Посоветуемся!

О чем хотелось бы поговорить перед началом учебного года?

Раньше говорили: школа сильна своими традициями. Сегодня впору добавить: и своей открытостью к новому. Ведь старый опыт хорош лишь тогда, когда востребован молодежью. Иначе кому, зачем он нужен? Вот–вот придут в школу со своими вопросами более 90 тысяч первоклашек, родившихся уже в XXI веке. А всего около 1 миллиона 150 тысяч учеников в этом учебном году будут принимать у педагогов экзамен на современность. Что нового появляется в школьных классах и коридорах сегодня? С какими проблемами приходится сталкиваться коллективам учебных заведений? В нашем августовском педсовете участвуют директор вилейской гимназии № 1 «Логос» Наталия Жибуль, ведущий инспектор управления общего среднего образования Минобразования Ирина Каржова, учитель информатики гимназии № 13 г. Минска Елена Малашкевич, главный инспектор управления общего среднего образования Минобразования Светлана Простакова, директор гимназии № 50 г. Минска Элеонора Китунович, учитель белорусского языка и литературы негорельской СШ № 1 Дзержинского района Людмила Шавель.

«СБ»: О чем хотелось бы поговорить перед началом учебного года?

С.Простакова: Прежде всего — поделиться радостями этого лета: все 23 школьника, которые представляли Беларусь на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, удостоены самых высоких наград: у нас 3 золотые, 9 серебряных и 11 бронзовых медалей. Это, конечно, очень важные победы и показатели наших возможностей. Но сегодня мы думаем уже о будущем. Этот год для школы особенный. Принят Закон «Об общем среднем образовании», утверждена программа развития общего среднего образования страны на 2007 — 2016 годы, разработано множество других нормативных документов, касающихся практически всех сфер системы образования.

И.Каржова: Уже приняты и такие важные для работы системы образования нормативные документы, как Положение об общеобразовательном учреждении, Положение о классах, учебно–консультационных пунктах, которые открываются в общеобразовательных учреждениях, и многие другие. Начиная с 2008/2009 учебного года мы будем работать в русле концепции профильного обучения. Утвержден типовой учебный план для 11–х и 12–х классов. В каждом регионе на основе типового учебного плана будет разработана своя система профильного обучения — с учетом местных особенностей, региональной специфики. И еще важный момент: утвержден стандарт общего среднего образования, разработаны стандарты по учебным предметам, в которых определены цели, задачи, структура и объем обязательного содержания образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся.

С.Простакова: Каждый регион теперь будет определять профили обучения с учетом запросов учащихся, их родителей, потребностей рынка. И конечно, с учетом материальной базы, кадрового потенциала. Сегодня различными формами и видами дифференцированного обучения охвачено уже более половины всех учащихся.

«СБ»: Родители выпускников нередко сетуют: мол, школа дает одно, вузы требуют другое и без репетиторов планку вуза абитуриенту взять все труднее.

И.Каржова: Программы для поступающих в вузы во все времена основывались на школьных программах. Проведение вступительных испытаний в форме централизованного тестирования — это равные условия для всех, независимо от того, где они обучались. Переход на профильное обучение позволит избежать репетиторства, т.к. можно будет изучать предметы на повышенном и углубленном уровнях.

С.Простакова: В этом году, наверное, заметили все, и абитуриенты в особенности: тестовые задания полностью соответствовали уровню учебных программ.

«СБ»: Говорят, обучение становится все более дифференцированным... Скажите, сегодня качество подготовки в гимназии и обычной школе сильно различается?

Н.Жибуль: Судите сами: у нас в этом году 94 процента выпускников поступило в вузы. Но все же главное, наверное, это не процент поступления, а успешная социализация молодого человека. Уровень у нас выше еще и потому, что мы с первого класса готовим детей именно к повышенному, углубленному уровню изучения предметов. Ребенок живет в особом гимназическом мире — с его традициями, культурно–эстетическим духом. И лучше раньше это делать, чем после начальной школы. Наверное, не только меня волнует сегодня вопрос, останутся ли в гимназии начальные классы.

С.Простакова: В Законе «Об общем среднем образовании» сказано, что обучение в гимназии начинается с 5–го класса. Быть или не быть 1 — 4–м классам в гимназии, зависит от решения местных органов власти.

И.Каржова: В проекте разрабатываемого кодекса об образовании предусматривается, что при гимназиях могут быть начальные классы.

«СБ»: Людмила Францевна, в вашей школе есть вопросы с ремонтом, учебниками?

Л.Шавель: Рамонт мы рабiлi разам з бацькамi, з iх дапамогай — i працай, i сродкамi. Нам шанцуе на бацькоў i на вучняў. Праблема з падручнiкамi будзе ў нас у гэтым годзе, бо пяцiкласнiкаў было летась, напрыклад, 50 чалавек — стала 70. Спрабуем яе вырашыць праз раённы бiблiятэчны калектар.

Э.Китунович: У нас проблема с 11–ми, как их иногда называют, экспериментальными классами. Так было и в прошлом году с 10–ми: учебники мы получили с задержкой. Хорошо, что учебная программа пришла вовремя, мы смогли по разным учебникам собрать нужный материал.

И.Каржова: Стоит уточнить: к новому учебному году уже издано 126 учебных программ, которые доставлены во все учреждения образования. И еще разработано 325 программ для проведения занятий по интересам, факультативных занятий, курсов по выбору.

С.Простакова: Это программы вариативного компонента, из которых ученик и его родители могут выбирать направления обучения. Их можно найти на сайтах Министерства образования (www.minedu.unibel.by), Национального института образования (www.nie.edu.by), Академии последипломного образования (www.akademy.edy.by).

«СБ»: А есть ли проблемы с оснащением кабинетов техническими средствами?

Э.Китунович: Нам на это грех жаловаться: достаточно мультимедийных средств, компьютеров, есть Интернет, локальная сеть, собственный сайт. Остается только поспевать за научно–техническим прогрессом. Техника шагает вперед, все быстро устаревает: компьютеры, компьютерные программы. Хотелось бы, чтобы поступающие в школу программно–методические комплексы имели сетевую версию.

И.Каржова: По соцстандарту должно быть не менее 1 компьютера на 30 учащихся или 1 компьютерный класс на учреждение образования. А мы сегодня имеем в среднем 1 компьютер на 22 ученика. Сейчас важно своевременно обновлять программное обеспечение.

Э.Китунович: И работать нужно уже по–новому. Чтобы каждое слово учителя подкреплялось какими–то картинками, иллюстрациями, интересной дополнительной информацией.

«СБ»: Учебные пособия на DVD–дисках выпускаются?

С.Простакова: Есть у нас государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы», она предполагает разработку электронных учебников. Уже выпущены пособия по физике, географии с электронным приложением.

И.Каржова: В этом году впервые издается пособие для выпускников «Беларусь — страна твоего будущего» с электронной версией.

Е.Малашкевич: А выпускники нашей гимназии заканчивают подготовку новой электронной версии на белорусском языке программы «Спадчына». В сотрудничестве с автором сайта «Глобус Беларуси» они постоянно пополняют «Спадчыну» фото– и видеоматериалами. Кстати, в начальных классах 93–й школы этот диск уже использовался в учебных целях.

Л.Шавель: У нас хоць i сельская школа, але Iнтэрнэт ёсць, камп’ютэрны клас, праграмы. А вось па беларускай мове i лiтаратуры вельмi мала матэрыялаў у электронным выглядзе.

«СБ»: Уже не первый год идут разговоры о введении школьной формы нового типа. Где–то она легко приживается, где–то не очень. Что такое деловой стиль одежды? Воспримет ли его школа?

С.Простакова: Мы говорим, заметьте, не о школьной форме, а о деловом стиле одежды. То есть о строгом, выдержанном стиле одежды учеников в учебном заведении. Определена комплектность одежды для девочек и мальчиков. Для мальчиков это пиджак, брюки, рубашка (в зависимости от сезона — с длинным или коротким рукавом). В холодное время года можно носить трикотажный свитер или жилет. Конечно, любое новшество не сразу воспринимается, но конфликтных ситуаций все меньше и меньше. Два года работает у нас межведомственный координационный совет по введению делового стиля одежды. В новом учебном году мы рекомендовали придерживаться его всем учащимся с 1–го по 10–й класс. Причем совет определяет общие подходы вроде комплектности, а цвет одежды, другие тонкости стиля — это уже дело каждой конкретной школы.

«СБ»: Больше всего вопросов с джинсами возникает. Их что, нельзя в школу носить?

С.Простакова: У джинсовой ткани, как показали исследования наших гигиенистов, малые воздухопроницаемость и влаговпитываемость. Поэтому для каждодневной длительной носки она малопригодна. Гигиенисты Минздрава определили в СанПИНах, какое качество ткани желательно для одежды делового стиля. Определены и типы тканей: шерстяные, полушерстяные, комбинированные, чистый хлопок. Кстати, альтернативой джинсовой ткани может быть вельвет: из него тоже шьют деловые костюмы. Каждый год координационный совет утверждает модели делового стиля. На модели прошлых лет в торговле есть обязательная скидка — до 50 процентов. Они продаются на школьных базарах.

«СБ»: То есть можно сказать, что уже формируется школьная мода?

С.Простакова: Решения по стилю одежды, внешнему виду коллегиально выносит школьный совет, в который входят и родители, и ученики. Пока жалоб на качество одежды, продаваемой на школьных базарах, в наше министерство не поступало. Доступна и цена. Можно отдельно купить брюки, рубашку, подешевле пиджак или свитер.

Н.Жибуль: Недавно я сама покупала ребенку пиджак и брюки за 120 тысяч, и в моем понимании это красиво. Ну еще и галстуки, туфли, носки... Не уверена, что джинсы–свитера стоили бы дешевле. Родителям стоит уважать школьные законы, обновляя своим детям гардероб. От старших многое зависит. Мой сын с удовольствием носит строгие костюмы, бабочки, галстуки.

«СБ»: Бывает, директор–консерватор, стоя на пороге, не пускает в школу того, кто не соответствует его представлениям о внешнем виде учащегося. Как быть?

С.Простакова: Свое слово должен сказать школьный совет. Обычно родители умело это делают.

Е.Малашкевич: Ведь бывает, что ребенок просто испачкал пиджак. Важно, чтобы дежурный администратор, учитель заметил это и причем очень тактично. Можно сделать комплимент: вчера ты был такой красивый! Поверьте моему опыту: завтра ученик сам все исправит. Приятно и учителю, и школьнику развязывать такие узлы без скандалов — с умом, тактом, терпением.

Э.Китунович: Деловой стиль одежды нужно и важно внедрять — это настраивает школьника на учебу. Мы даже хотели ввести единую форму школьника, как в других странах. Но наше общество к этому, я считаю, не готово. Одни родители выбирают ребенку костюм за 200 долларов, другие — за 50. Бывает, родителей очень тяжело убедить, почему их чадо должно одеваться, как все.

Н.Жибуль: Были и у нас похожие проблемы. Хотя пик недовольства, кажется, пережили. Мы стараемся ознакомить с решениями попечительского совета всех родителей. Иногда их приглашаем в школу, иногда сами идем к ним домой. Чаще всего камень преткновения — джинсы. Но это однозначно «не деловая» ткань.

Е.Малашкевич: У нас деловой стиль одежды прописан в уставе гимназии — что носят ученики в среднем звене и что старшеклассники. Вопросы возникают разве что у не знакомых с уставом. Слушая коллег, подумала: обязательно на сайте гимназии сделаю на него ссылку.

«СБ»: Поговорим о здоровье школьников. Какие тут проблемы?

Э.Китунович: Качество образования, считаю, должно расти не за счет интенсивности процесса усвоения знаний, а за счет использования инноваций в учебном процессе и создания условий, сберегающих здоровье школьников.

Есть у нас претензии к мебели, которая подстраивается под рост ребенка. Проводим экзамен, дети в волнении — такой скрип, скрежет стоит! Идея хороша, но конструкцию нужно доработать.

Л.Шавель: А мне старыя парты падабаюцца: там нiчога не рыпiць, натуральнае дрэва, ёсць падстаўка для ног, месца для сумкi...

Е.Малашкевич: От психологического климата многое зависит. Этим занимается у нас психологическая служба гимназии: проводит исследования, индивидуальные и групповые тренинги, помогает адаптироваться пятиклассникам к новым условиям обучения и выпускникам успешно сдать экзамены. С 2001 года мы внедряем «модульную» структуру года. Суть такова: в первом полугодии после каждых пяти недель учебы — одна неделя отдыха, во втором — после шести. Учебный год разбивается на триместры. У системы есть медицинское обоснование, она позволяет снять излишние нагрузки, которые «загоняют» школьника в болезни.

С.Простакова: Каждый год Минобразования, Минфин и Минздрав утверждают типовые учебные планы, при этом предусматривается разбивка учебного года как на четверти, так и на триместры. Что выбрать — право учебного заведения.

«СБ»: Скажите, школьники еще портят себе здоровье чипсами, цветной водичкой из буфетов?

Л.Шавель: У нас буфета няма: у сельскай школе ўсе дзецi, з 1–га па 11–ы клас, атрымоўваюць у сталоўцы бясплатны абед. Заўсёды ёсць i садавiна, i салаты. Школьны агарод вялiкi, адтуль — капуста, морква, буракi, бульба, i агуркоў ужо многа ў бочкi засалiлi. Так робiм кожны год.

Н.Жибуль: Дети во 2 — 4–м классах получают бесплатное питание. За обеды школьников 5 — 11–х классов деньги вносят родители. У нас в уставе записано: горячее питание обязательно для всех гимназистов.

Э.Китунович: Есть общая установка в Минске: все школьники должны получать горячее питание. Мы к этому стремимся, но тяжело детям угодить. Обычно почти половина перловки, пшена идет со столов в отходы. Ставим пароконвекционную печь, купили машину для круассанов — постараемся разнообразить ассортимент.

Е.Малашкевич: Комплименты в адрес работников нашей столовой слышала как от своих учеников, так и от гостей из других школ. Попадая, скажем, летом в лагеря отдыха, наши дети тоже вспоминают свою столовую. И я там с удовольствием питаюсь. Наши повара, кондитеры молодцы, очень стараются: всегда большой выбор вкусных салатов, взбитые сливки, выпечка. Все довольны: и родители, и дети. Журналистам впору обобщать опыт.

«СБ»: Что ж, возьмем на заметку.

Л.Шавель: Тут пра сталоўку гаворка, i звычайна там з ранiцы за парадкам сочыць школьная медсястра. У нашым штатным раскладзе чамусьцi выпала гэтая стаўка, а ў школе больш за 500 вучняў. Думаю, гэтую памылку варта выправiць. Наколькi я памятаю, стаўка медсястры цяпер толькi ў тых школах, дзе ёсць басейн. А дзе тыя басейны ў вясковых школах?

Е.Малашкевич: Кстати, о воде. Есть строгие требования по обеспечению питьевого режима в учебных заведениях. У нас в классы, например, бутилированная вода централизованно заказывается. А в столовой фильтр стоит, чтобы все готовилось на качественной воде.

Н.Жибуль: И мы поднимали эту проблему на последнем заседании совета гимназии. Бутилированная вода у нас пока только в буфетах продается, есть большой ассортимент соков.

Л.Шавель: У Негарэлым вада страшная, увесь пасёлак пакутуе ад гэтага, i ўжо, можа, гадоў дзесяць будуецца станцыя абезжалезвання. А ваду ў класы купляюць бацькi, там стаяць бутэлькi.

«СБ»: Как теперь в школах создается эстетическая, комфортная среда обучения? Это ведь тоже элемент здоровья...

Е.Малашкевич: Этому мы придаем особое значение. Украшаем стены коридоров, кабинетов, ставим живые цветы в красивых горшках. Делаем, в общем, школу такой, чтобы в ней приятно было находиться. Недавно в коридорах появились два зеленых «оазиса», диваны для отдыха гимназистов на переменах. На стенах выставки — фотографии, флористика — работы наших учеников.

И.Каржова: Теперь школы так озеленились! Проводятся конкурсы на лучшую территорию. Обычно учителя биологии с учениками наводят красоту, клумбы, альпийские горки делают. А это один из элементов воспитательной работы. Ученик, который своими руками посадил растение, никогда его не уничтожит сам и не позволит этого сделать другим.

Н.Жибуль: В этом году у нас проводились курсы ландшафтного дизайна, на которых выступали специалисты из Республиканского экологического центра детей и юношества. Думаю, со временем не помешает в штате учебных заведений иметь специального дизайнера.

«СБ»: А что, штатные садовники в школах — хорошая мысль!

Н.Жибуль: Голых стен в нашей гимназии нет, на всех — сменные выставочные пояса. Причем все они разные, поскольку много кружков и студий и они разной направленности. Изостудией «Вясёлка», к примеру, руководит художник Эдуард Матюшонок. Работы его учеников размещены в международных каталогах.

Л.Шавель: У нас магчымасцяў менш, але ў Негарэлым працуе выяўленчая студыя i нашы вучнi станавiлiся пераможцамi нават мiжнародных конкурсаў. Iх працы таксама экспануюцца ў школе. Студыю вядзе мастак Аляксандр Пашкевiч, дзецi яго вельмi любяць, з задавальненнем ходзяць на заняткi. I пра спорт хачу дадаць, тут таксама ёсць поспехi.

«СБ»: Конечно, проблемы и спорта, и школьного туризма стоило бы обсудить, но нельзя, как говорится, объять необъятное...

Л.Шавель: А мяне яшчэ, як i ўсiх настаўнiкаў беларускай мовы i лiтаратуры, цiкавiць: калi будзе прынята новая рэдакцыя «Правiл беларускай арфаграфii i пунктуацыi»? Мяркую, гэтая справа вымагае большай публiчнасцi, бо тычыцца не толькi школ, але i ўсiх нас.

«СБ»: Журналисты тоже ждут этот документ. Вернемся, однако, в школу: не тесно ученикам в классах?

Л.Шавель: Нас пацяснiлi: раней чацвёртыя класы займалiся ў дзiцячым садзе — цяпер там адкрыўся карэкцыйны центр i засталiся толькi першыя. З–за гэтага сёлета вымушаны рабiць другую змену для вучняў 6–х i 7–х класаў. А ў нас — аж 18 населеных пунктаў, з якiх яны ў школу дабiраюцца. Хоць i аўтобус далi, усё роўна складанасцяў шмат. Памяшканняў не хапае, па нормах у сельскай мясцовасцi павiнна быть не больш 20 вучняў у класе — мы яе перавышаем. Бо куды ж падзенеш «лiшнiх»?

С.Простакова: В классах общеобразовательных учреждений не должно быть свыше 25 учеников. В профильных классах, а также гимназических, лицейских и некоторых других — до 20 учеников. И делить классы нужно осторожно: ведь за годы совместного обучения в коллективе сложился свой микроклимат.

«СБ»: Все чаще слышим о засилье «женского воспитания» в школах, мужчины в педагогику идут неохотно. Есть у вас такие проблемы?

Э.Китунович: Из 100 человек педколлектива только 7 — мужчины: легко высчитать процент. Правда, работают у нас и преподаватели вузов, в основном мужчины. При этом 85 процентов учеников нашей гимназии — мальчики, юноши. Конечно, сильной половины школам недостает. Выход? Зарплату поднимать, чтобы молодые специалисты оставались. И мужчины, и женщины. Представьте, что мужчина, кормилец семьи, приносит домой 350 тысяч в месяц...

Л.Шавель: У нас 50 працэнтаў настаўнiкаў — гэта нашы былыя выпускнiкi. У гэтым годзе двое нашых — хлопец i дзяўчына — паступiлi ў педунiверсiтэт, двое пайшлi ў Акадэмiю фiзвыхавання на педагогiку. Паступае много, i ўсе потым з задавальненнем iдуць працаваць у школы. Увогуле ж у нас сёння з 56 настаўнiкаў толькi 5 — мужчыны. Калектывы школ усё болей становяцца жаночымi.

И.Каржова: В этом году в общеобразовательные учреждения распределено 6.394 молодых специалиста, они с 15 августа приступили к работе. Сколько из них останется через 3 года? Текучесть школьных кадров, кстати, сокращается: она в этом году — в среднем около 3 процентов, а года 3 — 4 назад была раза в 2 выше. К сожалению, в системе образования мужчин работает мало — начиная от дошкольных учреждений и заканчивая министерством. В школе остаются те, кому работа по душе даже при невысокой зарплате. Школой надо жить. А чем привлечь лучших педагогов? Тут всем есть над чем подумать.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter