Парня, устроившего кровавую резню бензопилой в ТЦ "Европа", приговорили к 15 годам колонии общего режима

После шока

Парень, устроивший 8 октября 2016 года кровавую резню бензопилой в минском ТЦ «Европа», приговорен к максимальному сроку — 15 годам колонии общего режима. Это решение может быть обжаловано. Также вынесены частные определения в адрес учреждения образования МИТСО и врачей.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Приговор Влад Казакевич слушал внимательно, стараясь казаться равнодушным. С виду обычный и далеко не глупый парень. От сидевших по другую сторону решетки сверстников его отличала разве что бритая голова. Он, как и недавние сокурсники, мог быть сейчас в институте на лекциях, в спортзале, не вызывая у окружающих никаких негативных эмоций. Но вместо этого на него теперь смотрят с отвращением, лишь единицы — с жалостью.

Все те дни, пока шло судебное следствие, многие пытались понять: откуда взялось, на какой почве выросло такое бесцельное, напрочь лишенное сострадания и любви, циничное существо? Психическое расстройство, неудачные попытки найти себя, недовнимание, недоконтроль и прочие «недо» со стороны тех, кто зовется родителями? О жутких вещах — как планировал, готовился и убивал — Казакевич говорил как о чем–то естественном. Хладнокровно убивает невинного человека «по приколу» и потому что «нравится», слушая при этом «для настроения» музыку... Даже сейчас, признав свою вину, он сожалеет не об отнятой жизни и покалеченных судьбах. Расстроен тем, что «мало убил», обещая снова взять в руки оружие.

Фото  imhoclub.by

Со слов подсудимого, проблем у него не было. Так он говорил и родителям. А им, видимо, этого было достаточно: и когда подросток конфликтовал в гимназии, переживал из–за проблем с кожей лица, и когда, по сути, просил о помощи, заявляя о намерении покончить с собой. Что удивительно, родители парня и в произошедшем в ТЦ, и в прочих бедах семьи винят врачей, учителей — кого угодно, только не себя.

— С сыном у нас хорошие отношения, — уверяет мать Влада. — Он хорошо учился, был послушным... В 2016–м был уже взрослым и мог о себе позаботиться. Самый тяжелый для нас период начался, когда сын отправил классному руководителю СМС о намерении покончить с собой... Мы нашли его, врачи предложили госпитализировать в Новинки, сказав, что сами мы не справимся. Он стал замкнутым, одноклассники говорили, что он странный. Это меня пугало, но тогда я считала это особенностью характера. Потом мы перешли в другую школу, и все вроде наладилось.

Фото onliner.by

Сам Казакевич показал суду, что с 15 лет жил один: мать устраивала личную жизнь в Германии, отец проживал в своем доме в Минске. Оба выделяли сыну деньги и время от времени проведывали. С сестрой тоже особо не общался, друзей не было, знакомые — сокурсники, которых накануне похода в «Европу» хотел убить и которых спасло лишь неумение недоросля обращаться с бензопилой.

Ольга и Валентин (отец и мать Влада. — Прим. авт.) уверены: они, как могли, присматривали за сыном, заботились, любили. Но будь оба рядом, не смогли бы не заметить приготовлений к преступлению: бензопилу, топор и прочую «амуницию» спрятать непросто, куда–то исчезали деньги, у парня постоянно были отшельнические настроения, из кинопредпочтений — фильмы про маньяков, видео реальных казней людей боевиками. Удивило, кстати, и то, что оба старались не присутствовать в суде. Похоже, и здесь не желая услышать и понять своего ребенка.

Характер отношений Казакевича–младшего с матерью действительно был близок к формальному, говорит мне Владимир Семенов, начальник управления судебно–психологических экспертиз ГКСЭ (в его управлении проводили экспертизу по делу В.Казакевича):

— Мать больше волновало, что Влад ел, нежели что его беспокоит, все ли в порядке. В большей степени это была такая утилитарная забота. Вполне возможно, Ольга просто не сумела проявить свои чувства. Об отце парень отзывался более тепло, но и с ним не было близких, доверительных отношений. Впрочем, однозначно не скажешь. Бывает ведь: в семье трое детей, всех любят, обо всех заботятся, но один вдруг берет и совершает преступление.

Андрей Риман, замначальника управления стационарных судебно–психиатрических экспертиз ГКСЭ: «Личность Казакевича своеобразная. Да, он признан вменяемым. Однако имеет патологические особенности личности, и первые наиболее отчетливые симптомы проявились с раннего подросткового возраста: замкнутость, отшельничество. А аномальные личностные черты не позволяли подростку конструктивно выстраивать отношения с окружающими, делали его повышенно ранимым, чувствительным даже к малозначительным неприятностям. Но нельзя говорить, что в произошедшем виноваты именно эти личностные особенности, они — только дестабилизирующий фактор. Ведь есть люди, которым психическое расстройство помогает самоутвердиться, стать выдающимися писателями, художниками, математиками».

Эксперты говорят, что до преступления генеральной чертой личности подсудимого была неуверенность в себе. Невозможность сойтись со сверстниками усиливали чувство одиночества, раздражение, агрессия — к себе, затем к другим. То есть у подсудимого образовалась патология в эмоциональной сфере: он стал равнодушен к страданиям, боли окружающих, хотя вида собственной крови боится. И вот он уже в открытую говорит, что уважать себя стал только после недавних событий: мол, вот он, настоящий поступок. Перед походом в ТЦ у подростка все же сработал некий внутренний тормоз. Его он приглушил, выпив водки.

Заявления Казакевича, будто он хотел быть убитым при задержании, — демонстрация. Как и якобы намерения суицида, говорят сотрудники ГКСЭ. Так он привлекал к себе внимание. А кому–то из врачей центра психического здоровья даже сказал: хотел посмотреть на реакцию преподавателей и родителей. Сейчас он абсолютно спокоен потому, что получил то, чего хотел, — стал «героем» сенсации.

Трагедия в «Европе» — урок нам всем. Агрессия, которая считается одним из типичных проявлений кризиса подросткового возраста, может стать серьезной социальной проблемой. Внутренний дискомфорт вкупе с неуверенностью в себе — гремучая смесь. Никто не знает, во что она выльется, где рванет. И только от взрослых зависит, останется ли подросток один на один с этой злой стихией, повторится ли жуткая расправа.

Комментарий

Муж погибшей Елены Александронец: «Нужно смотреть за своими детьми, быть рядом, особенно в подростковый период. Разбираться в первопричинах поведения, пытаться понять. Наша дочь тоже была непростым подростком, но мы с женой с этим справились, потому что были вместе».

По данным судебной статистики

За последние пять лет к уголовной ответственности привлечено 29 несовершеннолетних убийц.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter