Какие секреты раскроют «автографы» на стенах Полоцкой Спасо-Преображенской церкви

Послание Ефросинии во фресках

Реставрация полоцкой Спасо-Преображенской церкви XII века открыла уникальные тайны
ПОЛОЦКАЯ Спасо-Преображенская церковь, основанная Преподобной Евфросинией, уникальна тем, что в республике, кроме нее, не сохранилось ни одного полностью уцелевшего здания XII века. Более того, по оценкам специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга, благодаря своим фрескам она может не иметь и мировых аналогов. Столетиями практически все первоначальные росписи храма были скрыты под масляной живописью и копотью от свечей, однако сейчас внутренняя их часть почти полностью открыта. Ученых ждет немало открытий, причем не только в сфере искусствоведения.



Девять веков стойкости


Едва входишь на территорию монастыря, погружаешься в покой и красоту молитвенного пения — утренняя служба транслируется и на улице. В самом храме тихо и по-особенному благостно. Научный руководитель по реставрации росписей Спасо-Преображенской церкви Юрий Малиновский освещает фонарем лики на древних стенах:

— Реставрация живописи здесь ведется уже более 26 лет. Обычно сначала в таких случаях на объект приходят строители, позже художники, однако здесь вышло иначе. 

Было, кстати, немало споров: нуждается ли храм в глобальной переделке, чтобы часом не рухнул, нужно ли убирать инженерные «надстройки» более поздних веков? Удивительно, что ошибки допустили еще во время строительства здания, и, как показали исследования, первые трещины в стенах появились еще тогда! Но им почти 900 лет, и конструкции вполне устойчивы.

Для научно-исследовательских работ на разных этапах реставрации приглашали консультантов из России. К примеру, завсектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, постоянного члена совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Олега Иоаннисяна. Его коллеги, Евгений Торшин и Петр Зыков, которые занимаются исторической археологией, год назад обнаружили возле Спасо-Преображенского храма остатки боковых галерей и много уникальных артефактов. Среди них печать самой Евфросинии Полоцкой. Здесь установлены специальные датчики, которые мониторят температуру и влажность. Помогает с консультациями ученым заведующий лабораторией климата музеев и памятников архитектуры Московского государственного научно-исследовательского института реставрации Виктор Дорохов. 


Кстати, благодаря науке уже довольно точно вычислили возраст строения. На кресте Евфросинии Полоцкой есть дата — 1161 год, изначально предполагалось, что и само здание, где он хранился, возвели примерно в ближайшие к этой дате десятилетия. Однако дендрохронологический анализ дерева, которое использовалось в строительстве храма, свидетельствует: оно спилено в 1124—1137 годах, значит, использовали его примерно в 1138—1140 годах. В возведении храма до сих пор немало загадочного. К примеру, по сведениям из жития святой Евфросинии, в один из дней кирпичи закончились, с чем строители и пришли к матушке. Та молилась всю ночь, и наутро недостающие стройматериалы нашли прямо рядом с храмом.

Еще один любопытный факт из истории храма-долгожителя. С 1582 по 1820 год он принадлежал иезуитскому ордену и, соответственно, был католическим. Полоцкие представители знаменитого монашеского ордена неоднократно проводили его капитальный ремонт, применяя новейшие инженерные решения того времени для укрепления стен. К слову, поздние росписи XIX века бережно сохраняют — после отслоения со стен художники-реставраторы переносят их на новую основу. Большая часть этой живописи экспонируется в Полоцкой художественной галерее. Для монтажа и экспонирования изображений в этом году выделен президентский грант. 

Не могу не спросить о том, как храму удалось уцелеть в богоборческие советские времена, когда масса других была взорвана? Собеседник  предполагает, что помогла его отдаленность, ведь Сельцо, где находится монастырь, стало частью Полоцка совсем недавно. От запустения спасло и то, что церковь всегда оставалась действующей, приходской, хотя сам монастырь был закрыт. 

Бесценные артефакты


Первый вопрос, который многие иностранцы задают, попадая в этот храм: внесен ли он в список Всемирного наследия ЮНЕСКО? К сожалению, ответ отрицательный. Однако неокончательный. Первую попытку включить знаковый объект в число признанных мировым сообществом шедевров предприняли, когда большая часть фресок XII века была попросту спрятана за поздними напластованиями. Но вот храмом с почти полностью сохранившимися росписями на семь веков старше не могут похвастаться даже Рим и Флоренция. Скажем, флорентийская Санта-Мария-дель-Фьоре воздвигнута в XIII веке.

Более того, больше нигде не сохранилось фресок с похожим на полоцкий «почерком» бригады мастеров. Кто авторы этой удивительной работы? Они были греками — это видно по ошибкам в надписях на старославянском: кое-где «проскакивают» эллинские буквы. И большими профессионалами — рисовали по сырой штукатурке чрезвычайно быстро, даже не намечая четких контуров для образов, широкими мазками. Всего один сюжет из 700 квадратных метров неповторимых изображений выписан «по правилам», принятым в то время у представителей византийской школы — это ангел. Видимо, написать фигурку без лика доверили ученику.

Расшифровать все художественное послание в статье невозможно, отметим лишь некоторые уникальные детали. Как ни в одном другом храме, здесь много изображений святых жен. Это в первую очередь небесные покровительницы самой игуменьи и ее ближайших родственниц — матери и сестер. Многие изображения носят назидательный характер, что соответствует характеру и делам Евфросинии Полоцкой. Недавно реставраторы обнаружили изображение сцены из жития святой Феоктисты IX века. Чем обусловлен выбор этого довольно редкого сюжета, пока объяснения не нашли. Оригинально также иллюстрированы мучения грешников в аду — болтливые люди, в частности, нарисованы подвешенными за языки. Вряд ли вам доводилось прежде видеть слона, жирафа и черепаху, изображенными на стенах церкви, но они есть в Полоцке.

Повторно в список ЮНЕСКО


Еще один огромный пласт для исследования — граффити, которые оставляли посетители на стенах храма во все века его существования. Автографов на древнерусском и латинском языках найдено более 4 тысяч! Если учесть, что еще не раскрыта лестница, ведущая на хоры храма, их может быть как минимум на тысячу больше.  Расшифровывает их доцент кафедры вспомогательных исторических дисциплин БГПУ Инна Калечиц. Письменных источников вроде берестяных грамот и летописей времен Средневековья на наших землях сохранилось немного. Поэтому памятник архитектуры, по сути, одновременно уникальный источник письменности. Исследователь уже выяснила, что записи местных жителей начали отличаться от новгородских, псковских и киевских аналогов примерно в XIII веке. Возможно, речь идет о зачатках белорусского языка.

Российские археологи-архитекторы также сделали открытие, что облик храма первоначально сильно отличался от нынешнего: с трех сторон его окружали галереи, увеличивая размеры строения почти вдвое. Южная и северная пристройки предназначались для захоронений. Кстати, с наружной стороны здания, под побелкой, также скрыты фрески. Предполагается, что они украшали те самые боковые галереи. Высоту их можно будет определить, когда снимут и внешний слой штукатурки. Ее в перспективе заменят на чисто известковую, без примеси цемента. Эти работы планируются, но не в ближайшее время, возможно, через несколько лет, уточнили в монастыре. 

Сейчас строители утепляют церковь, вставляют дополнительные рамы в окна. В XIX веке в нем на зиму ставили двойное остекление, однако позже убрали. Есть проблемы и с кровлей, в частности, со стропильной системой. Как правило, реставраторы работают летом, а зимой возобновляют службы. Предполагается, что это произойдет на Рождество. 

В свое время государство выделило немало средств на восстановление полоцкой жемчужины, сейчас, по словам Юрия Малиновского, все реставрационные работы финансируются только монастырем.

 Повторная заявка на включение храма в список ЮНЕСКО в стадии подготовки, в начале февраля следующего года она должна лежать на подписи в Совете Министров, а в мае — в штаб-квартире международной организации. Если все пройдет успешно, есть шанс получить международную помощь на сохранение этого уникального объекта.

yasko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter