В Беларуси будут создавать промышленные площадки и индустриальные парки

«Последняя миля» инвестора

Время — самый бесценный и невосполнимый ресурс. И в человеческой жизни, и в бизнесе. Особенно не стоит думать о «минутах свысока» в нынешний период перманентных трансформаций. Это в былые времена можно было спокойно размышлять, примериваться, продумывать, изучать рынки, планировать бизнес-процессы на 5—10 лет вперед. Транснациональные корпорации по большому счету погрязли в бюрократии. Но в сложившейся ситуации   ключевой инвестор для Беларуси (впрочем, и для России) — малый и средний бизнес. Он отличается гибкостью, умением быстро подстраиваться под перманентно меняющиеся реалии. Однако работа с такими инвесторами требует ответной оперативности. Собственно говоря, этот критерий был важным всегда, но сегодня стал принципиальным. Об этом рассказал директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский.

Наличие индустриальных парков, несомненно, повысит интерес у производственных инвесторов.

Долгий путь к объекту

— Хочу рассказать историю одного инвестора. Не буду раскрывать названия субъектов хозяйствования и место событий, дабы случайно не обидеть людей. Так как такая ситуация типичная и в той или иной интерпретации могла произойти в любой области или районе.

Еще в доковидное время, в сентябре 2019 года, когда мировая экономика не без проблем, но развивалась, на инвестиционном промышленном форуме к нашему стенду подошел инвестор, который ведет бизнес в Африке. Он очень заинтересовался инвестициями в деревообработку. Тогда на эту продукцию были хорошие цены, все объемы производства планировалось поставлять на экспорт. Намеревались создать на предприятии 70 рабочих мест. Надо отдать должное: в СЭЗ мертвой хваткой вцепились в инвестора. Организовали визит, провезли его по нескольким райцентрам. В одном из них нашлась подходящая площадка: подведенных энергетических мощностей хватало, вложения в капитальный ремонт не были заоблачными. Объект простаивал, принадлежал одной из белорусских крупных государственных холдинговых структур. С собственником быстро нашли общий язык, предоставили гарантийное письмо, инвестор зарегистрировал юридическое лицо.

Но разгорелся ковид, границы закрылись, самолеты не летали… Инвестор не отказывался от проекта, заказал у белорусских специалистов бизнес-план, проект по модернизации здания. Но по объективным причинам динамика реализации проекта снизилась. Когда через восемь месяцев эпидемиологическая ситуация улучшилась, инвестор дал распоряжение возобновить работу. И тут выяснилось, что владелец объекта хочет компенсацию за тот период, пока проект по объективным причинам не реализовывался. И сумма составляла ни много ни мало — около 100 тысяч долларов. Не будем давать оценки, кто прав в этой ситуации. Каждый старался защитить свои интересы. Однако переговоры зашли в тупик. Не помогла найти компромисс и медиация администрации СЭЗ, других представителей органов госуправления.

Словом, от этой площадки пришлось отказаться. Но инвестора не бросили: предложили ему другой участок земли, уже в областном центре. Он согласился ввязаться в строительство с нуля. Стали формировать на участок землеустроительное дело и отыскали бункер. Это специфический объект, который кроме как государству никому принадлежать не может. Скорректировали границы участка. Он не относился к лесным угодьям, но так как не использовался, то затянулся порослью молодых деревьев. Начали осматривать площадку и обнаружили болото… Словом, пока совершались все эти действия, внешняя конъюнктура поменялась, инвестор потерял интерес к проекту. И не были созданы ни производство, ни 70 рабочих мест. Причем первоначально планировалось разместить предприятие в небольшом райцентре, для которого индустриализация принципиально важна.

Дмитрий Красовский.

Без обременений и скелетов

Повторюсь, проблема системная. Вроде бы в Беларуси достаточно площадок, пригодных для индустриального бизнеса. Как голых участков, так и неиспользуемых промышленных объектов. И на предварительном этапе переговоров все в порядке по их использованию инвесторами. Однако когда начинается реальная работа по входу инвестора на эти площадки, выявляются разные нюансы и скелеты, которые влияют как на стоимость проекта, так и на сроки его реализации. И в более спокойные времена далеко не у каждого предпринимателя хватало терпения преодолеть все сложности. Хотя надо отдать должное: в большинстве случаев местные власти оказывают содействие, но далеко не всегда могут гарантировать то, что инвестору необходимо. Сегодня же, в условиях стремительно меняющихся экономических парадигм в мире, длительность инвестиционного цикла становится принципиальным критерием. И если мы не сможем обеспечить соответствующую моменту динамику, будем терять инвесторов, несмотря на все благоприятные условия для ведения бизнеса, льготы и преференции.

Чтобы решить системную проблему, по мнению Национального агентства инвестиций и приватизации, нужно готовить сани летом: необходимо полностью делать индустриальные площадки, как бы это ни было хлопотно и дорого, и предлагать эти площадки инвесторам, когда уже на них не лежат никакие обременения, все проблемы выявлены и нейтрализованы. Тогда заинтересованный предприниматель сразу сможет приступить к реконструкции объекта или строить новый.

По поручению Премьер-министра мы такую работу начали проводить в городах с населением свыше 80 тысяч человек. С местными органами власти выделили 55 площадок, внимательно их изучили и проанализировали: 15 были признаны неперспективными, остальные 40 обладали потенциалом. Но чтобы сделать их полностью готовыми для входа инвесторов, надо провести определенные мероприятия. По предварительным оценкам, на эти работы потребуется 350 миллионов рублей. Средства немалые, но они должны окупиться, так как будет сформирована база для привлечения производства в регионы с опережающим развитием.

«Гостиница» для промышленности

Промышленный девелопмент — отдельный вид бизнеса. Другой вопрос, что по разным причинам он в Беларуси не был развит. Застройщики и профильные компании концентрировали свои усилия в сегментах жилищного, делового и торгового строительства. Но сегодня эти ниши уже насыщены. С начала пандемии спрос на офисную и торговую недвижимость не растет, а скорее снижается. Поэтому вполне логично переориентировать отечественных девелоперов на рынок индустриальной недвижимости.

Другой вопрос, что это направление в Беларуси новое, поэтому логично, чтобы пилотные проекты реализовывались с помощью государства. У НАИП есть договоренность с Брестским областным исполнительным комитетом: промышленные площадки мы будем превращать в индустриальные парки — создавать управляющие компании, которые сконцентрируют на себе все имущество. Тогда при приходе инвестора потребуется совершить намного меньше действий, чтобы приступать к проектированию и строительству.

Если пилотные проекты окажутся удачными, их можно будет масштабировать на другие регионы «80 плюс», а также идти глубже, ведь в Беларуси поставлена задача привлекать инвестиции в промышленность во все райцентры и малые города. А наличие индустриальных парков, несомненно, повысит интерес у производственных инвесторов.

Создание индустриальных парков может стать отдельной сферой бизнеса. Мы видим опыт Китая, России — в этих странах развивается промышленный девелопмент. Например, в РФ около 500 индустриальных парков. И половина из них полностью частные, созданы и функционируют без прямого финансового участия государства. Инвесторы готовят площадку, возводят инфраструктуру, даже строят модульные цеха, а потом дают их в аренду или продают, оставляя за собой управляющую функцию. Это вполне рентабельный бизнес. Поэтому планируем в эту сферу привлекать частных инвесторов — белорусских, российских, китайских.

volchkov@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter