Посмотрите, какое гнездо аиста сделал известный космонавт Олег Новицкий возле дома во время карантина

В марте Олег Новицкий приезжал в Червень на юбилей к маме Валентине Эдуардовне. По возвращении в Москву две недели провел в самоизоляции с семьей в загородном доме и вернулся к службе. Сейчас он в американском Хьюстоне (штат Техас). Пока не истекут положенные 14 дней самоизоляции по прибытии в США, к третьему полету в космос в составе дублирующего экипажа Олег Новицкий готовится в режиме онлайн. Его супруга Юлия считает, что пандемия не очень хорошо сказывается на работе космонавта, тем не менее для семьи это были бесценные дни.

Супруги Новицкие и дочери Яна и Маргарита на приеме в посольстве Франции

О домашних хлопотах

— Так много времени вчетвером (у Новицких две дочери. — Прим. ред.) мы не проводили никогда. Даже во время отпуска Олега рвут на части: у него встречи, интервью. Не припомню и дня, проведенного мужем полностью дома, — делится супруга Юлия Новицкая. — А здесь мы привели в порядок газон, построили песочницу для нашей четырехлетней Риты. Впервые в жизни поставили парник и высадили рассаду. Муж на спиленном дереве соорудил гнездо для аистов. Я теперь шучу: настоящий мужчина должен не только построить дом, но и свить гнездо. Мы переделали кучу дел, которые из-за напряженного рабочего графика мужа откладывались на потом. Олег повесил картину, которую давным-давно подарили друзья. Я выслала подруге фото — смотри, вот она, уже на стене! Мы наконец-то разобрали семейный фотоархив, разложили аккуратно по коробочкам все его «космические» подарки и вещи, которые имеют отношение к первому и второму полетам.




Кстати, Юлия прислала в редакцию уникальную фотографию, которую Олег брал в космос восемь лет назад. Фото сделала, когда семьей на машине ехали в Червень и пересекали российско-белорусскую границу. На фото космонавт обнимает указатель «Беларусь». На оборотной стороне снимка стоят печати МКС: когда улетела и когда прилетела. Так пропечатывают все личные вещи, которые космонавты берут на борт. Олег в полеты брал флаги Беларуси, ВДВ и авиационный, флажки Червеня, Минской области, российского Борисоглебска, где родилась его супруга Юлия, а он учился в летном училище. Флаг нашей республики после первого полета в космос Олег вручил Президенту, после второго — посольству Беларуси в Москве.

Фотографию, где Олег обнимает указатель "Беларусь", он брал с собой на борт. На оборотной стороне стоят печати МКС — когда улетела и когда прилетела фотография.


— Он очень любит Беларусь. И в любой свободный момент летит туда. Если в выходные не очень занят, может вечером в пятницу стартануть в Червень, провести субботу с мамой, родными и вернуться в воскресенье обратно. И отпуска там часто проводит. Ездит в командировки: белорусы регулярно приглашают его на встречи в школы, на предприятия.

— Какую еду просит приготовить Олег, вернувшись из длительной командировки?

— Космическая пища вкусная, но она специфическая, либо в консервах, либо сублимированная, которую надо разбавлять водой. Все равно хочется домашнего, земного и вредного. Олег дважды, еще до того, как приземлялся, заказывал жареную картошку или жареный картофельный пирог — мы называем его «белорусский», — жареные ребрышки, жареную красную рыбу и драники.

О космических приметах

Замечаю, что в нашем разговоре Юлия ни разу не употребила слова «последний», только «крайний». Вот они, приметы жены космонавта. И, провожая супруга в длительную командировку, никогда не скажет: «Возвращайся поскорее». Потому что «поскорее» — плохо, значит, во время полета что-то пошло не так, программа не выполнена. А чуть позже, на день-два, не беда.

Юлия поведала смешную байку про космонавтов. Жена просит мужа, вернувшегося из командировки, передать вилку за столом, но он не передает, а бросает в нее, как в невесомости. Или после полета в обычной жизни космонавт выпускает кружку из рук, забыв о силе притяжения на Земле, и она разбивается. Юля говорит, у них в семье такого не было. Бить посуду, отшучивается, это по ее части.

Зато сбывалась другая примета. Говорят, как только муж уезжает на длительный срок, в доме ломается все, что только может сломаться. В первой книге Юля описала, что ей пришлось чинить ноутбук, стиральную машину и балконную дверь. А позвонить мужу в космос — никак. И когда вечером Олег вышел на связь, конечно, эмоции уже улеглись, и обо всем она рассказала с улыбкой.

О мерах предосторожности

Даже во время самоизоляции у семьи Новицких, как обычно, ранний подъем. Космонавт занимался бегом, купил гантели, чтобы поддерживать форму. Но самой веселой спортивной забавой был семейный футбол, который обожает младшая дочь Рита.

У Олега, впрочем, как и у многих его коллег, в этот период российские журналисты брали интервью, все интересовались, как пережить самоизоляцию в тесной квартире. Уж кому как не ему об этом знать все. Юлия, которая выпустила две части книги «Дневник жены космонавта», лишь улыбается: муж еще во время первого полета прислал фотографию своей каюты, где спал. Это площадь примерно в два «квадрата». Российский сегмент, в котором космонавты проводят 200 дней на орбите, не больше однокомнатной квартиры. И если семья Новицких во время карантина могла дважды в неделю выйти в магазин за продуктами по электронному пропуску (причем делали это в маске, перчатках, так как относятся к вирусу серьезно), то в открытом космосе, сами понимаете, за хлебушком не выйдешь...


— Юлия, правда ли, что правила гигиены, о которых все трубят во время пандемии, для космонавтов норма?

— Да, постоянно мыть руки, дезинфицироваться полностью перед тем, как надеть скафандр, — такими мерами предосторожности сопровождаются все старты. И я убедилась в этом, когда была во время первого старта Олега на Байконуре. Нас действительно с малых лет учили мыть руки, не трогать грязными руками лицо, глаза, нос. Но, к сожалению, мы стали забывать элементарные правила гигиены и вернулись к этому в это тревожное время. И то, что сейчас дезинфицируют общественный транспорт, ручки подъездов, кнопки лифтов, только на пользу. Думаю, когда вспышка коронавируса пойдет на спад, одновременно станет меньше ротавирусов, случаев гепатита и прочих болезней.

— Две части вашего дневника уже опубликованы, продаются в книжных магазинах Беларуси. Будет ли третья часть? И если да, то какая?

Дай бог, третий полет состоится. Тогда и третья часть будет. Первая теперь мне кажется немного сумбурной, вторая — более логичной, зрелой, ведь мне удалось посмотреть на полет немного с другого ракурса. Для третьей уже есть заготовки: я бы рассказала о том, что не успела в первых двух, что изменилось в подготовке космонавтов. Первый старт описывала с Байконура. Во время второго на Байконур полетела только старшая дочь Яна, а я не смогла, так как Рита была еще совсем маленькой. Зато следила за стартом в Центре управления полетами. Это совершенно другие эмоции!

— Юлия, мы все ждем третьего полета в космос нашего земляка Олега Новицкого и очень им гордимся! Передавайте это ему.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter