Заслуженный артист Беларуси Александр Тимошкин отметил 60-летний юбилей

Последний романтик

Александр Тимошкин уже с первых ролей в кино и театре привлек к себе внимание

На этой неделе исполнилось 60 лет заслуженному артисту Беларуси, неизменному голосу телеканала «Беларусь 1» (этот насыщенный баритон не спутаешь ни с каким другим), звезде Театра-студии киноактера Александру Тимошкину. Его романтические герои, всей душой стремившиеся к правде и полноте жизни, стали кумирами для миллионов советских женщин. В некотором смысле он — последний романтик советского экрана. На смену восторженным героям Тимошкина пришли братки и олигархи. Но природное обаяние актера лишило его возможности играть кинозлодеев.

Сны стали явью

teatrkinoaktera.by
В кино Александр Тимошкин дебютировал в 1978 году, сыграв восьмиклассника в фильме Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра». Картина снималась на «Беларусьфильме». В Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина он учился на курсе Юрия Катина-Ярцева, выпустившего в большое искусство Наталью Гундареву, Константина Райкина, Юрия Богатырева и многих других. С 1985 года Тимошкин стал актером Нацио­нальной киностудии «Беларусьфильм».

Помимо съемок в кино, он занимался озвучиванием фильмов, на театральной сцене создал немало запоминающихся образов. Герой с созвучной фамилией Тимошин из мелодрамы Олега Данилова «Мы идем смотреть «Чапаева» на долгие годы стал визитной карточкой артиста в театре. В слаженном ансамбле у Тимошкина была главная партия. Уже позже режиссер Дмитрий Астрахан снял по сюжету пьесы мелодраму «Ты у меня одна», но минский спектакль был не хуже. Как на него ломился зритель! Как на нечто дефицитное и изысканное, хотя предложенная история была вполне земной. Секрет успеха был прост: главный герой Тимошин — неискоренимый оптимист, он не предал собственную семью и свои идеалы ради выгоды.

Театралам запомнились его Иван из «Занозы» Франсуазы Саган, Григ из «Безымянной звезды», Эдуард из «Легкой жизни никто не обещал». В кино стоит упомянуть работы в картинах «Осенние сны» Игоря Добролюбова, «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» Виктора Турова, «Наш бронепоезд» и «В августе 44-го…» Михаила Пташука и другие. Жаль, что порой режиссеры используют только респектабельный «фасад» Тимошкина: его стать, прямую спину, открытое лицо. На мой взгляд, он вполне мог бы сделать карьеру в Голливуде. Правда, в отличие от многих голливудских красавцев он еще обладает и недюжинным актерским мастерством. Иных Катин-Ярцев из Щукинского училища не выпускал.

Роман на стороне

Кроме родного театра, в котором Александр Тимошкин служит с 1985 года, он активно играет в независимом театральном проекте «ТриТформаТ» заслуженной артистки Беларуси Веры Поляковой. В недавних спектаклях режиссера Татьяны Самбук «Три сестры» и «Каренина» он интересно сыграл двух обманутых мужей из мирового репертуара — Кулыгина и Каренина соответственно. Несмотря на общность темы и характеров, оба они представляются нам домашними тиранами, рисунок роли у Тимошкина совершенно различный. Как опытный мастер он не боится рисковать, пускаться в неизведанное театральное путешествие.

«Три сестры».
Фото Юрия Мозолевского

В спектаклях Татьяны Самбук мы вдруг увидели совершенно нового Тимошкина — немного дерзкого, отчаявшегося, но не растерявшего своего человеческого достоинства. Он здесь демонстрирует высокий актерский класс, и молодым коллегам есть чему поучиться у него. Вызывает искреннее восхищение, что артист масштаба Тимошкина решился на новую творческую авантюру, влился без царапин и заноз в мир радикальной современной режиссуры.

Очень хотелось бы увидеть Александра Михайловича и в новых кинофильмах. Порой птица удачи делает неожиданный вираж, тем более в современной киноиндустрии, которая снимает быстро и четко. Его пора зрелости, образ самодостаточного мачо могли бы вдохновить современных режиссеров на неожиданные предложения. Тимошкину по силам сыграть и разведчика, и олигарха, и лишних чеховских людей. Его амплитуда широка и разнообразна, а горячее сердце способно чувствовать боль ближнего.

«Каренина».
Фото Виктора Зайковского

ФАКТЫ

♦ На предварительном прослушивании в Белорусский театрально-художественный институт Александру Тимошкину посоветовали поискать себя в другой профессии. И он не стал подавать документы в БТХИ, а поступил в Щукинское училище в Москве.

♦ Фильм «И на камнях растут деревья» режиссеров Станислава Ростоцкого и Кнута Андерсена, снятый по первой части повести Юрия Вронского «Необычайные приключения Кукши из Домовичей», вышел в прокат в 1985 году. В СССР его посмотрели 19,9 млн зрителей (18-е место по итогам года). За роль в этой картине Александр Тимошкин получил приз «Серебряная ладья» и диплом на VI Норвежском национальном кинофестивале (1985).

♦ Александр Тимошкин награжден премией и дипломом Союза театральных деятелей Беларуси за роль в спектакле «Дуэт для солистки», призом и дипломом «За лучшую мужскую роль» на фестивале «Молодечненская соковица» за роль в спектакле «Мы идем смотреть «Чапаева».

БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК

Не может сегодня удержаться от добрых слов в адрес юбиляра народный артист Беларуси художественный руководитель Театра-студии киноактера Александр Ефремов. Пройден большой совместный путь, сделано немало в кино и театре:

Фото Александра Кушнера
— Александр Тимошкин действительно очень круто начал в профессии. Он сыграл главную роль Кукши у народного артиста СССР легендарного Станислава Ростоцкого в масштабной советско-норвежской картине «И на камнях растут деревья». После этого стал кумиром для миллионов советских женщин. Кроме того, работал на одной съемочной площадке с Олегом Ефремовым и Адой Роговцевой в мелодраме «Было у отца три сына». Сыграл небольшую, но очень важную для контекста фильма роль пограничника Карпухина у Вячеслава Никифорова в «Государственной границе. Год сорок первый». Герой Тимошкина — пограничник, который поднимает и восстанавливает вывернутый фашистским танком пограничный столб. За это его расстреливают. И в этом эпизоде есть мощный героический посыл. Вот с кого надо брать пример современной молодежи!

В моей картине «Покушение» Александр Тимошкин блестяще исполнил роль военного корреспондента майора Ильина. Он очень достойно смотрится на фоне популярных и медийных актеров Данилы Козловского и Дмитрия Певцова, который, кстати, в картине Ростоцкого «И на камнях растут деревья» работал каскадером. Им было о чем поговорить на съемках, этот совместный эпизод в карьере они, по-моему, вспоминали во время работы в «Покушении».

— Александр Васильевич, вам повезло работать с Тимошкиным не только на съемочной площадке, но и в театре.

— Да, Александр Михайлович — один из знаковых артистов нашей труппы, определяющий ее лицо, стиль игры, он наш некий внутренний камертон. Например, мой комедийный спектакль «Легкой жизни никто не обещал» по пьесе Жана-Клода Ислера без Тимошкина, блестяще исполнившего роль профессора математики Эдуарда, получился бы совсем другим. На мой взгляд, не таким тонким и интеллигентным, как это в итоге получилось у него. Он внес какую-то свою щемящую ноту в эту легкомысленную, как кому-то может показаться, французскую драматургию. В Саше как в актере подкупает именно это удивительное сочетание мужественности, брутальности, силы, с одной стороны, и некой не исчезающей с годами детскости, даже наивности, с другой. Режиссеров в нем, думаю, и привлекает сочетание доверчивости на сцене с сильным внутренним стержнем. На этом можно строить любой образ и любой характер.

Александра Михайловича любит зритель, ценят коллеги. Хотя в реальной жизни он, конечно, серьезный, проницательный человек, без актерских фокусов, совсем не наивный. 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter