Как обеспечить безбедную старость

Пошло по накопительной

Вопросом, как поддерживать достойный уровень жизни пенсионеров, задаются во всем мире. Даже в благополучной Дании, где, согласно Глобальному пенсионному индексу компании Mercer, самое лучшее и сбалансированное пенсионное обеспечение, говорят о повышении пенсионного возраста. Сейчас здесь на заслуженный отдых выходят в 65 лет. Большую часть средств на достойную старость датчане копят сами. И так поступают не только в этой стране. У нас тоже есть схожий механизм накопления пенсии: добровольное накопительное страхование пенсии. Заключаешь договор, платишь взносы — и по достижении пенсионного возраста получаешь выплаты. Правда, пока такой возможностью белорусы пользуются не очень-то охотно. Как изменить ситуацию? И что нужно, чтобы обеспечить безбедную старость?

Фото Рейтер

Пора действовать

Лев Львовский, старший научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC

Современный тип пенсионной системы Беларуси — консолидированная пенсия — был изобретен еще в конце XIX века и долгое время служил верой и правдой во множестве стран, пока в них происходил быстрый рост населения и ВВП. Однако в современном развитом мире консолидированная пенсия практически исчерпала себя, и чем раньше Беларусь перейдет на альтернативные системы, тем менее болезненными будут эти реформы.

Для понимания проблем, связанных с консолидированной пенсионной системой, необходимо обратиться к истории. Разберем принципы ее работы, используя для наглядности картошку. Во времена активного роста населения людям пришла в голову идея, что этот рост можно превратить в подобие сверхприбыльного банковского вклада. Итак, возьмем у молодого фермера Василя одну картофелину и отдадим ее старику. Когда Василь состарится, на него уже будет приходиться, скажем, два молодых человека, так как рождаемость очень высокая. У каждого нового молодого человека тоже возьмем по одной картофелине и отдадим Василю. Получается, что в свое время у Василя мы забрали одну картофелину, а теперь, когда он стар, отдаем уже две! При этом мы не перегружаем молодое поколение социальными выплатами — как и в годы молодости Василя, каждый молодой работник отдает лишь одну картофелину. Этот эффект усиливается при условиях быстрого экономического роста: если за время жизни Василя производство картошки удвоилось, то нынешним молодым уже не так жалко расставаться с одной картофелиной.

Как видно из этого примера, консолидированные пенсии вовсе не являлись социалистическим институтом — они были абсолютно рациональны с точки зрения экономики. На протяжении ХХ века средний годовой рост населения составлял 1,4%, а средний рост мирового ВВП — около 3%, то есть за трудовую жизнь (с 20 до 60 лет) условных 100 Василей на их место приходили работать уже 175 человек, а общий объем производимой картошки увеличивался в 3,26 раза. В таких условиях консолидированная пенсия являлась простым и эффективным инструментом.

Но сейчас у нас, как и в других развитых странах, нарушаются два главных условия существования консолидированной пенсии: быстрые темпы прироста населения и рост ВВП. Население Беларуси с момента обретения независимости снизилось с чуть более 10,2 миллиона человек до 9,5 миллиона. И хотя резкое падение численности населения удалось остановить, о каком-либо существенном росте говорить не приходится. Эксперты и Правительство прогнозируют рост ВВП в пределах 2%. В то же время средний возраст белорусов продолжает увеличиваться. Доля от зарплаты, которая идет на уплату пенсионных взносов, у нас значительно выше, чем в США или Германии. Если современные тренды продолжатся, а у нас нет причин думать иначе, то число пенсионеров на одного трудящегося продолжит расти, а значит, и процент зарплат, отдаваемых на выплату пенсий.

Беларусь — не первая страна, столкнувшаяся с данной проблемой. Стало быть, мы не только можем использовать уже готовые решения, но и учиться на ошибках других. Современные пенсионные системы складываются из трех частей: социальной (консолидированной), накопительной и аннуитетных фондов. Идея накопительной пенсии состоит в том, чтобы взамен демографического роста использовать современную финансовую систему и экономический рост. При накопительных пенсиях определенный процент зарплат направляется на специальные индивидуальные счета и инвестируется в акции и облигации надежных компаний. Деньги с персональных счетов можно завещать родственникам, а в некоторых случаях даже использовать на критические нужды, такие как дорогостоящее лечение. Но нельзя изымать по пустякам.

Наконец, одной из самых современных финансовых инноваций в сфере пенсий являются аннуитетные фонды, которые страхуют людей от “недонакопления”. Для лучшего понимания аннуитетов нам опять пригодятся Василь и картошка. Одной из возможных проблем накопительных пенсий является то, что длина жизни каждого отдельно взятого человека — величина непредсказуемая. Если Василь планировал прожить 20 лет после выхода на пенсию и накопил достаточное для этого количество картошки, то проживи он 40 лет — останется у разбитого корыта. В то же время предсказать среднюю продолжительность жизни для 100 Василей не проблема. Если накопления 100 Василей объединить в один аннуитетный фонд, то пенсию Василя, который прожил на 10 лет больше средней продолжительности жизни, можно будет выплачивать из накоплений человека, который прожил лишь 10 лет после выхода на пенсию. Обычно человек вкладывает лишь часть своих пенсионных накоплений в аннуитеты, фактически страхуя себя от бедной старости в случае долгой жизни.

Не рубить сплеча

Виталий Шилов, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания

Консолидированная, или распределительная, система пенсионного обеспечения, действующая в нашей стране, объективно является на сегодня единственно возможной. Механизм, при котором молодое поколение оплачивает пенсию тех, кто вышел на заслуженный отдых, берет начало еще со времен Советского Союза. Безусловно, у этого механизма есть свои минусы, и они связаны не столько с нашей экономикой, сколько с тревожной демографической ситуацией, которая складывается не только в Беларуси, но вообще во всем мире.

Позитивный момент для наших пенсионеров: привязка средней пенсии к средней зарплате. Планируется выйти на уровень 40%, и мы уже очень близки к этому параметру. Исходя из запланированной средней зарплаты в районе 1000 рублей, средняя пенсия должна быть около 400. Сейчас она составляет 388 рублей.

Как быть дальше? Увеличивать нагрузку на предприятия невозможно. Они и так сейчас платят на пенсионное обеспечение почти 30% от фонда заработной платы. Поэтому идут разговоры о том, чтобы прибегнуть к общемировой практике и увеличить нагрузку на самих работников. 1%, который они сегодня платят, — мало. Например, в Германии и Франции работник и наниматель платят примерно поровну — по 8—10% каждый. В результате государство обеспечивает минимальную пенсию, остальное работник копит себе сам.

Конечно, нам тоже есть смысл задуматься о том, чтобы работники вкладывали в свою будущую пенсию более 1% от заработанного. Однако прежде чем внедрять подобные схемы, следует учесть несколько факторов. Во-первых, для накопления дополнительных негосударственных пенсий в развитых странах существует большое количество специальных государственных либо частных фондов. Многие из них уже имеют устоявшуюся репутацию и многолетний опыт работы. Во-вторых, люди априори не надеются стопроцентно на государственную пенсию. Даже в тех странах, где она кажется нам большой. К примеру, в Швейцарии максимальная государственная пенсия составляет приблизительно 1000 евро. Однако следует принять в расчет, что эта цифра близка к бюджету прожиточного минимума. У нас же он составляет 214 рублей. Получается, сейчас наша средняя пенсия превышает его чуть ли не вдвое.

Сегодня у нас есть механизмы, которые позволяют откладывать средства на дополнительную пенсию. Речь идет о добровольном накопительном страховании пенсии. К нему могут прибегнуть как предприятия, сделав это частью расширенного социального пакета для работников, так и сами граждане. Но пока такая система не пользуется большой популярностью. Почему? После распада СССР мы не понимали, что такое дополнительное пенсионное обеспечение. К тому же, к примеру, в России многие подобные фонды оказались пирамидой, а в США по таким организациям ударил экономический кризис. Это останавливает наших людей. Им надо доказывать надежность, демонстрировать привлекательность такой системы. Например, сейчас существуют бонусы в виде налоговых льгот и вычетов для тех, кто прибегает к таким формам страхования, а также гарантия государства на проведение всех необходимых выплат. Об этом нужно больше говорить и в целом предпринимать активные действия.

Еще один немаловажный момент: для развития корпоративных и частных добровольных пенсий необходимо, чтобы у нас на этом рынке были не две организации, а значительно больше. Причем действовать они должны под строгим государственным контролем. В этом плане показателен опыт России. В свое время здесь провели пенсионную реформу, в результате которой общие начисления делились на три части: одна шла на выплаты пенсий современным пенсионерам, вторая — на счет будущей пенсии плательщика и 6% переводились в любой фонд на усмотрение работника. Появилось множество инвестиционных фондов, но контроль за ними был недостаточный. В результате часть из них вкладывала деньги клиентов в высокорисковые операции и обанкротилась, а некоторые и вовсе шли на умышленное банкротство с целью вывода средств.

На мой взгляд, нам не стоит ломать сложившуюся систему пенсионного обеспечения. Государство должно оставаться гарантом минимальных пенсий. Однако необходимо активно развивать дополнительные направления. И не пытаться менять мировоззрение наших людей, а проводить грамотную информационную политику и изначально добиваться результатов, предоставляя возможность использовать такие механизмы на добровольных основаниях.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter