Народная газета

Поставили на колеса

Какие перспективы у легкового автопрома в Беларуси

Легко ли завоевать место под солнцем на рынке мирового автопрома

С недавних пор наша страна вступила в клуб космических держав и создала собственное ракетостроение. Наши самосвалы, автобусы и тракторы знает, без преувеличения, весь мир. По экспорту молочной продукции мы также в лидерах. С запуском завода “БелДжи” под Борисовом Беларусь стала полноправным участником мирового автоклуба наряду с такими солидными игроками, как США, Германия, Япония, Франция, Китай.

Фото БЕЛТА

С  конвейера совместного белорусско-китайского предприятия будут сходить и элегантные кроссоверы, и компактные седаны. На первом этапе по 60 тысяч автомобилей в год, а затем планируется удвоить производство. Все автомобили оснащаются как механической, так и автоматической коробкой передач и соответствуют экологическому классу Евро-5. В частности, на флагманском внедорожнике Atlas установлены четырехцилиндровые “атмосферники” объемом 2 и 2,4 литра, разработанные при технической поддержке Volvo. Мощность обоих агрегатов — под 150 лошадиных сил. Вполне достаточно, чтобы удовлетворить амбиции любителей скоростной езды.

Новое производство под Борисовом отвечает всем требованиям мирового автопрома. Например, сваркой кузова занимаются баварские роботы. Те самые, которые применяются на заводе Porsche в Германии. Причем умная электроника сама устанавливает режим сварки, исходя из толщины металла. Технология покраски позаимствована у компании Volvo. Этот шведский бренд, напомню, принадлежит концерну Geely. Качество сборки — под полным контролем автоматики. Даже если обычная гайка закручена не до конца, робот не позволит машине пройти на следующий участок конвейера. Помощник директора завода по технической части “БелДжи” Чен Вэньань в качестве авто уверен на все сто: — Оборудование настроено на три модели автомобилей без переналадки. Специалисты прошли стажировку в Китае. Причем это было обучение полного цикла. Так что ваши ребята теперь могут работать на любом автомобильном производстве в любой точке мира.

— С появлением производства легковых машин белорусская экономика получает еще один мощный драйвер, который позволяет загрузить много других отраслей, — описывает перспективы министр промышленности Виталий Вовк. — Одно рабочее место в машиностроении дает от 7 до 12 рабочих мест в других секторах. 

Ценовая политика тоже играет не последнюю роль. По некоторым сведениям, стартовая цена кроссовера Geely Atlas NL3 будет в районе 34 тысяч рублей. Это сопоставимо с конкурентами российской сборки и уж точно дешевле аналогов из ЕС. Однако на предприятии уверяют: с выходом на рынок флагманского седана Emgrand GT в бизнес-классе должен появиться игрок по невероятно низкой цене.

Сейчас уровень локализации на “БелДжи” достигает 30 процентов. Из белорусского в новых автомобилях — аккумулятор, шины, диски, кресла, выхлопная и тормозная системы. Через год более половины деталей будут местного производства. Так что развитие таких смежных направлений, как оборудование и сервис, также обеспечено.

Здесь в качестве примера отлично подходит опыт Словакии. К моменту распада ЧССР там вообще не производили автомобили. Благодаря политике привлечения инвестиций сейчас небольшая страна с населением 5,5 миллиона человек выпускает более 1 миллиона автомобилей в год (такие объемы обеспечены тремя предприятиями: Volkswagen, Kia Motors и PSA Peugeot Citroen).

Конечно, произвести качественную продукцию — это лишь полдела. Не легче, а может, даже и сложнее ее продать. Увеличение гарантийного срока эксплуатации до пяти лет, создание сети сервисных станций и собственного конструкторского бюро на базе “БелДжи” — первые и самые очевидные шаги к популярности новых моделей. Но одновременно предстоит разработать гибкую систему лояльности для потребителя. Рассуждает эксперт в области авторынка Сергей Варивода:

— Предвижу массу критических стрел в духе “Кому эти Geely нужны?”. Но, как правило, о качестве китайских автомобилей судачат те, кто на них никогда не ездил. Деньги любят счет, а качество производимых сегодня разными компаниями автомобилей сближается. Зачем переплачивать за логотип? На мой взгляд, должна быть запущена система льготного кредитования и автолизинга, программы поддержки обмена старых автомобилей владельцев на новенькие Geely (трейд-ин), возможно, программы субсидирования покупки первого автомобиля или покупки многодетными семьями. Имеют право на жизнь и налоговые льготы для покупателей отечественных автомобилей. Например, в виде налогового вычета при исчислении подоходного налога.

Кстати, в мире существует около 15 инструментов поддержки автопрома. Практика стимулирования спроса через рынок розничного кредитования — самая эффективная и популярная. На рынке России, например, каждый второй легковой автомобиль в этом году будет продан с использованием программ бюджетной поддержки, направленных на стимулирование потребительского спроса. Среди самых известных — “Первый автомобиль”, “Семейный автомобиль”, “Русский фермер”, “Русский тягач” и “Свое дело”. Первые две предназначены для частных лиц, остальные — для корпоративных закупок. Во многом благодаря этим мерам  российский национальный бренд Lada стал лидером внутреннего рынка. Повторит ли этот успех Geely?

104 миллиарда евро заработали в прошлом году 17 крупнейших автопроизводителей. Самыми рентабельными оказались компании из Германии и Японии — BMW, Toyota и Daimler.

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?