрировал свою эффективность, в связи с чем область его применения постепенно расширяется.

Сегодня навигационные пломбы применяются при выявлении признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиками правил транзита товаров. Также электронная пломба позволяет сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под электронной пломбой для контроля внутрь страны. Владимир Орловский обращает внимание: использование навигационных пломб способствует безопасной транспортировке транзитных товаров от отправителя к получателю, а также обеспечению законного перемещения грузов без вскрытия на протяжении всего маршрута следования. Специалист говорит:

— Фактически электронная пломба стала альтернативой сопровождению. Количество одновременно контролируемых системой электронных навигационных пломб составляет из расчета 4 тысячи транспортных средств в сутки. В настоящее время ежесуточно применяется около 2 тысяч навигационных пломб. Что касается Соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок в ЕАЭС, то его принятие позволит ускорить транзитные поставки на пространстве союза и поставить барьер тем серым схемам, которые существуют сегодня. Соглашение вступит в силу ориентировочно с июня 2022 года, если будет ратифицировано в государствах — членах ЕАЭС к маю 2022 года.

Практический опыт

В нашей стране национальный оператор системы отслеживания международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств — РУП «Белтаможсервис». Проект по внедрению навигационной пломбы в качестве способа мониторинга движения транспортного средства был запущен для упорядочения движения транзитного грузового автомобильного транспорта в стране. Он получил распространение на транспорт, перевозящий по территории Беларуси товары, помещенные под процедуру таможенного транзита. Что собой представляет навигационная пломба, рассказала первый заместитель генерального директора РУП «Белтаможсервис» Елена Скрипчик:

— Навигационная пломба — это устройство, функционирующее с использованием технологии глобальных навигационных спутниковых систем. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства и целостность грузового отсека, сохранность перевозимых товаров. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает коррупционные риски. Навигационные пломбы обеспечивают дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания информации. Активируется навигационное устройство через интернет или с помощью специального мобильного приложения. Навигационные пломбы позволяют не только отслеживать перемещение груза в режиме реального времени, но и сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны.

К слову, наложение и снятие навигационных устройств происходит при въезде в нашу страну и выезде в 12 пунктах таможенного оформления белорусского участка внешней границы ЕАЭС: три из них — на границе с Украиной, три — с Польшей, два — с Латвией и четыре — с Литвой. В случае необходимости аналогичные операции осуществляются в 29 внутренних пунктах таможенного оформления. 

— Работник «Белтаможсервиса» осуществляет необходимые действия по навешиванию навигационной пломбы на грузовой отсек транспортного средства, — продолжает Елена Скрипчик. — Посредством мобильного приложения активируется навигационное устройство и запускается процесс отслеживания. На белорусско-российской границе осуществляется снятие электронного замка в специально обозначенных местах на республиканских автомобильных дорогах. Система отслеживания транзитных перевозок позволяет в онлайн-режиме осуществлять взаимодействие между информационными системами национального оператора и таможенных органов, контроль за перемещением транспортных средств, на которые наложены электронные пломбы, отслеживать их маршрут и оперативно реагировать на возникающие внештатные ситуации. Пломбы ставятся на транзитные фуры в пункте пропуска — процедура занимает около 30 минут. И если, например, фура попадает в ДТП, в котором пломба повреждается, то специалисты РУП «Белтаможсервис» после необходимых проверок готовы заменить навигационное устройство в любой точке Беларуси.

В Беларуси с нуля была создана система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб.

Очевидные преимущества

Электронные навигационные пломбы позволяют осуществлять дистанционный цифровой контроль при трансграничных перевозках грузов, гарантировать сохранность товаров и упростить процедуры их оформления на границе. Эксперты уверены — применение пломб повысит прозрачность перевозок и положительно отразится на развитии сектора транспортных услуг в ЕАЭС. А это в свою очередь позволит повысить привлекательность транспортных маршрутов между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для бизнеса преимущества также очевидны. Это гарантия безопасного транзита своих товаров на пространстве ЕАЭС, исключение дополнительных форм и мер контроля со стороны контролирующих органов союза.

Проще говоря, если наложена пломба, то нет необходимости проверять товар в каждом государстве ЕАЭС, а в некоторых и по несколько раз за один маршрут. Такие условия существенно снижают затраты и в целом способствуют снятию дополнительных административных барьеров для бизнеса, обращает внимание министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максат Мамытканов. Он говорит:

— Соглашение определяет основы регулирования применения в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок по территориям двух и более государств — членов ЕАЭС. Оно предусматривает отслеживание с помощью электронных навигационных пломб перевозок товаров в рамках таможенного транзита, а также перевозок в рамках взаимной торговли государств — членов союза. Отслеживаться станут автомобильные и железнодорожные перевозки. Речь идет об иностранных товарах, которые ввозятся в союз и перемещаются от границы до места назначения. Во взаимной торговле отслеживанию будут подлежать только отдельные высокорисковые категории товаров — это санкционные товары, алкоголь и табак. Цель создания системы отслеживания — повышение транзитного потенциала Евразийского экономического союза в целом за счет минимизации мер государственного контроля при перевозках автомобильным и железнодорожным транспортом.

Использование навигационных пломб способствует безопасной транспортировке транзитных товаров от отправителя к получателю.

Предполагается, что использование навигационных пломб позволит государствам — членам ЕАЭС оптимизировать систему управления рисками и минимизировать случаи досмотров и осмотров содержимого грузовых отсеков транспортных средств. Также применение отслеживания гарантирует прозрачность перевозки. Вся информация о маршруте следования груза с электронной пломбой в онлайн-режиме доступна контролирующим органам.

— За счет минимизации мер государственного контроля сократятся издержки перевозчиков, в первую очередь это время, которое сейчас теряют перевозчики на проведение физического контроля различными контролирующими органами, — продолжает Максат Мамытканов. — Во вторую очередь, нельзя забывать, что путем увеличения прозрачности перевозок мы снижаем долю серого, теневого товарооборота, от которого страдают добросовестные производители и потребители.

Отслеживание перевозок по территориям государств — членов ЕАЭС будет обеспечиваться национальными операторами с использованием информационных систем. При этом информация о перевозках станет доступна контролирующим органам государств — членов ЕАЭС, по территориям которых эти перевозки осуществляются. Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК обращает внимание — требования к навигационным пломбам будут утверждаться Евразийской экономической комиссией: 

— На данном этапе разработки соответствующего решения Комиссии государствами — членами ЕАЭС достигнута договоренность, что физические характеристики и конструктивные особенности электронного блока и элемента пломбирования навигационной пломбы не должны позволить ее снятие и доступ к объектам отслеживания без повреждения элемента пломбирования. Применение навигационной пломбы исключает несанкционированный доступ к грузовому отсеку. В нештатной ситуации пломба регистрирует и немедленно передает данные о событиях, происходящих с ней: перерезание троса, разрушение корпуса, невыход на связь дольше заданного времени и другие. Информация о нарушениях в онлайн-режиме передается в контрольные органы. Планируется, что пломбы будут поддерживать GPS и систему ГЛОНАСС, а также, возможно, систему BeiDou, разработанную в Китае. 

Что касается навигационных пломб, которые станут применяться в ЕАЭС, то это многоразовое устройство, в котором используется многоразовый элемент пломбирования. Пломба не содержит клавиш и управляется посредством внешнего устройства с использованием технологии NFC. При несанкционированном размыкании или разрыве запорного троса, потере связи, разряде батареи пломба фиксирует данное событие и направляет сигнал национальному оператору. Для предотвращения случайного перетирания запорного троса на пломбе имеются встроенные магниты для крепления к грузовому отсеку. Навигационная пломба обеспечивает достоверность и безопасность хранящихся в ней данных средствами криптографической защиты информации, авторизированное замыкание грузового отсека, регистрацию даты и времени замыкания и размыкания, регистрацию места нахождения опломбированного грузового отсека, фиксирует состояния и события, произошедшие с ней.

Что касается финансовой стороны вопроса, то, по словам министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Максата Мамытканова, цены на услуги национального оператора должны быть экономически обоснованными. Это напрямую указано в соглашении. Министр поясняет: 

— Соглашением предусмотрено, что цены на услуги национального оператора (наложение / снятие навигационных пломб, обеспечение отслеживания, предоставление информации, иные услуги) определяются в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, в котором определен такой национальный оператор.

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ


Ия МАЛКИНА, официальный представитель ЕЭК:

— Соглашение о навигационных пломбах преду­сматривает отслеживание с помощью электронных навигационных пломб товаров, перемещаемых как в рамках таможенного транзита, так и ряда товаров во взаимной торговле. Речь идет о санкционных товарах, алкоголе, табаке. Применение соглашения о навигационных пломбах позволит минимизировать контрольные мероприятия на внутренних границах союза и повысить транзитную привлекательность государств — членов союза, обеспечить прослеживаемость товаров и их законный оборот на территории союза. Для реализации соглашения о навигационных пломбах подготовлен план мероприятий по внедрению в ЕАЭС механизма отслеживания перевозок, который предусматривает целый комплекс мероприятий. Утвердить план предполагается распоряжением Совета ЕЭК. Срок запуска системы отслеживания и динамика дальнейшей работы по развитию системы транзита зависят от сроков ратификации в государствах — членах соглашения о навигационных пломбах и соглашения о гарантийных механизмах, а также от реализации государствами-членами и Евразийской экономической комиссией запланированных мероприятий.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter