Последнее слово — за химией?

С борщевиком в городах начнут бороться гербицидами

На войне как на войне. В том числе и на войне с борщевиком Сосновского и его не менее агрессивными родственниками – борщевиками Мантегацци, персидским и шероховато-окаймленным, вызывающими серьезные и долго не заживающие поражения кожи. Так считают ученые Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси, которые, изучив складывающуюся ситуацию, пришли к выводу, что в борьбе с этими опасными растениями невозможно обойтись без химических средств, и подобрали смеси гербицидов направленного действия.

На первый взгляд, решение ботаников может показаться спорным. Ведь проблема состоит в том, что опасное растение расселилось не только по лугам и лесам, но и в городской черте, в частности, в Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, многих районных центрах, а потому разумно ли будет применять сельскохозяйственные химические препараты в жилых кварталах? До сих пор от таких крайних мер у нас воздерживались, предпочитая химии косу и лопату. И лишь вдали от городов, деревень и курортных зон иногда пробовали использовать так называемые глифосатсодержащие гербициды сплошного действия – «раундап», «шквал», «ураган», «торнадо».

— Мы не случайно назвали разрабатываемый нами метод борьбы биорациональным, — говорит ученый секретарь Центрального ботанического сада НАН Беларуси Михаил Мотыль. – Дело в том, что, в противовес гербицидам широкого спектра действия, которые в отдельных населенных пунктах пробовали применять у нас и до сих пор массово используют в России и странах Евросоюза, мы предложили смеси узкоспециальных препаратов, истребляющих не все растения подряд, а только двудольные. Борщевики же относятся как раз к ним. После такой обработки борщевик начинает желтеть и увядать уже через неделю, а через месяц полностью отмирает. В то же время газонная трава и микрофлора почвы страдают в минимальной степени. Все препараты, входящие в эти смеси, разрешены к применению в республике. Они не могут использоваться только вблизи водоемов и в местах массового отдыха. Эксперименты, которые мы провели на опытных делянках Центрального ботанического сада, в минском микрорайоне Курасовщина и хозяйстве «Озерицкий-Агро» Смолевичского района, дали возможность определить, в какие фазы развития борщевик наиболее уязвим, какие минимальные дозы препаратов необходимы для его гарантированного уничтожения.

Эти опыты показали высокую эффективность нового метода при снижении трудоемкости работ. При такой обработке скоплений борщевика гарантируется безопасность для человека и сохранение биоразнообразия растительного мира. Результат усиливается и тем, что обработку гербицидами ученые все же дополняют традиционным скашиванием растений.

— Естественно, — поясняет старший научный сотрудник Надежда Галынская, — работа с гербицидами требует мер предосторожности и использования закрывающей все тело одежды, высокой обуви, респираторов, перчаток и очков (впрочем, как известно, и от самого борщевика нужно защищаться не менее основательно). Но уже вскоре после обработки зарослей доступ на прилегающую территорию можно не ограничивать, так как препарат быстро впитывается листьями растений.

— При этом, правда, надо все же помнить, — замечает младший научный сотрудник Юлия Сандрозд, — что к двудольным относится не только борщевик, но и еще 200 тысяч видов растений, в том числе, например, гречиха, картофель, капуста, свекла, редис, подсолнечник, смородина, малина, клубника, земляника и даже яблоня с березой и дубом. Так что обрабатывать заросли нужно достаточно аккуратно, если рядом есть полезные растения, принадлежащие к тому же классу, что и борщевики.

По планам ученых, окончательная отладка технологии использования смесей гербицидов у них займет еще около года, и только к 2012 году рекомендации будут переданы службам жилищно-коммунального хозяйства, ответственным за очистку земли от нежелательного новосела. Они, несомненно, помогут реализовать планы горисполкома Минска — покончить с борщевиками. Если не за два года, как было в свое время объявлено столичными властями, то за три-четыре – вполне реально. Конечно, при грамотной организации работы и добросовестном ее исполнении.

Впрочем, распространение борщевиков, как мы знаем, Минском не ограничивается. В городах, обладающих меньшими ресурсами, чем столица, а тем более в районах не так просто будет его победить и за 5 – 10 лет. Даже используя химию, привлекая лучшие научные силы и мобилизуя на борьбу добровольцев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter