Производители обуви, включая Nike, Dr. Martens, Converse и Adidas, подписали коллективное письмо президенту США с призывом прекратить торговую войну с Китаем. Ведь в Соединенные Штаты из КНР завозится более 70 процентов обуви. После введения пошлинных санкций она существенно подорожает.
Президент США увеличил пошлины на часть импорта из Китая (шесть тысяч наименований товаров объемом в 200 млрд долларов) с 10% до 25%. Претензию к Поднебесной Дональд Трамп сформулировал витиевато: мол, она попыталась уйти от достигнутых ранее договоренностей. Но кто же от США уйдет? В то же время ответ из Пекина не заставил себя ждать: было объявлено о планах дополнительно обложить пошлинами импорт из США объемом в 60 млрд долларов с 1 июня.
В общем, западный бизнес, который долгие годы рассматривал тихоокеанский регион как глобальный сборочный цех, теперь пребывает в глубокой задумчивости по поводу судьбы своих производств на азиатских просторах. Трамп, еще недавно успешный глава корпорации, понимает обеспокоенность деловых своих собратьев и ненавязчиво советует им возвращать «блудные» производства в США. Однако это, увы, пока лишь красивая риторика. Очищенные от словесной шелухи факты говорят о другом. Мало того что возвращаться — плохая примета, так это еще и невыгодно.
Согласно результатам совместного опроса Американской торговой палаты в Китае (AmCham China) и Американской торговой палаты в Шанхае (AmCham Shanghai), около 40% компаний, входящих в состав этих палат, рассматривают перенос производства из Китая в другие страны. При этом только 6% опрошенных говорят о переносе производства в США, в то время как почти каждая четвертая компания рассматривает для себя переезд в государства Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Филиппины, Сингапур), каждая десятая — в Мексику. Около 8% выбирают Индию, Бангладеш, Пакистан.
Суть резких действий Вашингтона была в том, чтобы уменьшить торговый дефицит США. И 72-летний Трамп по привычке выхватил шашку. Эта стратегия ему всегда в бизнесе приносила удачу. Неспроста он считается непревзойденным мастером в ведении переговоров, а его книжка «Искусство заключать сделки» стала бестселлером. Но демонстрация жесткой силы и взрывная волна от тарифов должного эффекта не дали. Пекин также занял непробиваемую позицию по отстаиванию национальных интересов.
Тарифные баталии между США и Китаем уже привели к потерям. Если в прошлом году торговый дефицит увеличился для США, так как импорт из Китая вырос, то в первом квартале этого года наблюдалось небольшое снижение поставок продукции как из Поднебесной в Соединенные Штаты, так и наоборот.
«Потребители в США и Китае однозначно проиграли от напряженности», — приводятся слова из заявления МВФ на сайте NG.ru. Ученые из Гарвардской школы бизнеса проанализировали различные статистические данные и пришли к выводу, что тарифную нагрузку почти полностью несут на себе американские импортеры. При этом некоторые из пошлин они прямо перекладывают на потребителей из США и лишь в незначительной степени амортизируют ценовой рост за счет снижения собственной прибыли. Дальнейшее повышение пошлин, считают эксперты, вероятно, будет аналогичным образом переложено на плечи потребителей, что подхлестнет инфляцию и неминуемо отразится на экономике двух держав. А учитывая, с каким количеством стран у Китая и США установлены тесные контакты, несложно предположить, что поднимающаяся буря затронет в той или иной степени многих.
РОСТ ВЕДЕТ К ПАДЕНИЮ
Аналитики агентства Bloomberg считают, что из-за торговой войны двух стран мировой ВВП к 2021 году может существенно снизиться. Если же пошлины будут повышены до 25% на всю двустороннюю торговлю, то объем мировой экономики от такого шага к середине 2021-го может оказаться на 0,5% ниже по сравнению с «довоенной» ситуацией.
Анатолий Федоров
infong@sb.by
Экономическое противостояние между США и Китаем отразится на кошельке рядовых потребителей
Пошлины рвут подметки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.