Последний день, последняя надежда

Отшумела очередная вступительная кампания в вузы. Для кого-то удачно, для кого-то — не очень. После боя, конечно, кулаками не машут, но анализ причин поражения сделать полезно.

Нужно признать, что абитуриенты и их родители уже привыкли к новым правилам поступления и, что немаловажно, признали их. Поэтому жалоб на содержание правил, как и на нарушение порядка тестирования, в последнее время нет. А вот к организации проведения тестирования и зачисления в вузы претензии, к сожалению, сохраняются.
Основная причина того, что студенческий билет достался другому, конечно, в слабой подготовке абитуриента к тестированию. Поэтому следование ленинскому принципу “учиться, учиться и еще раз учиться” актуальным будет во все времена. Но при проведении вступительных испытаний, хотя и не умышленно, могут  создаваться неравные условия для абитуриентов. Например, в этом году в отдельных городах было несколько пунктов тестирования с одинаковыми номерами корпусов, что вызывало трудности и отнимало значительное время у иногородних в поиске нужного корпуса. Представляете, за минут десять вы подходите к зданию, стали в очередь, а потом вам говорят, что это здание не то и что вам нужно бежать совсем в другое место?.. Как говорят, ситуация, близкая к инфаркту.
Нельзя говорить о равных условиях и в том случае, если в одной аудитории находится 20 абитуриентов, а в другой, с такой же площадью — 120. Имеется в виду использование потоковых аудиторий вместимостью от 100 до 200 человек, а также спортзалов школ с полной загрузкой. Абитуриенты сидят вплотную друг возле друга, хотя это не самое страшное. Не нужно забывать о том, что абитуриенты — живые люди. Они могут выходить из аудитории и возвращаться на место, при этом поднимая с мест рядом сидящих. Частое отвлечение от выполняемых заданий, неудовлетворительный микроклимат (тесты проводятся в самый жаркий период: с закрытыми окнами — душно, с открытыми — шумно) не дают возможности максимально сосредоточиться на задании. Доказывай потом проверяющим и родителям, что из-за жары или шума плохо думалось, решалось или писалось. Проблема же исключается элементарно: путем увеличения количества пунктов тестирования, продумыванием вариантов поведения человека в чужом городе и загрузки аудиторий не более чем на 50 процентов от числа посадочных мест.
Что же касается зачисления в вузы, то, казалось бы, лазеек для коррупции уже не осталось совсем. Стало значительно труднее устроить в вуз безграмотного абитуриента по блату. Да и прозрачность зачисления практически кристальная. В период подачи документов приемные комиссии работали с 9 утра до 18 вечера даже без перерыва на обед. Во всех вузах — как государственных, так и частных, комиссии предоставляли информацию каждые три часа: в 9.00, 12.00, 15.00 и 18.00. Информация содержала все данные о количестве бюджетных мест, поданных заявлений, числе льготников, а также графу с суммой баллов сертификатов и аттестата. Это было очень удобно всем абитуриентам, имеющим компьютер: сиди себе дома, следи по компьютеру за конкурентами, а в случае чего переноси документы на другой факультет или в другой вуз. Все шло идеально хорошо вплоть до последнего дня приема документов. 29 июля машина по отбору абитуриентов кое-где, на мой взгляд, дала сбой. Планировалось, что в этот день после 18.00 не только в здания вузов войти будет нельзя, но и приемные комиссии в это время прекратят работу (перестанут принимать и выдавать документы). Затем в течение 1—3 часов они “подобьют” все цифры и поместят итог на информационных стендах в интернет-ресурсах. Короче, к полуночи все родители и абитуриенты должны были успокоиться и лечь спать, зная неважно какой (положительный или отрицательный), но окончательный результат поступления. Большинство так и сделало, а “поутру они проснулись”...
Со слов обратившегося ко мне абитуриента Ильи С.: “Я поступал в Гродненский университет с превышением на 60 баллов результатов прошлого года. 29 июля в 23.00 по компьютеру я был 14-м. Утром 30-го — уже только 24-м. В итоге вместо бюджетной формы попал на платную”. Илье еще повезло. Он все-таки студент. А вот от Кати Ж. удача совсем отвернулась. По той же причине она в одном из минских вузов не стала обладателем студенческого билета, вынуждена была поступать на подготовительное отделение и будет пробовать силы в следующем году. Хотя вечером 29-го была уверена в поступлении...
Можно было бы отнести эти факты к случайным, но все же меня, этих ребят и их родителей до сих пор “терзают смутные сомнения”: не осталась ли лазейка для коррупции?.. Не происходила ли в ночь с 29 на 30 июля подтасовка результатов?.. Не переносили ли в это время в приемных комиссиях со специальности на специальность документы по звонку влиятельных родителей?..Тем более что факты выявляются на престижных специальностях вузов.
А ведь никаких сомнений в справедливости зачисления не должно быть. И дело это не совсем простое: в инструкцию для приемных комиссий можно было бы включить и пункт о прекращении в последний день работы по приему документов в 18.00 и объявлении окончательной информации по поданным документам самое позднее к 21.00. “Подтасовка”, конечно, уменьшится, но кто даст гарантию, что в течение трех часов она не произойдет вообще либо не будет осуществляться в более быстром темпе? Кто даст гарантию, что в СМИ не появится утверждение высокого чиновника о том, что если в последний день человек зашел в дверь вуза, то документы у него примут, хоть всю ночь работать будут, а отдельные комиссии будут следовать этому утверждению?.. Как обеспечить момент остановки приема документов, если, к примеру, не успели записать все данные абитуриента, а наступило 18.00? Не будут ли умышленно члены комиссии “тянуть время”, записывая данные, чтобы не пропустить “чужих”? Может, фиксировать не только дату, но и время приема документов? Такое количество вопросов позволяет сделать вывод о необходимости четко оговорить этот важнейший этап приемной кампании, что, несомненно, сделает его еще более открытым и прозрачным. Время для этого есть.
Вообще говоря, так как страна не так давно перешла на новую форму отбора и зачисления абитуриентов, то спорные моменты во время вступительной кампании могут быть. Их нужно вовремя выявлять, анализировать причины возникновения и устранять, и постепенно они исчезнут совсем. Вот только для наших Кати и Ильи это слабое утешение...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter