Последний владелец деревни Иванск

Имя Винцента Володковича, последнего владельца деревни Иванск в Чашникском районе, известно каждому здешнему школьнику. Яркий след, оставленный представителем старинного польского рода герба Радван в истории края, и сегодня заставляет вспоминать о нем с уважением.

Почетный депутат Витебского дворянского собрания Винцент Володкович особо чтил аграрную науку. И не только...

Имя Винцента Володковича, последнего владельца деревни Иванск в Чашникском районе, известно каждому здешнему школьнику. Яркий след, оставленный представителем старинного польского рода герба Радван в истории края, и сегодня заставляет вспоминать о нем с уважением.

86-летней Эльжбете Володкович-Моравской из Варшавы, вдове польского посла в Голландии Франтишека Моравского, путешествовать довелось немало. Не однажды бывала пани и в Беларуси. Ей многое здесь знакомо. В детстве проводила немало времени у родственников в западных областях, а приезжать сюда в преклонном возрасте обязывает долг перед ушедшими: в Несвиже и Радошковичах есть родовые захоронения. В давно сложившийся белорусский маршрут нынешней весной семья внесла изменения. Три дня Володковичи, Моравские и Хуцы провели на Чашниччине. Эльжбета побывала в вотчине своего дедушки Винцента Игнатьевича Володковича, которую он покинул в 1917-м. О ее существовании внучка всегда знала, но даже не подозревала, что после кровавых бурь XX века здесь что-то сохранилось.

Почетный депутат Витебского дворянского собрания от Лепельского уезда, мировой судья Лепельского уезда, член Лепельского уездного комитета по нуждам сельскохозяйственной промышленности Винцент Володкович уделял большое внимание укоренению в практику хозяйствования достижений аграрной науки того времени и передового опыта. На пойменных лугах возле Иванска разводили породистых рысаков и крупный рогатый скот. Откормленных быков на больших лодках-лайбах возили на продажу в Ригу. Cегодня эта территория относится к СПК «Иванский», довольно крепкому хозяйству. Здесь и первый в Чашникском районе агрогородок Иванский.

В начале XX века на Чашниччине Володковичу принадлежали 75000 десятин земли, 5 заводов и фабрика. До сих пор работают спиртзавод и бумажная фабрика. В Чашниках сохранился и действует православный храм, построенный на средства Винцента Игнатьевича для крестьян. Церковь уже отметила 130-летие.

Память о выдающейся личности живет не только в литературе, истории предприятий, архитектуре зданий, семьях жителей Чашниччины. Приведу лишь один пример. Недавно журналистские заботы привели меня в квартиру новолукомчанки Зои Францевны Галькевич. Женщина много рассказывала о трудной судьбе близких, затем показала семейные раритеты, среди них — скатерть, вытканная бабушкой в период жизни в Иванском имении. Дед моей собеседницы работал кучером у пана. Тот сам крестил его дочь и дал ей свое имя. Мать Зои Францевны звали Винцентой. Крестнице Володковича выпала долгая жизнь, она умерла в Новолукомле в 1993 году.

Что побудило потомков Володковича вспомнить о своих корнях на Чашниччине и приехать сюда? Об этом мне рассказала сама Эльжбета.

Дело пошло от захоронений, которые находятся на кладбище в польском городе Быдгоше. Именно здесь похоронен Винцент Игнатьевич, его жена Софья и трое сыновей. История этой семьи заинтересовала польскую журналистку Гизелу Хмелевскую. Она рассказала о ней в статье «Сабля с рубинами», которая была опубликована в «Альбоме Быдгошском». Чашникский ксендз Анджей Бульчак родом из Гданьска. А это совсем недалеко от Быдгоша. Он прочитал материал и рассказал Гизеле о том, что на Чашниччине сохранились следы иванской усадьбы, о книге, написанной учителем истории Иванской школы Виктором Вильгельмовичем Грибко, о музее, созданном им при школе. Анджей побывал на месте и сделал фотографии, которые были приобщены к публикации. Эту публикацию прочитала Эльжбета. Знакомство с Чашниччиной началось до приезда сюда. Наследники Володковича завязали по Интернету переписку с человеком, который своей деятельностью по возрождению истории края связал Чашниччину с Польшей и Голландией. Виктор Вильгельмович был одним из первых, кто встречал гостей на земле, принадлежавшей когда-то Винценту Игнатьевичу. Он же сопровождал родственников Володковича на протяжении двух дней их пребывания в районе. Великолепное владение разговорной английской речью учителя из Иванска сделало их путешествие по Чашниччине значительно более приятным. Впрочем, и сами взрослые члены семьи неплохо владеют русским языком.

Внимание потомков Володковича привлек храм Преображения Господня в райцентре — старейшая из сохранившихся в районе православных святынь. Даже в годы оккупации служба в церкви не прекращалась. Затем была встреча в центре детского творчества с концертом воспитанников и экскурсией по выставочным залам.

Однако главные остановки в этом необычном маршруте, соединяющем историю трех веков, дальше. Одна из самых продолжительных — в микрорайоне бумагоделов, на старейшем предприятии бумажной фабрики «Красная звезда».

...Летопись предприятия, созданная в XXI веке, начинается словами: «Своим рождением «Красная звезда» обязана последнему владельцу Иванска Винценту Игнатьевичу Володковичу (1846—1927). В его времена она называлась «Скина». Сегодня на предприятии трудятся правнуки тех, кто работал на «Скине». Легенды и были о создателе и первом владельце живут в каждом доме. Несмотря на то, что производство обновляется, построены новые цеха, заменяется оборудование, немые свидетели эпохи Володковича еще встречают здесь во многих уголках. Работает построенный паном основной цех по производству бумаги и картона, в нем до сих пор действует купленная и установленная в 1912 году машина фирмы «Монтель». В дореволюционном сооружении разместился участок для отделки и упаковки бумаги. Рядом с фабрикой — дом для наладчиков машин из Риги, после революции отданный под жилье рабочим. Словом, в нынешнем городке бумагоделов не один камень, помнящий поступь своего основателя, и не единая стена, слышавшая его голос.

...В кабинете директора бывшие и нынешние хозяева с интересом расспрашивали друг друга, обменивались мнениями, впечатлениями.

А затем была поездка в Иванск, где располагалось бывшее имение, в котором Володковичи обычно проводили теплые месяцы года, а на зиму отправлялись в Польшу. Именно здесь, в Иванском имении, в 1880 году родился отец Эльжбеты Володкович-Моравской — Густав Володкович. Он был вторым ребенком в многодетной семье пана. Густав ненадолго пережил своего отца, умер в 1933 году, оставив пятерых детей. Старший из них, 1919 года рождения, носил имя деда — Винцент, был редактором антифашистской газеты в оккупированной Варшаве. Погиб от рук фашистов в 1944-м году во время Варшавского восстания. 86-летняя Эльжбета — единственная из детей Густава, кто дожил до наших дней.

...В школьном музее Иванской школы звучит «Полонез» Огинского в исполнении на цимбалах ученицы Александры Осмоловской. Входят гости. «Прощание с Родиной» из XIX столетия в XXI символизирует для Володковичей встречу с ней. История семьи — одна из страниц трудной и трагической истории страны. Собранная по крупицам, она живет в стенах музея. Его фонд — результат подвижнической деятельности простого сельского учителя. Экспонаты, отражающие жизнь семьи Винцента Володковича, лишь небольшая толика экспозиции. Но она по своей сути уникальна. Удивляет, поражает современников, причем не только соотечественников. Надо было видеть, с каким интересом рассматривали гости из Польши, Голландии музейные фотографии, документы, вещи. Праправнук Винцент Нуц из Голландии не мог поверить, что держит в руках настоящие документы с подписью прапрадеда. В музее есть даже снимки панской поварихи Мухиной, семьи Густава с маленькой Эльжбетой, хозяйственные ведомости с подписью Винцента Володковича, посуда, герб и многое другое.

Гости спрашивали, рассказывали, вручали и принимали сувениры. Так я узнала, что сейчас потомки пишут книгу о своих корнях. В основу ее лягут воспоминания Эльжбеты Володкович-Моравской. «Мама рассказывает, а мы записываем, — открыли тайну дети, — много страниц в этих воспоминаниях будет посвящено войне, погибшему дяде Винценту, который очень напоминает пастернаковского доктора Живаго». Думаю, посещение Чашниччины добавит к написанному не одну строку. Ведь у чашничан и Володковичей немало общего. Например, и тем и другим пришлось сражаться против фашизма. Но главное — у нас общая земля, хранящая память о родовых корнях.

Ирина ТОРБИНА

г. Чашники

НА СНИМКЕ:  пани Эльжбета ВОЛОДКОВИЧ-МОРАВСКАЯ  (в  центре),  ее  дети и внуки с педагогами и воспитанниками Чашникского центра детского творчества.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter