После Гоголя пришел Чехов

Сегодня в Бресте открывается театральный фестиваль «Белая вежа»

После Гоголя пришел Чехов на сцену традиционного театрального форума в Бресте

Сегодня в городе над Бугом спектаклем «Свадьба» Национального академического театра имени Янки Купалы открывается ХV Международный театральный фестиваль «Белая вежа», посвященный 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова.

Столичные артисты зададут тон восьмидневному театральному празднику, на котором чеховская тема будет доминировать. Кроме «Свадьбы», в афише творческого форума «Три сестры», «Медведь», «Чайка», «Вишневый сад». Эти названия драматургических произведений великого писателя сами по себе воскрешают в памяти сюжеты его творений и увиденные ранее постановки, киноверсии, созданные на их основе. Как подчеркнул на пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, директор Брестского драматического театра Александр Козак (на снимке), при формировании репертуара нынешнего международного мероприятия его организаторы стремились к тому, чтобы представить Чехова брестскому зрителю не только в известном классическом стиле, но и раскрыть на сцене всю многогранность его таланта. Судя по прошлогодней «Белой веже», посвященной 200-летию Николая Гоголя, подобный творческий портрет в сценическом исполнении и на этот раз будет таким, что каждый зритель найдет в нем новые интересные для себя черты.

Как всегда, при формировании афиши ее создатели ставили перед собой задачу познакомить зрителей фестиваля с как можно более широким разнообразием стилей театрального искусства. В последние годы эта изначальная заданность брестского праздника сцены привела к тому, что в его рамках сформировалось отдельное и цельное направление, называемое сегодня «уличным театром». Еще до вечернего торжественного открытия «Белой вежи» на главной площади Бреста уличный спектакль «Нашествие инопланетян» покажут артисты из словенского города Любляны. Во вторник здесь же на ходулях выйдут польские актеры из Кракова, которые представят на суд зрителей постановку «Слепые», а в четверг тут ожидается такое же выступление их итальянских коллег. Но самый интригующий сюрприз привезет в Брест на этот раз уже хорошо известный брестчанам по выступлениям прошлых лет театр «Воскресение» из Львова. В рамках чеховской темы украинцы покажут здесь два «Вишневых сада». Один они сыграют в классическом стиле на традиционной сцене, а второй — на ходулях субботним вечером уже после официального закрытия «Белой вежи» на площади. В городском парке на живописном островке, к которому ведет через озеро мостик, покажут свой вариант чеховской «Чайки» минские актеры Республиканского театра белорусской драматургии. (Зрителям и театральным критикам будет наверняка интересно сравнить такое прочтение Чехова с классической постановкой «Чайки» Гродненским драматическим театром.) Для зрителей эти зрелищные спектакли под открытым небом хороши тем, что посмотреть их можно, не приобретая билетов.

Уличное выступление в рамках программы фестиваля артистов Брестского драматического театра под стенами древней Белой вежи в Каменце оплатили местные власти. Здесь гости из Бреста будут играть спектакль на ходулях «Мечта о Дон Кихоте». Эта работа уже знакома зрителям не только в Беларуси, но и за ее пределами. На минувшей «Белой веже» она получила высокую оценку профессиональных критиков. Тогда они отметили, что, несмотря на маскарадно-зрелищный стиль таких спектаклей, брестские актеры, встав на ходули, очень интересно и трогательно рассказали историю Дон Кихота, сохранив канву сюжета. Критик из Минска Алексей Стрельников прошлогодней осенью признался, что это единственный уличный спектакль, который он с интересом досмотрел до конца в окружении таких же захваченных им зрителей.

Эту же постановку брестчане покажут в Малорите во время празднования областных «Дожинок», которые в этом году по времени совпали с театральным форумом. Кстати, расширение географии «Белой вежи» — это еще одна отличительная черта нынешнего фестиваля. Спектакли участников международного театрального форума можно будет посмотреть не только в областном центре. Пинчане познакомятся с творчеством Закарпатского русского драмтеатра из Мукачево, который покажет спектакль «Птица Феникс». В Пружаны актеры из Нижневартовска привезут постановку «До последнего мужчины», на которую в Бресте стояла очередь за билетами, разошедшимися с ходу. В Кобрин и Барановичи приедут индийские артисты.

Индия — не самое далекое от Бреста государство, откуда прибудут на «Белую вежу» мастера сценического искусства. Нынче здесь выступит 37 театральных коллективов из 20 стран. Раскрывая «секреты» географического представительства фестиваля, Александр Козак рассказал, что пригласить и принять некоторые труппы из дальних стран помешали финансовые затруднения. С отдельными кандидатами предварительные переговоры не дошли до логического завершения по иным причинам. Кому-то из желающих приехать пришлось отказать по соображениям соответствия предложенных работ заданной теме. Но в целом интернациональный дух при формировании афиши удалось сохранить на высоком уровне. На суд зрителей нынче будет представлен даже один интересный проект, который в рамках программы фестиваля осуществит итальянский режиссер, объединив в театральном коллективе актеров Турции, Латвии и Беларуси.

Международный престиж брестского фестиваля привлек внимание театра живой поэзии «Эмпирей» из Австралии. Его приезд в Брест мог бы стоить хозяевам «Белой вежи» около 250 000 долларов США, но обошелся гораздо дешевле, так как с далекого континента этот театр приехал для участия в одном из российских фестивалей и в своей гастрольной поездке выкроил время для посещения Бреста. Здесь австралийцы покажут спектакль «Моя Ариадна» — лирическую драму о взаимоотношениях мужчины и женщины, в которой на фоне чеховской прозы звучат стихи автора Вячеслава Миллера, являющегося одновременно режиссером, постановщиком и актером, играющим героя моноспектакля. Возможно, нынешний приезд для этого русскоязычного театра станет поводом для дальнейшего развития творческих связей с Брестом. Он интересен тем, что в нем играют в основном выходцы из России, Украины и Беларуси. Есть актеры, эмигрировавшие в Австралию из Советского Союза, а также те, кто является потомками участников Первой мировой и Гражданской войн.

Незримо, но притягательно для зрителя будет обозначена чеховская тема и в некоторых спектаклях, на первый взгляд, далеких от произведений великого писателя. Организаторы фестиваля, например, настояли на том, чтобы вместо «12 новелл о любви», созданных по мотивам произведений Чехова, Новый московский драматический театр привез в Брест постановку «Top dogs». Художественный руководитель этого российского театрального коллектива Вячеслав Долгачев пьесой в классическом понимании этого слова ее назвать не может. В брестской прессе он охарактеризовал спектакль как сеанс групповой психотерапии, основанный на «документальной фактуре с реальными судьбами людей, с невыдуманными историями». Пьесу написал двенадцать лет тому назад швейцарский драматург Урс Видмер. Благодаря своему необыкновенному творческому чутью он уже тогда предсказал в ней мировой финансовый кризис. Экономический крах лишает жизненной опоры героев произведения, не знающих, как жить дальше. Ситуация, в которую они попали, а также попытки найти выход из нее, поучительны и актуальны для современного зрителя.

«Белая вежа», по мнению Александра Козака, способствует творческому росту Брестского драмтеатра и здешнего театра кукол. Сегодня как сам фестиваль, так и его хозяева имеют международную известность, что помогает гастрольной деятельности брестских театральных коллективов. На суд критиков, приглашенных на нынешний фестиваль, театр представит спектакль «Три сестры», поставленный по Чехову режиссером Тимофеем Ильевским, уже имеющим в своем творческом активе ряд известных белорусскому зрителю работ. Билеты на это представление, как и на большинство других в нынешней афише, были раскуплены сразу. Это показатель того, что популярность «Белой вежи» у зрителей, не отличавшихся в прежние годы подобной активностью, нарастает. Как сообщил журналистам начальник управления культуры Брестского облисполкома Григорий Бысюк, за счет кассового сбора в этом году наполовину возместились денежные расходы на фестиваль, 80 процентов которых выделено из областного бюджета. Даже в трудные времена, вызванные экономическим кризисом, у местной власти и мысли не было о приостановке театральной традиции, родившейся 15 лет назад.

На снимке: Брестский драматический театр принимает гостей фестиваля.

Фото: Валерий КОРОЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter