Писал охотничьи рассказы и скучал по Беларуси: факты о Витольде Бялыницком-Бируле к 150-летию художника

Последний «передвижник»

Знаменитый художник, лучший пейзажист своей эпохи Витольд Бялыницкий-Бируля навсегда вписал свое имя в историю белорусского искусства

Природу Витольд Бялыницкий-Бируля любил и поэтизировал до конца своей жизни. Даже когда ему было уже за 80, он продолжал писать ее почти каждый день. Очень редко на его картинах появлялись люди, животные, птицы. Сам художник объяснял это тем, что его задача в первую очередь показать простую и в то же время привычную нашему глазу красоту окружающего мира. Бялыницкий-Бируля оставил после себя огромное творческое наследие, которое в эти дни можно увидеть в новом выставочном корпусе Национального художественного музея. К слову, здесь хранится самая большая коллекция произведений мастера: более 460 этюдов и законченных картин из основного фонда, а также около 160 работ из фонда научно-вспомогательного. К 150-летию тонкого лирика и последнего русского «передвижника» музей подготовил большую юбилейную выставку, которая продлится до 10 апреля. 


Жизнь Витольда Бялыницкого-Бирули была долгой (85 лет!) и драматичной. Он только-только получил известность как талантливый живописец, построил свою знаменитую «Чайку» (усадьбу на берегу озера Удомля в Тверской области, с которой связана большая часть личной и творческой жизни мастера), но грянула революция 1917-го. Бялыницкому-Бируле пришлось утверждаться в новой художественной иерархии. Спасла идеологически нейтральная живопись — пейзажи — и мастерские для крестьянских детей, которые он открыл в любимой «Чайке». 

Другие малоизвестные факты биографии белорусского «певца русской природы», как называли его критики того времени, — в нашем обзоре к юбилею мастера.

1. Учился у Иллариона Прянишникова и Сергея Коровина

Несмотря на тягу к рисованию, родители отдали Витольда во Владимирский Киевский кадетский корпус. Но даже обучаясь военному делу, мальчик свое детское увлечение не забросил. И тогда брат Витольда, живший в Москве, показал его рисунки уже известному на тот момент художнику Иллариону Прянишникову. Тот сильно впечатлился и рекомендовал юноше держать экзамены в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где Прянишников сам преподавал. В 1889 году 17‑летний Витольд стал студентом. Его учителями были все самые яркие звезды художественной Москвы — не только Илларион Прянишников, но и Николай Неврев, Сергей Коровин, Василий Поленов. 

2. Павел Третьяков приобрел работу Бялыницкого‑Бирули прямо со студенческой выставки

Известный меценат и собиратель предметов искусства Павел Третьяков старался не пропускать ежегодные ученические выставки, которые были открыты для всех желающих. Он отбирал для своего собрания самые интересные, на его взгляд, работы — и это было равносильно широкому признанию. 
После покупки Третьяковым картины «В окрестностях Пятигорска» молодой художник побежал в галерею: проверить, не шутка ли это. 
«В том же здании была квартира и контора Павла Михайловича, — вспоминал Витольд Бялыницкий‑Бируля. — Узнав о цели моего посещения, Павел Михайлович ответил улыбкой: «Поднимитесь наверх и посмотрите, хорошо ли висит ваша картина». Не веря своему счастью, я вбежал по лестнице и увидел, что моя картина висит среди произведений больших художников…»

Национальный художественный музей обладает крупнейшей коллекцией работ Витольда Бялыницкого-Бирули.
фото Александра Кулевского.

3. В «Чайке» мастер ежедневно (!) писал этюды еще до завтрака

Художником Витольд Каэтанович был крайне дисциплинированным. В его правилах непременной была ежедневная работа над этюдами. Вставал он рано и еще до завтрака всегда успевал написать этюд пейзажа или букет цветов. Зная об этом, сообразительные деревенские мальчишки однажды решили подзаработать. Еще в сумерках нарвали пионов на клумбе прямо перед домом мастера, а утром предложили ему этот букет купить. Витольд, зная, что пионы растут только у него в усадьбе, пожурил мальчишек, но цветы все равно приобрел.

4. Спас усадьбу от экспроприации, написав наркому просвещения ­РСФСР Анатолию Луначарскому 

В 1918 году над «Чайкой» нависла беда: дом подлежал экспроприации. Но художник не собирался сдаваться. И нашел выход: усадьба по‑прежнему будет служить искусству, но уже в качестве художественной школы. Обсудив эту идею с друзьями, Витольд Каэтанович написал письмо Луначарскому с предложением организовать на его творческой даче школу для крестьянских детей. 21 сентября 1918 года в «Известиях ЦИК» был опубликован декрет Совнаркома № 205, где указывалось, что «дача художника В. К. Бялыницкого‑Бирули «Чайка» уплотнению и реквизиции не подлежит». 
В 2018 году белорусские музейщики привезли из Крынок (родной деревни Бялыницкого-Бирули близ Белыничей) в «Чайку» саженцы сирени, которые были посажены в усадебном парке.

5. Был опытным охотником и писал охотничьи рассказы 

Авторитет Витольда Каэтановича как опытного охотника привлекал в «Чайку» не только художников. На медвежью охоту сюда приезжали даже известные партийные и государственные деятели Михаил Фрунзе и Ян Рудзутак. Бялыницкий‑Бируля, по воспоминаниями, был отменным организатором загонных охот. Один из сельчан из деревни Яковлево вспоминал, как лесорубы зимой, подняв неосторожно медведя из берлоги, обратились за помощью к живописцу, так как шатун не давал им работать в лесу. Витольд Каэтанович проблему решил. Ходит легенда о 47 застреленных им медведях. 

Писал художник и охотничьи рассказы. Самый известный — об охоте на Белоховском озере, отшельнике с острова Литвин и пнях, всплывавших при сильной волне. 

6. Летом 1947 года после многих лет, проведенных в Тверской области, вернулся на родину в Беларусь 

Результатом этой поездки (пусть и не слишком продолжительной) стал цикл произведений, объединенных идеей послевоенного возрождения Беларуси. Места детства чрезвычайно тронули художника: 
«Сейчас, когда я снова увидел родные места, столь пострадавшие от нашествия врага, мне с еще большей страстью хочется перенести на полотно чудесный облик возрождающейся страны», — писал он.
В 1947 году Александр Герасимов написал знаменитый групповой портрет четырех старейших советских живописцев. За обеденным столом — народные художники Иван Павлов, Василий Бакшеев, Витольд Бялыницкий-Бируля и Василий Мешков.

7. Завещал похоронить себя рядом с дочерью, но Академия художеств ­СССР воспротивилась

В 1948 году в жизни художника произошла трагедия: в озере напротив «Чайки» утонула его дочь Люба. Ее смерть глубоко потрясла 76‑летнего на тот момент пейзажиста. Осенью того же года он перенес инсульт, в результате которого был частично парализован. В 1957‑м Бялыницкий‑Бируля скончался. Он завещал похоронить себя рядом с дочерью в селе Троица на озере Удомля, но Академия художеств решила иначе. Тело народного художника ­БССР и ­РСФСР перевезли в Москву и с почестями похоронили на Новодевичьем кладбище. Охотники залпом из ружей проводили его в последний путь. 

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter