Последний король

Издана книга о Cтаниславе Понятовском, родившемся под Брестом

Издана книга о Cтаниславе Понятовском, родившемся и перезахороненном под Брестом

«Ах, зачем вам делать меня королем? Как вы не можете понять, что я хотел бы видеть ваше прекрасное лицо на своей подушке...» — так откровенничал два с половиной века назад знатный шляхтич Станислав Понятовский в одном из своих писем, адресованных Екатерине II из Польши. Некоторые из этих любовных посланий, вероятно, доставлялись в Санкт-Петербург тайными курьерами по столбовой дороге из Волчина, родового имения польского вельможи. Но Екатерина II была уже не юной супругой наследника российского престола Петра III, которую покорил когда-то в Северной столице своим обаянием элегантный польский посол при царском дворе Станислав Понятовский, а императрицей могучей державы. И мыслила она уже по-державному, воздерживаясь от взаимности. «Я должна соблюдать тысячи приличий и тысячи предосторожностей. Пишите мне как можно реже или лучше совсем не пишите», — отвечала самодержица.

Тактикой кнута и пряника она впоследствии заставила польский сейм провозгласить в 1764 году своего бывшего фаворита королем Польши. Три десятилетия Станислав Август Понятовский правил своей страной, фактически оказавшейся в результате его коронации под жестким протекторатом Екатерины, которая, как отмечают польские историки, осталась для последнего польского короля единственной настоящей любовью в жизни. Его мечтам о сочетании с возлюбленной законным браком так и не суждено было сбыться. После третьего окончательного раздела Речи Посполитой и отречения от престола он жил сначала в Гродно, потом в Санкт-Петербурге, где и был похоронен с подобающими почестями в соборе Святой Екатерины. В 1938 году под предлогом реконструкции этого храма гроб с забальзамированными останками короля советское правительство предложило враждебной буржуазной Польше забрать. После долгих дебатов в этой стране решили без особой огласки перезахоронить последнего поль­ского короля в местечке Волчин под Брест-Литовском, в старинном костеле, под сводами которого крестили Понятовского при рождении. В годы лихолетья Второй мировой войны богатое убранство храма было разграблено, а гроб с останками короля бесследно исчез. В советское время пришел в запустение и сам храм, дважды за свою историю менявший свой облик после передачи православной церкви, а в 50-е годы минувшего века превращенный в колхозный амбар. Большой вклад в его возрождение внес кандидат исторических наук Леонид Нестерчук, возглавивший на Брестчине движение за сохранение архитектурных памятников прошлого. Бывший костел в 90-х годах был законсервирован, затем передан католической церкви. Сегодня он приобретает свой первозданный вид, в ближайшее время над ним засияет точная копия купола, построенная современными зодчими.

Возвращается из небытия и политическая фигура самого Августа Понятовского. При финансовой поддержке Брестского облисполкома в Брестской областной типографии недавно издана книга Леонида Нестерчука «Манарх, асветнiк, мецэнат», которую в предисловии к ней ученые характеризуют как первое белорусское научно-популярное издание о последнем польском короле. Благодаря уникальным архивным материалам, которые автор изучал в основном в Польше, им внесен значительный вклад в историческое осмысление этой политической фигуры. К ней более пристально присматриваются в последние годы как в Польше, так и Беларуси. Поляки, не пожелавшие в свое время перезахоронить останки короля-вассала в Кракове, где покоятся все польские правители, из-за того, что царствование Понятовского положило конец Речи Посполитой, признали другие его заслуги перед страной. Последний польский король приложил немало усилий для сохранения культуры, языка страны, национального самосознания, что в конце концов и возродило Польшу. Современные белорусы, как потомки подданных короля, вспомнили о его белорусском происхождении и стремлении следовать принципам социального равенства, религиозной терпимости в своем королевстве.

Уникального глубоко научного содержания книги достойна и ее форма, представляющая собой великолепный образец полиграфического исполнения. Издание проиллюстрировано фотографиями картин и гравюр времен Великого княжества Литовского и екатерининской эпохи, которые читатели увидят впервые.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter