Ушел из жизни знаменитый форвард минского «Динамо» Михаил Мустыгин

Последняя игра Михея

Вот и распался лучший в истории белорусского футбола дуэт нападающих, игра которых вводила зрителей в экстаз и заставляла сердца трепетать от восторга. Теперь уж окончательно и навсегда. Судьбы Эдуарда Малофеева и Михаила Мустыгина, которые наводили ужас абсолютно на всех защитников в чемпионате СССР славных и далеких 1960‑х, были переплетены удивительным образом, но смерть перерезала эту ниточку. Вчера Михаила Мустыгина не стало.

Они оба из Коломны. Оба попали в Минск транзитом через Москву и оба навсегда стали настоящими белорусами не по рождению, но по состоянию души. В бытность игроками Мустыгин и Малофеев делили на базе и в гостиницах один номер и до последнего дня оставались друзьями — старались созваниваться, а при встречах с удовольствием и улыбками болтали. То вообще была невероятная команда, «Динамо» образца 1963 года играло в бразильский футбол, и столько болельщицкой любви, как эти гениальные парни, никогда никакой другой футбольный коллектив в Беларуси не собирал. Даже чемпионский состав — 1982.  
В живых теперь осталось двое: Эдуард Малофеев и Вениамин Арзамасцев. Обожаемый всеми Михей поле покинул.
В 1967 году Михаил Мустыгин стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР.
Влившись в состав минского «Динамо» в 1961 году, Михаил Мустыгин моментально стал лидером и поистине незаменимой фигурой на поле, проведя в сумме за клуб чуть более десяти лет, сыграв 234 матча и забив 90 мячей. В 1963‑м вместе с товарищами по команде стал бронзовым призером чемпионата Советского Союза. В 1965 году играл в драматичнейшем финале розыгрыша Кубка СССР против московского «Спартака», а в 1967‑м стал лучшим бомбардиром чемпионата великой страны, забив 19 мячей. Единственный белорусский форвард, добившийся такого успеха.

В те годы в «Динамо» каждый игрок был звездой и яркой индивидуальностью, но болельщики все равно часто приходили именно на Мустыгина. Про его знаменитый финт знали все, но он все равно оказывался неожиданным и неизменно срабатывал. Михей показывал корпусом уход влево, да так правдоподобно, что защитники верили и смещались, а сам он правой, внешней стороной стопы пробрасывал мяч себе на ход, обыгрывал и забивал. Стадион неистовствовал и взрывался овациями! Неоднократный чемпион мира и легенда белорусских шашек Анатолий Гантварг, в детстве и юношестве профессионально занимавшийся футболом, вспоминал: «Михаил Мустыгин очень красиво играл. У него хоть и была рабочая только одна нога, но он ею делал такие потрясающие фокусы, что стадион замирал от восхищения. Обводка феноменальная. И удар сумасшедший. Малофеев тогда был лучшим бомбардиром, но Мустыгина болельщики любили все равно больше: он играл в более изящный, красивый футбол. Команда Сан Саныча Севидова вообще была удивительно сыгранной и стабильной. Для меня именно то «Динамо» — лучшая белорусская команда всех времен. Что‑то вроде «Барселоны» или Бразилии в их самые яркие периоды».

Михаил Михайлович никогда не выпячивал себя и не искал популярности, хотя, казалось бы, в характере форварда от природы должны быть заложены такие качества, как напор и наглость. На поле он таким и был, а в жизни — весельчак, душа компании, танцор и жизнелюб. Закончив игровую карьеру и находясь в зените славы, Мустыгин вполне мог выторговать себе непыльную и сытную должность в футбольной сфере и спокойно почивать на лаврах, но пошел возиться с ребятишками — стал детским тренером. И в этом, несомненно, тоже его уникальность и показатель большой, доброй души — звезда и небожитель, он вернулся на землю, чтобы растить таланты. Как и футболистом, тренером Михаил Михайлович был тоже, что называется, от бога. Бывший наставник сборной Беларуси Игорь Криушенко, ныне возглавляющий брестское «Динамо», не даст соврать: «Лет с четырех отец стал брать меня с собой на стадион. Я не помню, как играли Мустыгин и Малофеев, но папе они очень нравились. И на уровне подсознания эти фамилии отложились в моей голове. А потом попал к Михаилу Михайловичу в группу. В минской СДЮШОР‑5 тогда было аж три команды нашего возраста (1964 год рождения): одну тренировал Геннадий Неверовский, вторую — Олег Базарнов и третью — Михаил Мустыгин. Все три играли на первенство города. Представляете, какая была конкуренция? Профессия детского тренера очень тяжелая и ответственная. Ребят ведь нужно найти, заинтересовать, воспитать, ввести и влюбить в футбол. Все это Михаил Мустыгин своим ученикам давал». Сам Михаил Михайлович о своей работе говорил так: «Мне очень нравилось детским тренером трудиться. Никогда на ребенка не накричал, не наказал, не обозвал. Каждую неделю дневники школьные проверял и объяснял, что футболистом можешь и не стать, а вот знания всегда нужны и учителю, и врачу, и профессору. Доволен, что людей грамотных вырастил».

У него много учеников, а значит, жизнь Михаила Мустыгина продолжается. Игорь Гуринович стал чемпионом СССР и одним из лучших нападающих советского футбола, впитав в себя лучшие уроки своего учителя. Юрий Пунтус — культовый тренер суверенной поры, Юрий Иосифович не стеснялся говорить, что именно Мустыгин дал ему дорогу в жизнь. Уйдя на пенсию, Михаил Михайлович обосновался в небольшой деревеньке под Минском и с удовольствием вел жизнь тихую и скромную. Любил лес, собирать грибы да ягоды или просто посидеть у забора на лавочке, наслаждаясь ясным деньком и теплым солнцем.  
В октябре он отметил 85‑летие и мечтал отыграть весь матч, все 90 минут‑лет — чувствовал в себе силы и желание жить. Но финальный свисток прозвучал раньше. Прощай, великий форвард!
s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter