«После проверки собственник возвращает цены на прежний уровень»

48 торговых объектов в Беларуси возобновили свою работу

О ТОМ, что контроль потребительского рынка по президентскому Указу № 567 с 7 декабря 2014 года ужесточился, мы все узнали из новостных сводок — то и дело инспекторы приостанавливали в декабре — начале января работу магазинов, чьи владельцы позволяли себе нечестную игру с товаром и ценами. Министерство торговли пристально следит за ценообразованием и может запрещать работу магазина, объекта общепита за различные нарушения. Всего закрыли 58 субъектов торговли, в 16 из них превышены по сравнению с 18 декабря 2014 года цены на 20—30 процентов, по некоторым позициям еще больше. Так в «ОМА» они поднялись в среднем на 36 процентов, иногда достигали 40 процентов. А еще на полках находили товары с истекшим сроком годности, не соблюдался ассортиментный перечень, предоставлялась неполная информация о конкретной продукции…

И все это — далеко не полный список нарушений, утверждает начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Министерства торговли Валерьян БЕСПАЛЫЙ.

— Как правило, в таких случаях магазины закрывают на 10 дней и наказывают рублем. Должностное лицо за нарушение правил торговли штрафуют на сумму до 10 базовых величин. После исправления нарушений мы обязательно выезжаем на место и проводим контрольную проверку. Так, в минувшую пятницу возобновил работу частный магазин «Хоздвор», расположенный в нескольких километрах от Минска на трассе Москва — Минск. Он занимается реализацией стройматериалов. На 35 процентов там завысили цены на эмали, фугу, шпатлевку и гипс. Претензии к собственнику были и из-за массового отсутствия товаров отечественного производства в магазине. Сейчас он возвращает цены на прежний уровень и завозит товары отечественного производства. На исправление ситуации торговой сети «ОМА» давали также 10 дней, все 8 магазинов уже вернулись к работе. К слову, по последним данным, 48 торговых объектов из 58 уже возобновили свою деятельность. Навели порядок — работайте!

— А если такая ситуация: к примеру, иностранный производитель повысил цену на свой товар, а может ли белорусский импортер его продукции также изменить ее? 

— Розничная цена в любом случае не должна быть выше уровня цен 18 декабря 2014 г. Субъект торговли и поставщик могут договориться, поступиться торговой надбавкой и выйти на прежнюю цену. Напомню, министерства торговли и экономики в конце прошлой недели разрешили откорректировать цены при определенных условиях производителям и импортерам, эта информация есть на сайте Минторга. Но больших оснований для повышения цен в республике просто нет. 

— Валерьян Александрович, почему такое внимание со стороны инспекции крупным торговым центрам в предпраздничные и посленовогодние дни? Минторг закрывал торговые точки «ГИППО», «Соседей», «Родной стороны»…

— Хочу заметить, что мы контролируем как промышленную, так и продовольственную сферы. К сетям особое внимание, потому что это основные игроки на потребительском рынке. 16 крупных компаний, которые входят сегодня в Ассоциацию розничных сетей, занимают около 40 процентов розничного товарооборота республики, что очень серьезно. К сожалению, нарушения выявляются при каждой проверке, да и не только в сетевых магазинах. Самое распространенное — реализация продукции с истекшим сроком годности. Встречается в 60 процентах проверенных объектов. Еще фиксируем несоблюдение ассортиментных перечней по отечественным товарам. Это важный момент, который влияет на долю продажи белорусских товаров в целом по республике. Нередко отсутствует и необходимая информация для покупателя, которая должна быть представлена по закону «О защите прав потребителя».

Например, Министерство торговли 13—14 декабря 2014 г. проверило 7 магазинов «ГИППО». При этом нарушения установлены абсолютно во всех (!) торговых объектах сети. Выявлены факты реализации товаров с истекшим сроком годности (колбасные изделия, рыба, пиво, моющие средства и др.), рекламы алкоголя, несоблюдения ассортиментных перечней, неправильного оформления скидок и так далее. 

Вообще, хочу сказать, что законодательство в европейских странах в сфере торговли очень жесткое. К этому идем и мы. К примеру, за нарушение санитарного законодательства главный Госсанврач и санврачи областей могут приостанавливать деятельность магазина или объекта общепита на срок до 90 дней. Такие же полномочия за нарушения законодательства в ценообразовании, торговле и общественном питании даны и министру торговли, его заместителям. Если работники временно закрытого заведения не устранят нарушения, министр может и вовсе запретить его работу. 

— А какова ситуация в сельской местности?

— За прошлый год мы проверили более 260 сельских объектов торговли. Нарушений по отдельным вопросам больше. Так, если по республике в 60 процентах проверенных магазинов есть просрочка, то по сельской местности находим ее в более чем 70 процентах. 

— Как торговая инспекция узнает о нарушениях? 

— Источников поступления информации несколько. В первую очередь сами проводим проверку объектов торговли, общепита. Представляют информацию государственные органы, в том числе и правоохранительные. Очень активно мы пользуемся информацией, которая поступает от людей по телефону доверия. Замечу, что одного звонка для того, чтобы была назначена проверка, недостаточно. Мы должны располагать четкими данными по нарушению законодательства в конкретном месте. И гражданин несет за эту информацию ответственность. Сведения должны быть подтверждены документально, он должен дать обязательство, что готов быть свидетелем при рассмотрении материала в суде. Если субъект повысил с 18 декабря цену, пусть покажет договор на покупку этого товара, предыдущий и настоящий кассовый чек, фотодокументы. В основном проводим внеплановые проверки, чтобы в магазинах, точках общепита понимали, что порядок наводить надо каждый день. Есть и запланированные проверки, и об этом знают субъекты торговли уже за полгода, извещаем еще и письменно за 10 рабочих дней. И даже в этих случаях находим нарушения. Это говорит о том, что руководители не подготовились соответствующим образом, не требуют этого и от своих кадров.

— Судебная власть по-прежнему недостаточно жестко подходит к тем, кто продает просроченные товары. Как считаете, надо ли увеличивать штрафы за такие нарушения?

— В основном за просрочку суды дают штрафы — от 30 до 100 базовых величин. Редки случаи, когда применяли 200, 400 базовых величин. А ведь просрочка — это грубое нарушение законодательства, по которому предусмотрены штрафные санкции до 500 базовых величин. И для того чтобы субъекты хозяйствования активнее и быстрее наводили порядок, надо ужесточать наказание и штрафовать по максимуму. В большей степени это должно касаться не столько должностных, сколько юридических лиц. Тогда вся команда, начиная от собственника, начнет принимать все меры по устранению недостатков в работе, чтобы потом не платить большие суммы штрафов. 

— Валерьян Александрович, спасибо за беседу!

В ТЕМУ 

По итогам проверок магазинов, расположенных на автозаправочных станциях ИООО «Лукойл Белоруссия», проведенных в январе 2015 года, Министерством торговли с 21 января приостанавливается деятельность 20 объектов торговли во всех регионах республики за грубые нарушения законодательства.

Так, реализация просроченных товаров осуществлялась в 16 из 25 проверенных магазинов, не соблюдались ассортиментные перечни товаров (по отдельным магазинам в Минске до 48,9 проц.), покупателям представлялась неполная или недостоверная информация о товаре, в том числе о сроках годности. Кроме того, установлен факт превышения розничных цен на антифриз, пользующийся спросом у автолюбителей, по сравнению с ценами, действовавшими на 18 декабря 2014 года. На наведение порядка Минторгом отведено семь дней.

korshuk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: БелТА
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?