Стоит ли каждый год участвовать в "Евровидении"?

После бала

Пена после «Евровидения» оседает быстро. За неделю ревнители конкурса успевают все: высокие звания победителям раздать, протестные петиции подписать, выговориться вдоволь о недостатках в голосовании. Наконец, объявить набор стран на следующий евросонг. Вот здесь–то мнения участников нашего «Спор–клуба» разошлись кардинально: один журналист убежден, что «Евровидение» — это напрасная трата времени для наших артистов и ничего не случится, если Беларусь этот праздник пропустит. Другой настаивает на том, что участие в международных конкурсах, как и в соревнованиях, — это престиж для страны и дело обязательное. На чьей стороне окажется читатель? Оставляйте свое мнение на сайте www.sb.by. Не стоит себя сдерживать, мы ждем ваших комментариев на страничке «Спор–клуба».


Фото  БЕЛТА.

Фото  РЕЙТЕР.

Пора объявить музыкальную паузу


— «Евровидение», бесспорно, это конкурс–находка для
Виктория ПОПОВА

ведущих юмористических шоу. Ничего, кроме дикого хохота, он вызывать не может. Что такое евровизионный концерт по сути? Два часа кряду на сцене сменяют друг друга поющие лузеры различной степени тяжести, в нелепых париках и мантиях, блестках, стразах, с латексом и без, и все сорок с лишним финалистов поют малоотличимые друг от друга песни, часто на плохом английском. Чем хуже, тем лучше. Утешением для меня лично всегда остается смех, при любых обстоятельствах. Можно и над собой поржать, конечно. Но в идеале, Сергей, ты ведь понимаешь, что приятнее над другими? Убеждена, что глобально на нашей эстраде ничего не изменится, если Беларусь разок–другой пропустит участие в этом шоу. Это ж сколько денег можно будет сэкономить, посчитай — один только номер нашего Айвэна обошелся в 100 тысяч евро. А магнитики? А прочие сувениры? Сумасшедший расходник. Давайте наконец осмотримся, покумекаем: а с какой вообще целью в этом конкурсе участвуют? Каков был наш план последние тринадцать лет? Не понимаю.

Когда в васильковых плащах с фольклорным подбоем на евросонг помчались наши первые участники — дуэт Александра и Константин, говорили, что так мы быстрее всего научимся шоу–бизнесу. Подсмотрим европейские тренды, исследуем рынок, выхватим лучшее и вот тогда уж запоем, на весь мир зазвучим, до самых далеких звезд доберемся. Ошиблись, с кем не бывает. Тогда, в 2004–м, могли и не знать, что конкурс «Евровидение» в музыкальном бизнесе никакие тренды не формирует и продвижением артистов не занимается. Эта телевизионная кухня решает совсем другие задачи, не меломанского уха дела какие. Пусть себе решает, для чего же в этой, как назвал бы ее наш с тобой любимец Депардье, «порнографии» участвовать?

Сегодня каждый день в виртуальной реальности всплывает столько ярких артистов и музык новых самых, что всерьез тратить время и деньги на участие в «Евровидении» могут только совсем пропащие творческие натуры. Талантливому человеку для того, чтобы прославиться, вовсе не обязательно напяливать на себя платье–трансформер и лететь на медиасмотр, достаточно написать бомбическую песню, выложить ее на своей странице в интернете — все, через несколько дней о тебе весь мир знает. Вспомни, как удачно к концерту группы «Ленинград» в «Минск–Арене» подоспел их новый хит про «лабутены» — куй железо, Серега Шнуров, не отходи от кассы! А много ли ты назовешь финалистов «Евровидения», чьи имена арены собирают? Надо быть совсем уж чумовым поклонником евротусовки, чтобы отличать Дану Интернешнл от Эймара Куинна, и совсем не познать других музыкальных радостей, чтобы добровольно себе заталкивать в уши песни Кончиты Вурст.

Для белорусских участников конкурс «Евровидение», скорее, становится проклятием, чем приносит реальную славу. После очередных невыходов в полуфинал, которых было 9 (!) из 13, Карл, на головах, нарядах и песнях наших бедняжек так оттаптывались все кому не лень. По мне, так лучше помереть, чем за таким счастьем полететь. После конкурса, как правило, артист уходит в вечную тень, в одночасье и безвозвратно. В лучшем случае через пару лет всплывает в российских пародийных телешоу. Здесь как раз нечему удивляться. Когда ничего своего в эстрадной культуре нет и опереться не на что, исполнитель пребывает в состоянии перманентных заимствований. Если с едой мы кое–как разобрались, отвоевав драник в качестве национального продукта у стран–соседей, то с популярными песнями ситуация гораздо хуже. Первым и последним нашим брендом на международном уровне остаются мулявинские «Песняры». С тех пор ничего любопытного музыкальному миру пока не предложили. И уверяю тебя, выступление на «Евровидении» с песней на английском вряд ли что добавит в копилку мировых поп–шедевров. Так для чего же туда ехать, в последний раз спрашиваю?

viki@sb.by

Не стреляйте в пианиста


Сергей КАНАШИЦ

— Аполитично рассуждаешь, Вика! Ты жизнь видишь только из окна своей квартиры в Каменной Горке. Вот все бы нашему человеку: чтоб и волки были сыты, и Айван на первом месте. И, конечно, денежки подсчитать, а как же без этого? Нашей же трудовой мозолью заработаны, в складчину, считай, Дробыша с Иваном по–волчьи выть отправляли. И с наказом: без первого приза не возвращайтесь!

На твой вопрос «для чего?», которым ты безжалостно бьешь меня прямо по бритой голове, у меня есть встречный: «Зачем?» Зачем обычного белорусского парня коверкать этим диким именем? Это что за Айвэн–минивэн такой, прости господи? Иван он! Ваня. И песня у него, кстати, вполне себе достойная. Исполнил неплохо. Я, конечно, не музыкальный критик с фамилией Небаба, но послушал с удовольствием. Как сказал бы по этому поводу Петр Елфимов: спел он офигительно!

Раскрою тебе страшную тайну: я никогда не смотрел «Евровидение»! Вообще. Ивана послушал вот только что, перед тем как тебе оппонировать. Ты, наверное, тоже не проводишь ночи, сидя у телевизора и анализируя выступление наших хоккеистов на чемпионате мира. Не считаешь количество силовых приемов и бросков по воротам, после чего в тяжелых думах не встречаешь рассвет. Так я тебе скажу: знаешь, и там у нас дела не очень — в плей–офф тоже не вышли. Но вряд ли ты после этого выступишь с предложением отныне не посылать нашу сборную на чемпионаты и Олимпийские игры, а хоккеистов перевести в трактористы и разослать по агрогородкам. Считаю, что и от участия в «Евровидении» нам ни в коем случае не стоит отказываться. Однако необходимо кардинально поменять настройки внутри себя. Громко щелкнуть тумблером. Изменить сам подход к конкурсу. Те задачи, которые перед собой ставим.

Признаюсь, ты насмешила меня нашими изначальными целями, хотя допускаю, что так и было: познаем суть шоу–бизнеса, выхватим лучшее, научимся петь... В моем понимании шоу–бизнес — это что–то муторное и нечистое, где так и норовят все и всех объегорить. Учиться у европейцев петь — очень странный посыл, это ведь не за карабельным мастерством во времена Петра в Голландию ехать. А выхватить лучшее — это все равно что модную сумочку в стокгольмском бутике по дешевке урвать. Впрочем, чему тут удивляться? Какие цели изначально поставили, за тем каждый год и ездим. С тем и возвращаемся. С модными сумочками. И магнитиками, конечно, это святое.

Проблема самодостаточности — наша старая болячка. Мы лучше будем «бородатые тренды» копировать и к европейским ценностям с заметным душком причащаться, возводя их в культ, чем нести людям собственные традиции. Исконные. Наши. Славянские. Да, отвоеванный драник, если уж слуцкие пояса для «Евровидения» слишком концептуальны. Да, скромные васильки! «Лявонiху» вприсядку. Чтоб душа пела, тогда и победная мелодия родится.

Ты же знаешь, Вика, как я уважаю Филиппа Бедросовича! Но в силу исключительно спортивной направленности своего ума искренне не понимаю его тренерской роли при подготовке кандидатов к «Евровидению». Хоккеистов вот у нас Дэйв Льюис тренирует — там мне все ясно: он тактику им ставит, стратегию, физически нагружает штангой и гирями, кроссы заставляет бегать по утрам, соперников изучает, кричит иногда, ругается. А тут что же: Филипп платье Анжелике Агурбаш выбирал или смокинг для Сергея Лазарева? Насколько важна здесь вообще тренерская роль? Посидеть, поулыбаться? И, кстати, бюджет, раз уж ты вспомнила о животрепещущем финансовом вопросе! Дело в том, что в белорусском футболе давеча случилась удивительная метаморфоза: куда–то вмиг и разом пропали все деньги. И что ты думаешь? Оказалось, что на голодном пайке наши футболисты играют не хуже, чем раньше! Парадокс, конечно, но бедные клубы обыгрывают богатых, а богатые в недоумении лишь чешут животы.

Как считаешь, если мы, к примеру, Александра Куллинковича пошуметь в Европе отправим, столь ли необходима ему будет опытная наставницкая рука Филиппа Киркорова или Виктора Дробыша? И сумеет ли уважаемый музыкант А.М.Куллинкович при всем желании освоить бюджет в 100 тысяч евро? Даже если вдруг случайно уничтожит все запасы мини–баров во всей отдельно взятой гостинице и заплатит сотню штрафов за курение в неположенных местах? Сомневаюсь. Но уверен, что страну и ее национальный культурный дух, колорит родины, так сказать, «Нейро Дюбель», как и многие другие наши музыкальные группы, представит не хуже.

Так что едем, Вика, едем. Собирай чемоданы — до Киева рукой подать!

s_kanashyts@sb.by

Советская Белоруссия № 95 (24977). Суббота, 21 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter