«После оптимизации все предприятия АПК у нас работают с прибылью»

ЕЖЕГОДНО здесь получают более 60 тысяч тонн молока, 13 тысяч тонн мяса, 86 тысяч тонн зерна. И при этом зарабатывают деньги: все предприятия АПК в районе рентабельны. Всего их 19, что для других районов, особенно Гомельщины, — цифра внушительная. А совсем недавно было и вовсе 33, пока в 2008—2009 годах не присоединили убыточные хозяйства к тем, которые и тогда крепко стояли на ногах, и сегодня показывают лучшие результаты работы в районе и области. О том, каким был для Жлобинщины 2012 сельскохозяйственный год, какие цели и задачи ставят перед собой аграрии на ближайшую перспективу, в беседе с корреспондентом «БН» рассказывает первый заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Сергей ГАЙКОВ.

Считать, думать, анализировать и находить правильные решения – эти качества, прежде всего, определяют стиль агроменеджмента в Жлобинском районе

ЕЖЕГОДНО здесь получают более 60 тысяч тонн молока, 13 тысяч тонн мяса, 86 тысяч тонн зерна. И при этом зарабатывают деньги: все предприятия АПК в районе рентабельны. Всего их 19, что для других районов, особенно Гомельщины, — цифра внушительная. А совсем недавно было и вовсе 33, пока в 2008—2009 годах не присоединили убыточные хозяйства к тем, которые и тогда крепко стояли на ногах, и сегодня показывают лучшие результаты работы в районе и области. О том, каким был для Жлобинщины 2012 сельскохозяйственный год, какие цели и задачи ставят перед собой аграрии на ближайшую перспективу, в беседе с корреспондентом «БН» рассказывает первый заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Сергей ГАЙКОВ.

— В последние годы в районе наблюдается положительная динамика в производстве зерна. Так, если, к примеру, в 2007 году валовой сбор в весе после доработки составил 57,5 тысячи тонн при урожайности 21,7 центнера с гектара, то в 2011-м уже соответственно 85,5 тысячи тонн и 29,4 центнера. А в 2012 году совсем немного не дотянули до 100 тысяч тонн — получили 97,6 тысячи. С кукурузой на зерно урожайность составила 35 центнеров на круг. Отдельно кукуруза дала 53—55 центнеров. Колосовых урожайность была невысокая — 28 центнеров. Сказалась затяжная весна: «опоздали» на неделю с севом яровых, потому что не всюду могла техника выйти в поле. В результате яровые и дали наименьшую урожайность, а наибольшую — озимые. В целом было посеяно 35 851 гектар зерновых. Кукурузы на силос собрали 280 центнеров с гектара. Местами ее урожайность достигала 500 центнеров и даже больше, а посеяно было 14 тысяч гектаров, чтобы обеспечить годовую потребность КРС в кормах. Это 340—350 тысяч тонн силоса с добавлением сенажа, которого заготовили 68 тысяч тонн.

— Сергей Николаевич, как известно, в основе высоких урожаев и эффективного земледелия лежит немало человеческого труда и знаний. Наверняка и вы не только берете от земли, но и стараетесь совершенствовать земледелие.

— Верно, и здесь основополагающие направления — повышение плодородия почвы, поддержание необходимых сортовых ресурсов, постоянное селекционирование и совершенствование сортов, а также нормативное использование возделывания сельскохозяйственных культур, что и обеспечивает высокие показатели урожайности. Так, наращиваем объемы производства органических удобрений за счет увеличения поголовья скота и птицы, чтобы вносить не менее 510 тысяч тонн в целом по району. Проводим известкование кислых почв, на что ежегодно требуется почти 3,8 миллиарда рублей. Вовремя и в нужном объеме вносим минеральные удобрения, проводим в положенные сроки химическую обработку посевов. Все это в комплексе дает свои результаты. Развиваем и кормопроизводство, в основе чего — рациональное сочетание посевов высокопродуктивных культур с учетом региональных условий Жлобинщины. В Гомельской области, как вы знаете, стали активно развивать производство нетрадиционных для Беларуси подсолнечника и сои, чтобы заменить импортные белок и белковые смеси на отечественные. А это большая экономия средств. Однако в нашем районе культуры пока не прижились, хотя показали себя неплохо. Для них у нас не хватает сумм активных температур. Мы расположены на севере области, поэтому тяжелее возделывать сою и подсолнечник. Наши культуры — это бобовые: люпин, горох. Мы не можем добиться того, чего добились на юге области, где получают 15 центнеров с гектара и выходят на 20—30 процентов рентабельности этих культур. Да еще и получают свой белок.

— Все ли руководители в Жлобинском районе меряют результаты работы рентабельностью и деньгами, как вы?

— Да, все хозяйства у нас работают с прибылью. Те, которые несли убытки, в 2008—2009 годах присоединили к более крепким. На тот момент было 33 сельхозпредприятия, а осталось 19. За счет этого подтянули слабые хозяйства. И сегодня еще можно сократить это количество, но пока нет резона — все работают стабильно, более того, в первую очередь думают про деньги, эффективность и стараются заработать. Ведь руководитель должен прежде всего думать, как извлечь выгоду из любого производственного процесса, не только в растениеводстве. Если взять, к примеру, молоко, то нужно уделить внимание технологии, без которой ничего не получится, как ни старайся, содержанию поголовья, селекционной работе. Без этого молока не получишь.

— А ваши, судя по всему, получают?

— Во всяком случае стремятся увеличить и валовой удой, и прибыль от его реализации, повышая сортность и товарность. Сейчас мы в целом по району получаем 168,7 тонны молока в день. Среднесуточный удой от коровы — 11,5 килограмма, среднегодовой — почти 5 тысяч килограммов. Задача на 2013 год — надоить 5,2 тысячи килограммов от коровы. И все возможности для этого есть. Конечно, хозяйства разные, работают кто-то лучше, кто-то хуже, но в основном имеют неплохой удой. И товарность молока достаточно высокая — 90 процентов. Сортом «экстра» продаем около 35 — 38 процентов. Остальное почти все — высшим. Конечно, есть некоторые недостатки, и мы их знаем. Как и то, что в нынешнем году нужно учесть все ошибки и исправить. Особенно тем хозяйствам, недоработки которых повлияли негативно на общий результат.

— Исправлять ошибки, особенно чужие, — проще, чем отвечать за них. А ведь нередко это делать приходится грамотным, компетентным руководителям — держать ответ хотя бы перед вами, к примеру, за ошибки своих незадачливых подчиненных. Так или иначе, решающий фактор — человеческий.

— Совершенно верно — один в поле не воин. Поэтому и подбирать кадры нужно тщательно, особенно заместителей и главных специалистов. Ведь они — правая рука руководителя хозяйства. Если действительно на своем месте агроном, зоотехник, экономист, то и дело движется. Люди сами постоянно развиваются, вводят новые интенсивные технологии — и в растениеводстве, и в животноводстве. В растениеводстве, к примеру, нужно стремиться к повышению урожайности культур, но не за счет увеличения посевных площадей, а работать с сортами, с почвой. Того же зерна выход с гектара должен быть не менее 2 тонн, тогда производить его будет экономически выгодно даже с учетом госзаказа. А если пересевать по два-три раза, ничего не получим хорошего. Поэтому и нужно соблюдать технологию производства, а не ссылаться на плохую погоду, как это часто бывает. Если все сделать правильно от А до Я, можно получить практически максимальный урожай и «скидывать» на погоду придется совсем немного, как это вышло у нас в прошлом году. Но, к сожалению, не все это понимают. Как и то, насколько тесно переплетены все отрасли в сельском хозяйстве. Многим даже невдомек, за счет чего живет предприятие. Ведь это фактически только молоко и мясо, а растениеводство выполняет вспомогательную функцию, но она крайне важна: если, совершенствуя растениеводство, добиться высокой продуктивности дойного стада, будет возможность и технику покупать без использования лизинга, и удобрения, и платить людям нормальную зарплату. Хотя в наше время все это обходится сельчанам очень дорого. Но если подойти с умом к каждой культуре, к каждому процессу, то отдачу можно получить существенную. Тогда действительно будешь хозяином на земле и в жизни.

Поэтому в первую очередь нужно считать и думать, анализировать проблемы и находить оптимальные решения, а главное — стараться избегать их повторения, не допускать тех же ошибок в будущем. А ошибки ведь — от незнания и непонимания. И речь не столько о руководителях, как уже говорили, сколько о специалистах и простых работниках. Поэтому в идеале все должно быть доведено до автоматизма, чтобы каждый знал, за что отвечает и что должен делать на производстве. Тогда и  руководителю будет легче. Но здесь важен его подход к людям. Когда он вникает не только в производственные проблемы, но и в личные, пусть не всегда решает их, но уделяет внимание, причем независимо от того, работает человек в хозяйстве или нет, тогда и у коллектива, у населения в целом отношение другое будет и к нему, и к работе. И у нас в районе такие руководители есть. К ним люди тянутся, на работу просятся. Поэтому пусть не говорят, что у нас некому работать в сельском хозяйстве.  Есть! Но надо людей заинтересовать и обеспечить достойные условия работы, и они сами к вам пойдут.

— А как же пресловутая непрестижность работы в АПК? Считаете, не помеха?

— Считаю, что работать в сельском хозяйстве почетно, потому что человек от земли — самый добрый, чистый и светлый. Как правило, это люди, которые родились в деревне, выросли и остались работать на родной земле. Значит, их труд нужно уважать, оценивать достойно и создавать хорошие условия, если, конечно, человек добросовестный, честный. Я сам родом из деревни, поэтому не понаслышке знаю, что такое крестьянский труд. После окончания техникума работал главным агрономом в хозяйстве в родном Кормянском районе. А здесь, в управлении, только два года: сначала главным агрономом, а потом стал первым заместителем начальника райсельхозпрода. Но от земли не оторвался — каждый день бываю в хозяйствах. Конечно, труд крестьянский непростой. Но, считаю, это должно быть не тяжестью, а состоянием души.  Иначе никак.

Подготовила Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter