Мастер выполнил работу, но денег ему платить не собираются. Что делать?

Посредники оказываются крайними

В истинности афоризма «не делай добра, не получишь зла» могилевчанка Тамара Степанченко в очередной раз убедилась совсем недавно. Она познакомила своего приятеля с мастером, который починил тому пол в гараже. Но заказчик не желает рассчитываться, утверждая, что платить должна… сама Тамара.

Расчетное время вышло

Коллаж Ольги Александровой
Максима Ковалева Тамара Степанченко знает лет двадцать: когда-то были сослуживцами, трудились в одном коллективе. В последнее время не то чтобы общались часто, но иногда встречались в городе, обсуждали разные события. Как-то Максим пожаловался, что в его гараже, расположенном на окраине города, требуется ремонт пола. Мужчина знал, что у подруги Тамары Зинаиды муж — умелец на все руки. Попросил о содействии. Как откажешь? Хотя слышала от общих знакомых, что ее собеседник не всегда щепетилен в финансовых вопросах. Но он уговаривал, давил на жалость, твердил, что чужому, без рекомендаций, мастеру не доверяет.

Вздохнув, Тамара согласилась составить протекцию, вечером позвонила подруге Зинаиде, та поговорила со своим Алексеем. Трудолюбивый покладистый муж даже обрадовался — дескать, почему бы в выходные не подработать?

Пол он отремонтировал качественно, на совесть, оставил за собой полный порядок, да и попросил за свой труд недорого — 150 рублей. Однако хозяин заявил, что по вопросу расчета позвонит Алексею завтра. И пропал. Зинаида Тамаре об этом не сказала, не хотела расстраивать. Подруга сама спросила. Узнав, как обстоят дела, решилась побеспокоить Ковалева.

А тот огорошил:

— Ты договаривалась — ты и плати. Я тебе в свое время помогал. Денег не брал. И теперь думал, что мне это будет бесплатно.

После такого заявления он отключился.

Вроде бы ситуация странная, дикая, но, увы, не такая уж редкая. Случается, что именно бескорыстные помощники, не имевшие никакой выгоды, вдруг становятся крайними.

Бобруйчанин Олег просто помог другу детства продать кроссовки, которые тому не подошли по размеру. Прошелся вместе с ним по подъезду, в котором живет, поспрашивал соседей-ровесников. Один из них охотно приобрел модную обувь. Но через неделю вдруг передумал — разонравились.

Однако за это время друг уехал в другой город что-то кому-то строить, на связь не выходил. А сосед все настойчивее требует деньги за ставшие ненужными кроссовки, говорит о невольном посреднике нелестные вещи другим жильцам подъезда. Конечно, парень надеется, что по приезде приятеля конфликт урегулируется, но все равно неприятно.

Могилевчанка сводила бывшую одноклассницу к знакомому парикмахеру. Прическа подружке не понравилась, теперь дама, которая познакомила ее с мастером, — крайняя, и вроде даже должна вернуть часть денег, заплаченных за услугу клиенткой, «если, конечно, имеет совесть».

Случайные люди — помощники, на которых оказывают давление, — со временем начинают действительно чувствовать себя причастными, виноватыми. Вот и Тамара Степанченко предлагала сама отдать деньги мужу подруги за ремонт чужого гаража, хоть они у нее и не лишние. Но тот, конечно, и слышать не хочет, ни за что не берет. Тамаре же все равно теперь неудобно лишний раз встречаться с Зинаидой — мучает совесть.

А что по этому поводу говорят юристы? Адвокат Геннадий Михолап отмечает:

— Конечно, в данном случае требовать что-то с Тамары нелогично: она не была стороной сделки, не брала на себя никаких обязательств, не имела никаких выгод, просто познакомила заказчика и подрядчика. Что касается Максима и Алексея, нужно сразу уточнить: а была ли у них договоренность о работе на платной основе, оговаривалась ли сумма вознаграждения заранее? В бытовой сфере широко распространено, когда кто-то кому-то помогает, а потом хозяин благодарит помощника по своим возможностям, на свое усмотрение.

Адвокат советует: если беретесь работать у кого-то за деньги, всегда нужно составлять соответствующий документ. Между частными лицами это договор бытового подряда. В нем указывается фронт работ, сумма вознаграждения, сроки исполнения, требования к качеству. Что касается гаражных перипетий, то можно, конечно, обратиться в милицию — все же специалист использовал свои инструменты, возможно, материалы. Затратил на это время. Будет проведена проверка, всех опросят, в том числе Тамару в качестве свидетеля. Но маловероятно, что в действиях заказчика усмотрят факт мошенничества, а значит, это гражданско-правовые отношения — такие конфликты разрешаются в суде. Однако там профи будет не просто отстоять свои права. Впрочем, Алексей говорит, что жаловаться никому не собирается.

Плата за доверчивость

И все же как избежать подобных ситуаций добровольным помощникам, которых некоторые непорядочные люди пытаются впутать в свои финансовые отношения, заставляют взять на себя чужие обязательства?

Официальный представитель Ленинского РОВД Могилева Елена Симонова рекомендует:

— Нужно более тщательно выбирать круг знакомых. Если люди не внушают доверия, лучше держаться от них подальше, не иметь с ними никаких дел, на подобные просьбы отвечать отказом. Из-за излишней доверчивости некоторых наших граждан с ними нередко случаются неприятности.

Между тем супруга Максима Ольга недавно позвонила Тамаре и спросила, сколько ее благоверный должен мастеру. Наверное, в отличие от мужа, у нее заговорила совесть. Намерены рассчитаться? Тамара признается, что теперь сто раз подумает, прежде чем какого-то специалиста кому-то рекомендовать и сводить заказчика с мастером. Нужно на просьбы учиться чаще говорить твердое «нет»?

В ТЕМУ

Ирина Барановская, психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы:

— Не каждому человеку тот же Максим решился бы предложить оплатить свои долги: такие, как он, выбирают своими жертвами людей неконфликтных, не очень в себе уверенных, не умеющих за себя постоять. Наверняка, делая Тамаре подобное заявление, он знал, что останется безнаказанным. Что же касается его личности, человек это, безусловно, скупой, крайне непорядочный, совсем не заботящийся о своей репутации — ему все равно, что подумают окружающие. Обычно, обращаясь к кому-то с просьбой, такие люди любят рассказывать, какие они несчастные, как им плохо, давить на жалость. Нередко это срабатывает, знакомые соглашаются помочь, а потом вместо благодарности получают подобные сюрпризы. С годами такие, как Максим, не меняются, поэтому не стоит иметь с ними дел, — могут обмануть.

БЛИЦОПРОС

Геннадий Жучков, пенсионер:

— Обычно с такими ситуациями я не сталкивался, хотя и самого нередко просили оказать содействие, и знакомых специалистов неоднократно рекомендовал разным людям. Договоров не составляли, решали все устно. Если человек не внушал доверия, с ним просто не связывались. Только однажды заказчик мне показался подозрительным, я попросил его оставить мне что-нибудь из ценных вещей в залог.

Марина Басова, бухгалтер:

— Бывают ситуации, когда человек выступает в роли посредника, связывает подрядчика с заказчиком, берет на себя определенные обязательства, имеет свой процент от сделки. В этом случае вполне уместно предъявлять к нему претензии. Если же кто-то порекомендовал мастера просто так, без всякого личного интереса, по доброте душевной, то требовать от него чего-то странно и непорядочно.

Галина Тарасова, продавец:

— Я стараюсь никого никому не представлять, не давать рекомендаций после того, как пару раз нарывалась на неприятности. Кто-то кому-то не угодил, а на меня обижались. Сегодня, считаю, нет необходимости в такого рода рекомендациях: читайте объявления на рекламных сайтах и найдете любого спеца. Там же можно узнать отзывы об их работе.

mendeleva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter