Поспешай медленно

Об экономике Китая

Китай. Импорт снижается, экспорт идет в гору, золотовалютные резервы растут... В газетах пишут о том, что замедление экономики — это хорошо, не опасно и добавляет стабильности. Люди, научившиеся читать между строк, понимают: проблемы множатся.


Экономисты утверждают, что кризис 2008 года преодолен еще не полностью. При этом одна из проблем китайской экономики, которая проявляется все острее, — ее открытость, читай: зависимость от мирового спроса. Китай — мировая фабрика, кто ж не знает. С одной стороны, это хорошо: производство, занятость, оборотные средства. С другой — не очень. Мир затягивает пояса — в Китае уменьшаются объемы производимой продукции. Есть стремление переориентировать производства с сужающегося внешнего рынка на пока не насытившийся внутренний. Процесс идет, но куда медленнее, чем это виделось оптимистам три года назад. Более того, стремление повысить внутренний спрос за счет увеличения зарплат дало вполне предсказуемый, но нежелательный эффект: выросла инфляция. То, что рост зарплат без роста производительности приводит именно к ней, все вроде бы знают. Но в Китае, где привыкли законы рыночной экономики подправлять административными мерами, это правило решили проигнорировать. В результате в июне инфляция даже при своеобразных китайских методах статистического учета выросла на 6,4% по сравнению с предыдущим месяцем и на 14,4% по сравнению с июнем прошлого года. Стоимость свинины (а это основной продукт питания) подскочила на 57% — правительство распорядилось открыть «закрома родины» и вбросить на рынок государственные резервы в попытке стабилизировать цены. Ранее с той же целью открывали сахарные закрома. Помогает пока не слишком.


Еще одна, куда более важная, чем цены на свинину, проблема — долги местных правительств. Сегодня их сумма составляет 10,7 трлн. юаней (1,65 трлн. долларов США), это 27% ВВП. Причем такой астрономической цифры долг достиг буквально за три года. Помните, весь мир удивлялся тому, как хорошо Китай пережил финансово–экономический кризис? Тогда правительство объявило о выделении огромного (4 трлн. юаней — 618 млрд. долларов США) стимулирующего пакета, который пошел в основном в инфраструктуру — новые дороги, кварталы, города... Только вот само центральное китайское правительство выделило на это из бюджета лишь 1,2 трлн. юаней, остальное местные правительства должны были изыскивать сами. Вот они и изыскали — одолжили. А сейчас пришло время расплаты: до конца этого года нужно погасить четверть всех долгов.


Самый простой путь найти деньги — повысить цены. На ту же инфраструктуру, например: практически все приличные дороги в Китае платные. Но повышать цены за проезд бесконечно не будешь. Сегодня и так треть всех логистических расходов Поднебесной приходится на оплату дорог. Чтобы сэкономить, перевозчики перегружают транспорт: например, вместо разрешенных 15 т загружают все 60 (это не шутка, а официальная цифра). Только на прошлой неделе из–за таких перегрузок обвалились два моста. И эксперты утверждают, что разорвать этот порочный круг — дорогой бензин, дорогой транспорт, повышение цен — в ближайшие годы вряд ли удастся.


Китай продолжает покупать американские и европейские бонды. Американские — чтобы поддержать курс доллара, европейские — чтобы поддержать экономику еврозоны, крупнейшего торгового партнера Китая.


Тем временем население, экономических законов не изучавшее и политических мотивов не разделяющее, глухо ропщет. «Что нам до этой Греции? Почему я должен оплачивать ее долги? У нас в стране, что, уже все богатые?» — с пафосом вопрошает парикмахер Вэн. Он снимает небольшую квартирку в районе русского рынка Ябаолу, работает в одиночку, налогов не платит и говорит, что сегодня стране остро не хватает такого человека, как Дэн Сяопин или более недавний (1998 — 2003 гг.) премьер–министр Чжу Жунцзи, — с видением перспективы и способностью эту перспективу воплотить в жизнь.


Китай сегодня на некотором перепутье. Последние 30 лет отмечены резким ростом экономики и уровня жизни, но, кажется, этот этап завершился. Сейчас стране нужно выходить на новый уровень, потому что время дешевой рабочей силы практически закончилось, изменилась ситуация как внутри страны, так и в мире. Нужно искать что–то новое — если не для нового скачка, то для новой эволюции. Правительство аккуратно нащупывает этот новый путь. Говорят о высоких технологиях и скоростных поездах. Посмотрим, удастся ли потеснить с рынка уже занявших эти ниши Японию и Корею. Схватка за железнодорожные технологии уже началась, напишу об этом подробнее в ближайшее время.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter