Поспешать, но с толком...

Об активизации приватизационных процессов в Беларуси

Инвестиционные компании смотрят на нашу страну с интересом. Это логично. Доля неразгосударствленных активов у нас около 75 процентов. В России, Литве, Польше наоборот: почти три четверти товаров и услуг производится в негосударственном секторе. Что из этого еще следует? У соседей — богатый и пестрый опыт приватизации. Действуя с умом, можно взять из него лучшее. А худшее — коррупцию, «откаты» и рейдерские разборки — не повторить...


Курс на активизацию приватизационных процессов в Беларуси подтвердил на днях Премьер–министр Сергей Сидорский.


Ускорять разгосударствление экономики необходимо по ряду причин. Как мне представляется, потребность в пополнении золотовалютных резервов — одна из них, но не самая главная. Соль в другом: многим нашим заводам необходимо эффективное управление. Время работает против них, беспощадно снижая конкурентоспособность и капитализацию. Вспоминаю тяжелые впечатления от прошлогодней командировки на бараньский «Лёс». Предприятие отстало технологически, лишилось многих квалифицированных кадров, припало к бюджетному финансированию... Да, когда–то оно было «гордостью советского ВПК». Но какое отношение это имеет к нынешнему дню? Старая слава — это, конечно, ценно, но денег на счет она не приносит. А ведь был вариант: в 90–е, как мне рассказали на заводе, интерес к «Лёсу» проявляла финская «Нокиа».


Или взять часто упоминаемый в последнее время в СМИ доведенный до ручки Минский подшипниковый завод. Несколько лет назад шведская компания–гигант SKF подходила к МПЗ с серьезными намерениями. Но приватизация не случилась. И сегодня производство подшипников, так же как и «лёсовских» систем радиосвязи, субсидируется налогоплательщиками...


То, что в Беларуси не спешили с тотальным разгосударствлением, конечно же, плюс. Но, «перезревая», вопросы приватизации начинают оборачиваться минусами для предприятий и бюджета. Пять лет назад оборудование на Минском подшипниковом заводе было изношено более чем на 80 процентов. Сейчас — почти на 100. Денег для возрождения подобных производств с каждым годом требуется все больше, а интерес инвесторов к ним — все меньше.


На фоне технологического и финансового положения некоторых наших заводов разговоры об опасности «прихода частного капитала», о потере контроля над важными отраслями не кажутся достаточно убедительными. Скажем, в свое время были опасения, что допуск в пивную отрасль Беларуси таких крупных игроков, как BBH, «Хайнекен», может «положить» местные заводы. Но ведь этого не случилось. Государственный пивзавод «Крынiца» продолжает работать. Не «легли» и другие производители. Хотя конкуренция на рынке, очевидно, обострилась. Но кому от этого плохо? Вряд ли было бы лучше, если бы бобруйский завод «Дедново» не был продан инвесторам, а оставался отсталым и на грани банкротства.


Или взять рынок сотовой связи. Сектор — важный, даже стратегический. Но доминирует в нем иностранный капитал. И в чем же здесь опасность? Дотаций и субсидий мобильные операторы не просят, налоги отчисляют исправно, внедряют в Беларуси высокий уровень менеджмента и корпоративной культуры...


Выскажу такую острую, но выношенную мысль. Угрозу для наших производств представляют не столько последствия приватизации, сколько нынешнее неэффективное управление ими. Отсутствие грамотных маркетинговых решений, ухудшение финансовой ситуации и «тихая» распродажа заводских площадей для покрытия убытков — эти процессы можно увидеть на многих госпредприятиях.


Так, может, лучше продавать проблемные заводы не кусками, а «единым имущественным комплексом»? Не под склады и офисы, а под нормальную производственную деятельность. И не фирмам с сомнительной репутацией, а серьезным известным компаниям. Но продавать на понятных, прозрачных и конкурентных условиях. С учетом соседского опыта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter