Подробности громкого преступления: были ли шансы спастись у двух девушек, убитых в Бобруйске

Последний звонок

Первым и пока единственным человеком, приговоренным к высшей мере наказания в этом году, стал Александр Осипович из Бобруйска, который в квартире своей матери жестоко расправился с двумя малознакомыми девушками. Жуткое происшествие, которое предварил звонок перепуганных жертв в милицию, вызвало большой резонанс, судебный процесс над убийцей широко освещался в СМИ. Тем не менее не все моменты, связанные с этой историей, стали известны широким массам. Поиском ответов на некоторые вопросы занялась корреспондент «Р».

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Почему девушкам так и не успели помочь?


Звонок по 102 поступил в дежурную службу ОВД Первомайского района Бобруйска ранним утром. На часах было 7.01. Плачущие девушки умоляли диспетчера срочно определить их местонахождение в «каком-то из домов» по улице Лынькова и помочь им. В разговоре, который длился 4 минуты 6 секунд, две подруги успели сообщить, что их избил парень, с которым накануне вечером они познакомились в кафе «Престиж», а теперь он взламывает дверь в ванную комнату, где они заперлись. Затем послышались истеричные женские крики, после наступила гнетущая тишина.

После того как связь оборвалась, сотрудник милиции, принявший сообщение, перезвонил по входящему номеру. Телефон был в сети, однако ответа он уже не получил, а минут через 10 абонент и вовсе стал недоступен.

Место совершения преступления удалось установить только к 16 часам. Как же действовали милиционеры?


Сразу же был поднят весь личный состав Первомайского РОВД Бобруйска. Мнение, будто мобильный телефон позволяет мгновенно установить точное местонахождение владельца, не соответствует действительности — такой технической возможности, увы, нет. Улица Лынькова, густо застроенная 5- и 9-этажными домами, подобна стогу сена, в котором необходимо было без магнита отыскать стальную иглу. Происходи конфликт глубокой ночью, «нехорошую» квартиру могли бы выдать освещенные окна, однако июльским утром на такую подсказку рассчитывать не приходилось.

Тем не менее номер мобильного все-таки помог. Благодаря ему удалось установить личность владелицы аппарата, ее адрес, найти друзей. В кафе «Престиж» изъяли записи камер видеонаблюдения, так удалось получить представление, как выглядел мужчина, с которым накануне уехали девушки.

Что произошло в квартире на Лынькова?


То, как развивались события в квартире, куда привез новых знакомых 36-летний Александр Осипович, между прочим, состоявший в достаточно прочных, хоть официально и не зарегистрированных отношениях с другой дамой, вероятно, доподлинно уже не узнать. По версии мужчины, гостьи вели себя дерзко: ругались, выбросили в форточку ключи от квартиры, так что ему пришлось спускаться на их поиски, прежде, правда, отвесив барышням по несколько оплеух. По возвращении же Александр решил, что в его отсутствие гостьи копались в тумбочках и на полках, — не иначе как собирались что-то украсть. При виде хозяина они в панике бросились в ванную и заперлись там, лишив его возможности изгнать их из дома. Исключительно ради этого Александр принялся ломать дверь. Когда же та поддалась, девушка по имени Кристина с телефоном выскочила, а вторая, Олеся, набросилась на него с молотком-гвоздодером, весьма удачно оставленным кем-то в ванной. Что было делать бедному парню перед разъяренной фурией? Только отнять орудие и ударить самому… Но не успел он разобраться с одной обидчицей, как из кухни с ножом наперевес примчалась другая, полная желания отомстить за подругу. Пришедшая с ножом от ножа и погибла…

К слову, версию о нападении девушки с молотком опровергла мать Осиповича, показав, что инструмент всегда хранился в шкафчике в прихожей. Экспертиза же показала, что молотком Александр разносил дверь в ванную снаружи.

Оставались ли у девушек шансы на жизнь?


Тем не менее Осипович стоял на своем: он виновен только в превышении пределов необходимой обороны. Доказывая это, мужчина пытался всячески очернить погибших девушек. Что ж, возможно, 26-летняя Кристина и 27-летняя Олеся не всегда примерно вели себя, чаще, чем следовало бы, потягивали пиво, однако из-за этого не убивают. Гибель же девушек была страшной и мучительной. Олесе Осипович нанес не менее 77 ударов молотком, ножом и руками, не менее 48 из них — по голове. Хоронили бедняжку в закрытом гробу. Кристина получила не менее 16 ударов ножом и руками, два ранения пришлись в шею, повредив глотку и перерезав яремную вену. По мнению специалистов, уже с той минуты, как девушки вошли в квартиру матери Осиповича, их шансы на жизнь стали призрачными. Олеся, правда, почуяла неладное еще по дороге туда: она жаловалась таксисту, что подруга запала на уголовника, и даже взяла номер телефона водителя на случай, если придется спешно ретироваться. Впрочем, девушек мог бы спасти другой звонок — дамы из дома напротив, которая слышала под утро крики, плач, звуки ударов и просьбы не бить. Однако шум скоро стих, а свидетельница сочла, что это выясняли отношения супруги, встревать между которыми у нас почему-то считается признаком дурного тона.

Расправившись со случайными знакомыми, Александр раздел девушек донага и сбросил тела в ванну, немного прибрался в квартире и лег спать. Проснувшись поутру, закончил уборку и ушел в магазин, по пути избавившись от вещей жертв. Выпив пива, съездил по делам, а вернувшись, уселся на лавочке у подъезда, раздумывая, что делать дальше. Там его и застали сотрудники милиции, уже имевшие на руках портрет предполагаемого преступника. Разыскав хозяйку квартиры, оперативники вместе с ней вошли в жилище, где и нашли тела несчастных девушек.

Случайность или закономерность?


Версия превышения пределов необходимой обороны представляется весьма сомнительной в свете уголовных похождений Александра. Отнимать жизнь ему не впервой. За две недели до совершеннолетия в ходе ссоры и последовавшей драки он нанес 5 ударов ножом в грудь и живот родственнику, повредив желудок и поранив печень, который скончался в больнице через несколько дней из-за гнойного воспаления брюшины. Тогда Александра приговорили к 7 годам лишения свободы, но освободился он через четыре. Затем были еще четыре судимости за кражи, хулиганства, грабеж. А в 2010 году нетрезвый Осипович вновь пустил в ход нож — поссорившись у подъезда, ударил оппонента в грудь и живот, повредив желудок и селезенку. К счастью, тот выжил, а агрессор отправился в неволю на 6 лет. Наказанием же за жестокое двойное убийство стала высшая мера.

— Обвиняемый долго излагал свою позицию: подчеркивал неправомерность действий потерпевших; требовал назначить ему повторную психолого-психиатрическую экспертизу, а также томографию головного мозга, чтобы подтвердить провалы в памяти; принять во внимание имевшиеся у него телесные повреждения — кровоподтек и две ссадины на правом плече, — вспоминает Анатолий Метельский, старший прокурор отдела апелляционного производства Генеральной прокуратуры— Доводы о том, что имело место нападение, в результате чего он вынужден был обороняться, судебной коллегией проверены и признаны необоснованными. Из аудиозаписи разговора между сотрудником милиции и потерпевшими по спецлинии 102 следует, что именно девушки укрылись в ванной комнате от Осиповича, который их избил, и просили о помощи. Впрочем, создается впечатление, что к приговору он был готов, — во время его вынесения на лице не дрогнула ни одна мышца.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter