Пост номер один

опросив у всех прощения и вдоволь наевшись блинов на масленицу, мы вспомнили о воздержании.
опросив у всех прощения и вдоволь наевшись блинов на масленицу, мы вспомнили о воздержании. В этом году, по примерным прикидкам, на 49 дней сделать свою жизнь постной намерены около 15 процентов жителей нашей страны. Наверное, это немного. А с другой стороны - представьте, что это семь недель полного запрета на все те радости, которыми многие из нас привыкли любые жизненные проблемы "заедать".

Вообще-то по установлениям православной церкви около 220 дней в году должны быть постными. Но для не слишком уж религиозного обывателя это, пожалуй, слишком. А вот Великий пост стал в последнее время чем-то большим, чем просто борьба с самими собой в память о мучениях, принятых Христом. Великий пост нынче стал очень модным. Сколько раз доводилось слышать: "Начну поститься - приведу себя в порядок к лету".

"Постимся, верные, от снедей тленных"

У обывателя это зачастую так: отличная возможность приятное и полезное совместить. Вроде как и смирение демонстрируешь, умеренность, какую религия требует. И с килограммами, накопленными за малоподвижную зиму, расстаешься.

Веками заведенный "постный" уклад снова стал объективно актуален в XXI веке!

Фольклорист кандидат филологических наук Галина Петровская видит в Великом посте житейскую обусловленность. Поскольку наши предки вегетарианцами почти круглый год были, то и Великий пост прежде проходил без "экстремальщины"

: - Чревоугодие - порок нашего века. А предки, особенно крестьяне, в еде всегда были умеренны, если не аскетичны. Летом в календаре много постных дней было: здесь и религиозная, и житейская подоплека - холодильников-то не было. Да и скотину били только перед Новым годом, на святого Василия (был в календаре такой день - покровителя домашнего скота). Вообще, в народном календаре белорусов праздники, когда мяса было на столе вдоволь, можно перечесть по пальцам одной руки - коляды, масленица и Пасха. Вот, пожалуй, и все...

Здесь, правда, стоит добавить, что еще столетие назад поститься было не так пресно. Даже нынешняя продовольственная индустрия с ее генно- модифицированным разнообразием и соевыми заменителями не сравнится с той индустрией постной еды, которая была в Минске в конце позапрошлого века. Так, в разных районах города во время Великого поста работало 5 постных (!) рынков. Самым крупным из них был Троицкий базар на одноименной площади. В постные дни крестьяне приезжали со всех окрестностей, снедь выкладывалась загодя, затемно, прямо на земле (благо было уже не холодно, товар не успевал замерзнуть). Для продажи в пост специально проращивали зелень, зерно. Впрочем, своего часа ждали и кадки с мочеными ягодами, яблоками, капустой и грибами. С наступлением великопостных дней на Нижнем рынке даже прекращалась торговля требухой. К вящей радости городских властей. Ибо в погожие дни оттуда шел такой смрад, что город просто задыхался. Городская беднота и середняки держали пост обязательно. Потому замирал на это время и рыбный рынок (находился возле Свято-Петро-Павловского собора). Правда, были для этого и причины иного характера - по весне Немига, на берегу которой стояли рыбные ряды, разливалась. Торговцы попросту лишались своих мест. Так что субъективно минчане вынуждены были поститься. Зато повсюду в районах городских рынков, да и просто по центральным улицам появлялись женщины с булькающими чугунками. Хозяйки на розлив - по плошкам и тарелкам - продавали солодуху, кулагу, гороховый кисель, пареную репу, похлебки с грибами, пироги с репой, морковью, свеклой и луком.

Некоторые исследователи видят в Великом посте и санитарную меру. Ранней весной, когда талые воды несли с собой тьму болезнетворных бактерий, у ослабевших за зиму домашних животных начинался массовый падеж. И запрет на употребление животной пищи исподволь защищал от случайного попадания на стол некачественного, или, как говорили тогда, "тлетворного" молока и мяса: "Постимся, верные, от снедей тленных".



Главное - взять правильный "вес"

49 дней Великого поста - самые сложные из всех постных дней года. Вообще-то сам пост длится 40 дней, а потом к нему добавляются еще Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели.

Постятся православные ныне по двум канонам: общецерковному и монастырскому. Общецерковный, так называемый царский, по которому держат пост миряне, куда легче, чем монастырский. А вот в монастырях до сих пор говеют по строжайшему, составленному еще в XIV веке, Великопостному уставу. Впрочем, в любом ограничении возможны варианты. И обсуждать их лучше всего со своим духовником.

Но во все времена церковь делала исключение для больных, ослабленных, престарелых, беременных женщин, маленьких детей и тех, кто в пути.

Пост ведь - в первую очередь состязание. С самим собой. И здесь очень важно взять тот "вес", который по силам.

В этом году пост будет "утяжелен" еще и тем, что почти никаких послаблений не разрешает - праздник Благовещения, когда истощенному постом человеку можно было хоть рыбки поесть да глоток вина сделать, в этом году попадает на Страстную седмицу. А в эти дни многие верующие и вовсе от пищи отказываются. Накануне, в Лазареву субботу, 3 апреля можно позволить себе рыбной икры откушать, а 4 апреля, в день входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), - рыбы. И все. Больше никаких продовольственных вольностей.

Но суть поста не только в воздержании от пищи. Главное - укрощение самого себя. И скудный рацион - самое меньшее из всех лишений, которые должен перенести говеющий. Для того и Прощеное воскресенье перед постом придумано, чтобы, попросив у всех прощения за былые обиды, без камня за пазухой, вступить в пост. Ни сквернословить, ни лгать, ни думать о ком-то плохо в эти дни нельзя. Нельзя и развлечениям предаваться. "Если вы телом смиренны, а по телевизору передачи вроде "Аншлага" смотрите - грош цена такому посту", - говорят в эти дни духовники своей пастве. Строгий запрет и на плотских утехах лежит. Свадеб не играют, песен не поют. Впрочем, сейчас с этим не так строго. Во всяком случае, столичные загсы не закрылись - количество заявлений о вступлении в брак, по наблюдениям регистраторов, уменьшилось примерно на треть. И только. А ведь еще сто лет назад священники отказывались (известны случаи) крестить детей, зачатых в период поста!

Традиция строгих постов сохранилась в основном в православии. У католиков в Великий пост правила не столь строги: существуют лишь два категорически строгих дня. Это "пепельная среда", день начала поста - 25 февраля. На службах в этот день головы прихожан посыпают пеплом - знак раскаяния человечества в содеянном когда-то. Второй строгий день - Великая пятница, накануне Страстной субботы, день распятия Христа. В эти дни католическая паства не может есть животную пищу и только один раз в сутки можно поесть досыта. В остальные же дни католическая церковь хоть и рекомендует воздержание и в еде и в помыслах, на строгих условиях не настаивает. "Достаточно в знак смирения просто отказаться от чего-то, что любишь, - говорят парафияне. - Для одних это - сладости, для других - телевизор". И хотя Пасха в этом году у православной и католической конфессий совпадает, у католиков Великий пост на три дня короче.

Если в году две трети дней - постные, это не могло не сказаться на национальной кухне. Пост, кстати, никогда не считался наказанием. Это своего рода праздник, поскольку "очищает тело твое и душу от яда" (Иоанн Златоуст). Создателями и хранителями секретов приготовления постной пищи традиционно были монастыри. Именно они дали немало рецептов, вошедших впоследствии в светские кулинарные книги. Мало кто знает, но любимый нами "Бородинский" хлеб так назван не в честь знаменательной битвы. По поводу его происхождения есть немало версий, самая крепкая из которых - сладковатый хлеб стали печь в монастырях, дабы скрасить пресное существование в пост. Или, скажем, рыба по-монастырски - отличное блюдо, которое в пост должно было компенсировать говеющим все тяготы сухоядения.



Повод оздоровиться, а не разбудить старые болячки

У поста есть свои плюсы, а есть и минусы. У медиков на сей счет единства мнений нет. Скажем, диетологи, специалисты по питанию, нередко повторяют, что для здоровых людей посты - самая совершенная модель диет. Если ей следовать, лишний вес никогда не будет вашей проблемой. Во время поста организм очищается от шлаков, токсинов, это отличный способ легко адаптироваться к смене сезонов. Между прочим, еще в Древней Греции существовало некое подобие поста. И не по религиозным соображениям. Просто древние целители вычислили, что человек лучше переносит смену времен года, если его организм не перегружен переработкой лишней пищи.

Пост испытывает на прочность все системы организма. И для неподготовленного человека отказ от привычной еды и режима питания может обернуться новыми болезнями или обострением старых.

Знаменитый российский исследователь кулинарии Вильям Похлебкин всю жизнь высказывал свое резко отрицательное отношение к посту. Считал, что во время весеннего авитаминоза ограничивать себя в питании - настоящее преступление против организма. Немало медиков эту точку зрения разделяют. Особенно те, которые работают в экстренной медицине. По словам хирурга 2-го хирургического отделения Центра внутренних кровотечений минский БСМП Дмитрия Хваленова, количество пациентов с внутренними кровотечениями и прободными язвами в пасхальные дни заметно увеличивается.

- Когда человек семь недель постился, его организм привык к легкой пище. А потом вдруг, на радостях, наелся жирного, острого, да еще выпил - жуткий стресс для пищеварительной системы. Есть хорошее слово "разговляться", то есть входить в обычный рацион осторожно. А у нас же традиция - на Пасху всегда столы ломятся. А потом все госпитализацией может закончиться. Или даже операционным столом. Если же говорить о тех, кто не страдает заболеваниями, то воздержание в еде все-таки очень полезно. Предки наши не зря систему постов придумали...

Но людям, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, гипертоникам, прежде чем начинать поститься, лучше получить "благословение" от лечащего врача. Не имеющим же противопоказаний нужно помнить, что начинать поститься необходимо осторожно и медленно, принимая во внимание особенности своего организма и нервной системы. И нервная система здесь не просто к слову пришлась. Священники в период поста отмечают особую необходимость духовной крепости - дескать, нечистые силы в этот период особенно активны. Медики же отмечают, что человек, сильно ограничивающий себя в еде, становится раздражительным, нервным. Потому - берегите нервы! Не забывайте о том, что пост не столько смирение плоти, сколько - души!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter