Как доставка товаров на дом меняет потребительскую культуру

Пошли в разнос

Онлайн-магазины давно вошли в нашу жизнь. Заманчивые предложения выгодно приобрести тот или иной товар, не отходя от компьютера, сыплются на потребителя как из рога изобилия. Учитывая, что сейчас 43 процента населения Земли находится на самоизоляции, актуальность таких покупок возросла в разы. Что предлагает наша торговля?

yandex.net

Работать на отдаленную перспективу

На днях в Минске на улице Маяковского заработал крупный супермаркет. Однако на торжественное открытие магазина почти никто не пришел. Не привлекли народ ни скидки, ни богатый ассортимент. В то же время одна из самых крупных компаний доставки продуктов на дом уже которую неделю подряд работает в режиме аврала и едва справляется с резко выросшим спросом. 

Напрашивается вывод: если сегодня торговая точка не подсуетилась ввести опцию онлайн-покупки с доставкой до порога, она в недалеком будущем рискует закрыться. Это поняли даже столичные гиганты стационарной торговли — ГУМ, ЦУМ и Комаровский рынок, которые с недавних пор обзавелись курьерами. 

— В целом доставка на дом не самое дешевое удовольствие с точки зрения торговли. Она выгодна лишь для определенных групп товаров. Например, для дорогой техники или мебели. Хозяину интернет-магазина дешевле оплатить работу курьера, чем вкладываться в аренду и оформление помещений, зарплату продавцам-консультантам, рекламу, — говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Даже если в ближайшее время в связи с пандемией спрос на доставку товаров первой необходимости (продуктов питания и средств гигиены) вырастет, то после стабилизации ситуации он все равно спадет. Ведь если большинство людей поставить перед выбором — доставка или самостоятельный поход в супермаркет или на рынок, — они предпочтут второе. Потому что дешевле, ассортимент шире и ты сам (а не комплектовщик в магазине) решаешь, какой апельсин из общей корзины взять. 

По мнению эксперта, тренды для традиционной торговли задают все-таки не онлайн-магазины, а коммуникации, которые могут напрямую связывать производителя и покупателя в обход продавца. Именно их разработчики в будущем окажутся в выигрышной ситуации. 

— Уже сейчас, сидя в Беларуси, благодаря развитию информационных технологий мы можем купить автомобиль у завода, который находится за границей, — приводит пример Виктор Маргелов. — Вместе с тем внутри страны информационное поле торговли довольно узкое, непродуманное с технической точки зрения. Картина онлайн не отражает реальную картину имеющихся товаров. Проблем добавляет и то, что мы не стремимся оптимизировать логистику доставки товаров с помощью современных технологий, а работаем по старинке. Сегодняшнее недоверие к потенциальным партнерам из ИT-сферы завтра может сыграть против многих производителей. 

Многие белорусы уже предпочитают отовариваться через интернет. Делают это они не только на отечественных сайтах, но и на заграничных. Посылки из Китая приходят почтой даже в самые глухие деревушки, в то время как наши магазины зачастую ограничиваются доставкой в пределах Минской кольцевой автодороги и областных центров. 

Чем может обернуться дешевый азарт

— В Беларуси нет отдельного закона для торговли в интернете, и пока она регулируется в соответствии с правилами торговли по образцам. Помните, в 2000-х были популярны каталоги с одеждой? Так вот по этому же принципу сейчас регулируется работа наших онлайн-магазинов, — говорит генеральный директор Ассоциации компаний информационных технологий Дмитрий Ананьев. — Проблема в том, что фактически большинство продавцов в сети не отвечают за качество продаваемого товара. В офлайн, если вам продали что-то ненадлежащего качества, вы приходите обратно в магазин и оформляете возврат. А как поступить, если покупка сделана онлайн с доставкой на дом? Увы, на некоторых сайтах даже не указан адрес, по которому можно обратиться в такой ситуации. Более того, порой магазины зарегистрированы на тех адресах, где на самом деле никогда не находились. 

Пока у нас не до конца созданы условия для того, чтобы сделать интернет-торговлю максимально прозрачной и комфортной как для продавца, так и для покупателя, считает эксперт. 

— Именно онлайн продается много несертифицированного товара. Простой пример: люди заказывают газовое оборудование, и все вроде бы с ним хорошо. Однако при установке оказывается, что котел не прошел сертификацию в Беларуси, а это значит, ни одна фирма вам его не подключит. Чем руководствуется народ, совершая покупки в сети без чеков, гарантий и других обязательных документов? Логикой дефицитного советского времени: раз есть что-то подешевле, надо брать! Азарт найти что-то за копейки.

Существенные отличия есть у крупных белорусских торговых площадок, объединяющих многие онлайн-магазины, с их мировыми аналогами. 

— Американский Ebay и китайский AliExpress не просто выступают посредником между поставщиком и покупателем, но и защищают права последнего, несут ответственность за качество товара. Кроме того, плату за покупку принимает именно торговая площадка. И если товар не дойдет или окажется бракованным, она же вернет вам деньги и будет сама разбираться с недобросовестным поставщиком. У нас никаких гарантий интернет-площадка потребителю не дает…

Еще один важный момент — доставка товаров из онлайн-магазинов. Белорусские мелкие компании часто нанимают курьеров на пару дней без официального оформления. Вот и получается, что на порог к нам порой приходит человек с улицы без каких-либо опознавательных знаков магазина, кассового аппарата. 

— Должна быть налажена четкая система для развития интернет-торговли. А она невозможна без нормативно-правовой базы. Если взяться за ее создание прямо сейчас, то уже через полгода получим реальный результат, — считает Дмитрий Ананьев. — Кроме того, не стоит забывать о защите прав потребителей в интернете. Механизм добровольной аттестации компаний, занимающихся розничной торговлей онлайн, позволил бы создать список магазинов, которым покупатель мог бы спокойно доверять. 
В Минске анонсирован запуск бесконтактной доставки товаров дронами. Примечательно, что тестовые испытания сервиса прошли еще прошлой осенью — тогда коммерческая доставка беспилотными летательными средствами осуществлялась на территории Советского района столицы. Минчане получали с помощью дронов еду из ресторанов и кафе. Что и на какие расстояния будет доставлять техника на этот раз, владельцы компании пока держат в секрете. Однако они отмечают: сейчас самое подходящее время для старта такого бизнеса. Ведь в условиях пандемии интерес к бесконтактной доставке вырос в десятки раз.

Ближе к дому

Пока в перечень товаров, запрещенных к доставке в Беларуси, входят лекарства. Однако в ближайшей перспективе это изменится. Министерство здравоохранения уже вплотную занялось этим вопросом. 

— Если есть электронный рецепт, не надо бумажного носителя. То есть пенсионер может позвонить в поликлинику — и доктор выпишет электронный рецепт. Безрецептурные препараты можно будет заказать по телефону либо по интернету с доставкой на дом. Мы прорабатываем эту систему, — рассказал министр здравоохранения Владимир Караник.

Кроме того, в некоторых фармацевтических сетях уже появилась возможность онлайн-заказа лекарств с доставкой в ближайшую к покупателю аптеку.

kompasiana.com

В трех метрах друг от друга

Тренд, который пришел к нам в 2020 году, — бесконтактная доставка товаров. Тем, кто терпеть не мог вылазки в магазины из-за очередей в примерочные и на кассы, теперь можно даже с курьером не общаться. Оплатил картой — получил оповещение о доставке сообщением — забрал у двери. Первыми в Беларуси бесконтактную доставку освоили пиццерии. Курьер одной из крупнейших сетей итальянского лакомства в Минске поделился: 

— С начала марта количество заказов не увеличилось. Даже наоборот — их стало меньше по сравнению с зимой, когда в холод народ предпочитал оставаться дома. А вот бесконтактные заказы народ оценил. В нашем случае это работает так: курьер привозит заказ по адресу, ставит его на свою сумку у двери, звонит в дверь и отходит на три метра. После того как клиент забирает заказ, мы забираем сумку и уезжаем. Оплата только онлайн, никаких наличных! 

МНЕНИЕ

Михаил Ковалев, доктор физико-математических наук, профессор кафедры аналитической экономики и эконометрии БГУ:


— Если сейчас наши предприниматели экстренно освоят процесс доставки с привлечением современных информационных технологий, то в дальнейшем смогут использовать и развивать их только с плюсом для себя. Однако, как показывает практика, пока владельцы точек торговли и общепита не спешат ухватиться за эту возможность. А зря. Во всем мире, особенно в Китае, большая часть покупок населения совершается онлайн с доставкой курьером на дом или через почту. Огромные супермаркеты и торговые центры уходят в прошлое. 

С другой стороны, нельзя сказать, что мы совсем бездействуем. Я, признаться, последние два года заказываю продукты на дом и редко бываю в супермаркетах. Плохо, что доставку осуществляет только одна торговая сеть и у нее фактически нет конкурентов в этой сфере. Но это лишь вопрос времени. Нынешняя ситуация подсказывает направление, в котором стоит развиваться торговым компаниям. 

Отдельная тема — доставка готовой еды. Сейчас рестораны и кафе в большинстве своем ориентируются на представителей ИT-сектора с зарплатами выше среднего, поэтому средний ценник за счет довольно высокий. До недавних пор многие заведения могли спокойно существовать, даже если наполняемость залов была в районе 30 процентов. В последние пару недель, когда айтишники перешли на удаленную работу, заведения начали испытывать серьезные финансовые трудности. Однако перейти на доставку готовой еды им не так-то просто: клиенты не готовы платить такую же высокую цену за ресторанную еду, получая ее домой… 

Возможно, стоит задуматься о серьезном снижении стоимости. При этом далеко не каждые магазин или заведение могут позволить себе курьера в штате. Автономные службы доставки — отличное решение. Эта ниша в нашей стране пока свободна. На примере других государств мы видим, что такая модель взаимоотношений между продавцом и покупателем может быть успешно реализована. Но опять же все это возможно при наличии развитой системы информационных технологий. 

anna.kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter