После аукциона не стройка, а бумажный вал

За одну базовую купил полуразрушенное здание бывшего сельского магазина знакомый предприниматель

130 тысяч рублей — не деньги, до Минска недалеко, вокруг дачные поселки, и начать здесь торговый бизнес было бы весьма кстати, логично рассуждал он. Тем более что до ветхой постройки у местных властей руки не доходили. Аукцион прошел быстро, но потом началась нервотрепка.

Бумаг потребовалась куча: решение исполкома, заключения БТИ, проектно-сметная документация и множество других. Взять хотя бы проект, который специализированные организации готовят почти год. Пришлось обратиться к частнику, который все сделал за месяц и за несколько миллионов рублей. Постоянно приходилось ездить в столицу консультироваться, что тоже не бесплатно. А еще и в сроки уложиться. На все про все отведено не более двух лет. Затянешь, грозят штрафные санкции.

Полтора миллиона человек занято в республике в малом и среднем бизнесе. В прошлом году его доля во внутреннем валовом продукте составила 24 процента. Однако потенциал у предпринимательства гораздо больший, его вклад явно отстает от потребностей дня. Почему бы не вернуться к обязательному исполнению требований Директивы № 4, в которой все разложено, как говорится, по полочкам?

Еще в мае 2012 года подписан Декрет Президента № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Однако доля малых предприятий, работающих здесь, составляет только три процента от их общего количества.

Особой активности не наблюдается и во многих районных центрах. Лишь немногим удается создать свою фирму, а вот с успешной работой большой вопрос. В малых населенных пунктах, в сельской местности предприниматели сталкиваются с рядом проблем, среди которых — слабая инфраструктура, дефицит квалифицированных кадров, низкая техническая оснащенность. Но, оказывается, и организовать сам бизнес далеко не просто.

Наша законодательная база приводит главный аргумент для его развития — льготы по налогам. Но почему-то преграды зачастую начинаются с местных чиновников. Есть пустующие здания, но их не продают, или дом коммунальной собственности выставляют по такой цене, что дешевле новый построить. О бумажной волоките вообще лучше молчать.

Солидный, даже по любительским подсчетам, фонд и у сельсоветов. Вот только воспользоваться им они не могут. Речь идет о сотнях пустующих, ветхих и вообще заброшенных домах, которые есть почти в каждом районе. Сколько их? На этот вопрос не может ответить даже всезнающая статистика. Признать бесхозными такие строения вправе только суд, который рассмотрит дело при наличии техпаспорта на жилище и акта на землю. Почему бы не упростить передачу таких домов на баланс сельсоветов, а не ждать владельца, если он вообще есть?

А еще, думаю, нужна четкая структура поддержки малого бизнеса. Это европейский и мировой опыт. Даже экономически развитые государства имеют сеть центров и бизнес-инкубаторов, которые занимаются его развитием. Это разумно, оправданно и сулит немалую выгоду. В той же Германии экономический эффект от вложенных денег составляет до 500 процентов!

Мы же привыкли к бумажному валу. Так проще и в отчетах полный порядок!

Александр ШЕВКО, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter