Для Людмилы Седловской из Шарковщинского района свои Лужки ближе к сердцу

Поставили на вид

Как местные власти с сельчанами решают вопросы благоустройства

Проблемы наведения порядка на земле стоят сегодня достаточно остро. В их решении многое зависит от сельских исполкомов. Однако без активной жизненной позиции жителей деревень вряд ли что-то можно сделать.



Людмила Седловская в Лужках Шарковщинского района живет более 40 лет. С тех самых пор, как после Полоцкого медучилища работает здесь медсестрой. Уроженка Ушаччины давно прикипела к агрогородку душой. 

В Лужках, впервые письменно упомянутых еще 500 лет назад, неплохая инфраструктура: есть больница, школа, Дом культуры, комплексно-приемный пункт, магазины… До сих пор сохранились и действуют церковь Рождества Пресвятой Богородицы и костел Михаила Архангела. Синагогальному комплексу повезло меньше: от него остались руины. Но в Лужках помнят о знаменитом земляке Элиэзере Бен-Иегуде — создателе современного иврита. В честь него в центральном сквере установили информационно-туристическую доску. Но самое главное богатство агрогородка — его люди. Их стараниями плюс заботами местного исполкома Лужки каждое лето утопают в зелени и цветах, радуют обкошенными обочинами, ухоженными домами и дворами. Много лет подряд здесь проводят конкурс на лучшее подворье. Почетную табличку «Дом образцового порядка» на днях вручили Людмиле Седловской. От ее ухоженной усадьбы на улице Дисненской, 31 не отвести глаз:

— Люблю, когда вокруг порядок. Спасибо детям: помогают с благоустройством, вот и наведенный за последний год марафет во многом их заслуга.


Дочки Елена и Ольга, зять Виктор, внуки Катя и Владислав в Лужках частые гости. Несмотря на то что из Витебска, где они живут, до агрогородка не так уж и близко — более трех часов на машине. Расстояние не помеха, считает Ольга Седловская:

— Зато здесь даже дышится легче. Сейчас у меня отпуск, и вместе с племянником Владом с удовольствием рванули из областного центра на сельские просторы. Да, работа в деревне всегда найдется — в том же огороде забот невпроворот, но земля заряжает энергией, позитивом.

Как и ее старшая сестра, Ольга выбрала педагогическую стезю. Она — учитель начальных классов в средней школе № 6 Витебска. А Елена — заместитель директора в школе № 17, гордится дочерями Людмила Ивановна:

— Обе они у меня как на подбор — золотые медалистки. Образование в наших Лужках со знаком качества!


Собеседница вспоминает, как когда-то сама ходила в школу в Дубровке. В одну сторону — 10 километров, за день — все 20. Медицинский путь, выбранный Людмилой Ивановной, оказался попаданием в яблочко. Вот что рассказала дочь Ольга:

— До сих пор односельчане идут к ней за профессиональной помощью и советом. А сколько было в ее практике сложнейших эпизодов, всего и не перечислишь. 

Вместе с врачом ей доводилось принимать роды на дому, спасать сердечников, гипертоников, а однажды — сельчанина, случайно выпившего вместо прохладного кваса отраву от огородных вредителей… Больше суток тогда бились за его жизнь, вспоминает Людмила Седловская:

— Поили водой, а выходило ядовитое «молоко». Даже вспоминать страшно. Но вскоре пациент пришел в себя.


Вместе с мужем Ростиславом Михайловичем они держали крепкое хозяйство: свиньи, куры, лошадь… Была и вся необходимая техника. Сегодня развороты, конечно, уже не те. И все равно Людмила Ивановна найдет, где применить сельскую закалку. Она — цветовод и кулинар со стажем, а какие помидоры выращивает в теплице — настоящие краснобокие красавцы! 

— О чем мечтаю? — улыбается собеседница. — Чтобы деревня жила, была полна хороших людей, а заброшенным избам обязательно находились хозяева. 

Конечно, даже если освободившиеся от домов-призраков участки не слишком востребованы, это не повод для местной власти бездействовать. Ведь облик и настрой деревни — величины взаимосвязанные. Председатель Лужковского сельисполкома Татьяна Краснодубская озвучивает статистику:

— На территории нашего сельсовета 56 населенных пунктов и сейчас более 80 свободных земельных участков, предназначенных под строительство и обслуживание жилого дома. Большого интереса к ним нет. Тишина даже в центральной усадьбе — Лужках, где реально подключить все коммуникации. Сказывается то, что наши деревни в стороне от дорог. Но из плюсов — возможность не возводить дом с нуля, а прийти на все готовое. 

В сегодняшней глубинке хватает выбора из жилых домов в хорошем состоянии. Договориться с наследниками о покупке не проблема. Чем и пользуются желающие, в основном дачники и пенсионеры, решившие стать ближе к природе. Есть и исключения из правил. Буквально на днях регистрировали людей, перебравшихся в Лужки из Витебска, делится Татьяна Николаевна:

— Это семья с тремя детьми. Купили дом, решили обосноваться в глубинке. С работой уже определились — соцработник и продавец в магазине. Ребятня пойдет в школу в агрогородке. Новоселам рады! Для деревни каждый житель «в плюс» — это перспектива.


— Как воздействовать на нерадивых наследников? — интересуюсь.

Глава сельисполкома боится сглазить, но признает, что совсем проблемных случаев у них пока нет. Даже проживая за границей, например, в странах Балтии, люди помнят о родовом гнезде. Просят соседей, знакомых об услуге — позаботиться о той же обкоске территории. А за никому ненужным жильем старается присматривать исполком. Но понятно, что для каждого заросшего бурьяном домика его сил и возможностей не хватит, говорит Татьяна Николаевна: 

— Что касается сноса ветхого жилья, то деньги стремимся осваивать дважды в год. Суммы не малые, только на демонтаж одного дома уходит где-то 500 рублей. Прилично времени и сил тратится на подготовку документации, поиск наследников... В этом полугодии под ковш в Лужковском сельсовете уже пустили три дома, которые были бельмом на глазу деревни. Сейчас для передачи в суд в процессе находятся материалы еще по пяти домам.
На снос ветхих домов в прошлом году по Витебской области было выделено 275 тысяч рублей, на этот год — 318 тысяч. 
ЦИФРЫ

За шесть месяцев с начала 2020 года в Витебской области выявлено около 250 ветхих (снесено более 90) и около 650 пустующих (снесено более 100) домов. И картина каждый день меняется. Выморочным наследством признано более 80 домов. Но есть и положительные примеры: около 150 заброшенных домов владельцы привели в порядок самостоятельно, по 160 высказали пожелание использовать для проживания. 

В ТЕМУ

Далеко не все местные исполнительные и распорядительные органы четко соблюдают требования Указа № 357 «О пустующих и ветхих домах», говорит Татьяна Иванова, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Витебской области:

— Так, отсутствует надлежащий учет пустующих и ветхих домов, среди населения не ведется разъяснительная работа о последствиях бесхозяйственного содержания жилых помещений. Несмотря на то что в райисполкомах созданы комиссии по обследованию состояния жилых домов, их обязанности, как правило, ложатся на сельисполкомы. Осмотры жилья проводятся нерегулярно, заключения составляются несвоевременно либо с явными нарушениями. Персональный состав комиссий требует пересмотра. 

Возьмем конкретный пример: на момент проверки в Чашникском районе одна из членов комиссии находилась в декрете, но по документам до сих пор оставалась в строю. Как и еще один ее «коллега» по осмотрам ветхих и пустующих строений, который был освобожден от должности еще в апреле. Реалии таковы, что пустующие дома выявляются не комиссионно, как положено, а председателями сельисполкомов. Как итог — сроки принятия по ним решений необоснованно затягиваются. Такие факты зафиксированы в Верхнедвинском, Глубокском, Оршанском, Поставском и других районах, конкретизирует собеседница:

— К примеру, в Бешенковичском, Докшицком, Толочинском районах есть вопросы по извещению и поиску собственников или наследников, долгое время не использующих жилые помещения. А в Браславском, Россонском, Чашникском райисполкомы не обеспечили надлежащее ведение реестров. 

Так, в реестр пустующих домов, расположенных на территории Иванского сельсовета Чашникского района, включены 8 домов в населенных пунктах Иванск, Демидовичи, Красница; в реестр ветхих — 16 домов в Иванске, Демидовичах, Подрезах, Пристоях, Краснице. На деле таких домов оказалось гораздо больше. 

Только в населенном пункте Красница выявлено 9 неучтенных домов, относящихся к категории пустующих, продолжает Татьяна Иванова:

— Хватает эпизодов, когда решение о том, что ветхий дом должен оказаться под ковшом экскаватора, вовремя не принимаются, хотя с момента направления собственнику предписания прошло более полугода... 

Для устранения недостатков и нарушений в исполкомы области внесено двенадцать представлений. Срок для работы над ошибками — до конца этого лета.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter