Послание в коробке

Дистанционное оформление посылок, отсрочка платежей — мы узнали о новых экспериментах на Минской региональной таможне

Чем скорее любой товар достигает места назначения, тем     быстрее он реализуется, что способствует и поступлению     денег в бюджет. Этот принцип хорошо известен таможенникам. Добиваясь повышения товарооборота и транзитной привлекательности нашей страны, на пунктах таможенного оформления экспериментируют с новшествами. На Борисовском таможенном посту Минской региональной таможни корреспонденту «Рэспублікі» рассказали о внедрении системы удаленного выпуска посылок и заявлениях-обязательствах.

Основной товар, который проходит таможенное оформление в Жодино, — гигантские карьерные самосвалы

Симбиоз: промышленный гигант и таможня


В состав Борисовского таможенного поста входят два пункта таможенного оформления: «БелАЗ» в Жодино и «Борисов-Авто». Отдельный пост неподалеку от столицы создали для удобства субъектов хозяйствования, коих в Жодино и Борисове великое множество. Кроме того, оба ПТО уполномочены на оформление грузов, получаемых физическими лицами, а «БелАЗ» — еще и на оформление транспортных средств для личного пользования.



Легко догадаться, что основной товар, который проходит таможенное оформление в Жодино, — гигантские карьерные самосвалы и погрузчики. В этом году таможенники оформили для отправления за границу 861 самосвал. Основные рынки сбыта — Россия, где наши грузовики трудятся на угольных разрезах, Узбекистан, Казахстан. Есть и экзотические — Чили, Зимбабве, ЮАР. Вообще же, продукция нашего БелАЗа востребована на всех континентах. Завод является уполномоченным экономическим оператором — это значит, государство в лице таможни доверяет ему упрощенное помещение товара под процедуру экспорта. По этой причине нет необходимости ставить огромные машины на территорию ПТО, в зону таможенного контроля. Наоборот, таможня сама пришла к промышленному гиганту и разместилась по соседству. Кроме того, услугами ПТО «БелАЗ» пользуются завод «БелДжи» и фабрика «Свiтанак», кузнечный завод тяжелых штамповок и все желающие, кому удобно растаможиваться именно там.   

Экзотика настораживает


Сотрудничество с крупными предприятиями оставляет время и на помощь другим ПТО.

Если что-то в документах кажется инспекторам подозрительным, они отмечают, что посылку нужно проверить.

— Недавно мы стали удаленным доступом оформлять международные почтовые отправления, которые идут в адрес физических лиц, — начинает  разговор об экспериментах Владимир Гайдукевич, начальник Борисовского таможенного поста Минской региональной таможни. — Посылки, которые приходят жителям нашей страны из-за границы, поступают на ПТО «Минская почта». Если там возникает очень большая загрузка, документы на них в электронном виде отсылают на ПТО «БелАЗ». Здесь их оформляют, оценивая при этом возможные риски. Если что-то показалось подозрительным, инспектор проставляет отметку, что посылку нужно проверить, досмотреть.

Таможенников может насторожить страна отправления — например, посылки из далеких государств, бывает, содержат даже экзотических животных или семена растений, что запрещено. Присутствует доля риска и в случае, если для страны не характерно производство товара, указанного в отправлении. Могут не соответствовать друг другу наименование вещи в посылке и его заявленная стоимость.

— На Борисовском таможенном посту обработаны уже 61 200 почтовых отправлений, — продолжает Владимир Петрович. — Подозрительными сотрудникам показались около сотни посылок.

За разговором мы заходим в зал, где находятся рабочие места инспекторов.
— Везде установлены камеры, микрофоны, — комментирует Владимир Гайдукевич. — Фиксируется весь процесс общения, который, впрочем, сведен к минимуму. Через Национальную автоматизированную систему таможенного декларирования (НАСТД) документы поступают в электронном виде. Декларация автоматически регистрируется и направляется к инспекторам. Ее путь можно проследить на любом этапе. Если нужна дополнительная информация, инспектор делает пометку прямо в декларации.

Утром — стулья, вечером — деньги


Многие новшества предусмотрены Таможенным кодексом ЕврАзЭС
Еще один таможенный эксперимент — удаленный выпуск товаров, на которые поданы заявления-обязательства на других пунктах таможенного оформления.

— Это тоже касается уполномоченных экономических операторов, — предупреждает Владимир Петрович. — Что такое заявление-обязательство? Это упрощенный вид декларации без уплаты таможенных пошлин. Скажем, в адрес предприятия-оператора пришла машина с товаром. Сама она находится на ПТО в Минске, и выпуск ее проходит без оплаты, по упрощенной схеме — предприятие подает заявление-обязательство, в котором обещает внести необходимые платежи не позднее 15- го числа следующего месяца. Это заявление стоит на контроле в ПТО, куда пришло авто, а декларация, поскольку минские ПТО и так сильно загружены, отправляется для обработки к нам.

Такая система значительно ускоряет процесс растаможивания и выгодна предприятиям — к тому времени, как нужно вносить платежи, товар уже может быть даже реализован.   

При выезде с ПТО «БелАЗ» нам приходится пропустить два тягача, груженых железнодорожными контейнерами. Эти машины, оформленные за считаные минуты, везут партию запчастей на «БелДжи».

От спичек до оборудования


Александр ЖУКОВ: «Груз досматривается только при наличии на то веских оснований».
На ПТО «Борисов-Авто» несколько фур ожидают оформления документов — кто на импорт, кто на экспорт. На досмотровой рампе пусто: машина вскрывается для проверки груза только при наличии на то серьезных оснований, выявленных системой управления рисками.
— Фуры идут к нам со всей внешней границы, субъект хозяйствования не скован никакими обязательствами по доставке груза в определенный ПТО. Обычно руководствуются принципами региональности — если склад или промзона находятся в Борисове, зачем ехать в Минск?  У нас оформляется все — от спичек до промышленного оборудования: грузы «Борисовдрева», заводов автотракторного электрооборудования, гидроусилителей, медпрепаратов, — перечисляет Александр Жуков, заместитель начальника Борисовского таможенного поста. — 99 процентов товара выпускаем в течение 10 минут.

В случае если груз все же задержится в зоне таможенного контроля, для его хранения есть специальные склады. Оказывается, нерастаможенный товар даже может оттуда продаваться:

— Допускается переход права собственности без уплаты таможенных платежей. Просто подавать декларацию и оплачивать растаможку будет последний владелец. Это вполне распространенное явление, так продают, например,  моторное масло, партии одежды.

Если информационные системы работают бесперебойно, то от момента поступления документов до выдачи разрешения на помещение товаров под процедуру проходит буквально 5—10 минут. Причем получателю груза нет необходимости присутствовать — за оформлением документов дистанционно следят специалисты по таможенному декларированию.

nevmer@sb.by

Фото: Александр КУШНЕР
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
Загрузка...