К чему приводит равнодушие и бесхозяйственность

Пошли рубли туда, неведомо куда

К чему приводит равнодушие и бесхозяйственность...
Жизнь свела на газетной странице два, казалось бы, совершенно разных факта. Роднит их явление, которое характеризуется множественными названиями — равнодушие, бесхозяйственность, пофигизм и прочее (читатель может добавить сам) из этого лексического и смыслового рядов.

Что характерно? И в том и в другом случае руководителями — о них идет речь — были вполне типичные для нашего времени управленцы. В меру образованные, в меру опытные, умеющие говорить на собраниях и в вышестоящих кабинетах правильные слова — в общем, нормальные менеджеры. В случае чего, в узком кругу имели обыкновение, устремив глаза к потолку, пожаловаться, что «плохо, мол, у нас организована экономика, что никто не болеет за дело». То есть дополняли свой портрет и такими штрихами, как критичность и готовность мыслить масштабно.

Только вот что происходило на вверенных им, как говорится, участках работы.

Минское предприятие мелиоративных систем. Следуя современной логике, участвуя в выполнении госпрограммы сохранения и использования мелиорируемых земель (о великом множестве этих госпрограмм, часть из которых является безупречно оформленными способами «распила» бюджета, — надо говорить отдельно!), минское предприятие приобрело дорогостоящую почвообрабатывающую технику. И соответственно отчиталось перед своим начальством. Но ни эта замечательная техника, ни иные приобретенные в русле госпрограмм агрегаты ни минуты не использовались по назначению, а мирно ржавели в укромных местечках задних дворов. Для чего же затевалась вся эта шумная петрушка, как «выбивались» льготные кредиты, не говоря уже о том, что банком из средств многострадального госбюджета аккуратно осуществлялись транзакции — на эти вопросы здраво и логично никто ответить не может...

Во всяком случае, специалистам КГК, которые выявили эти и еще десятки некрасивых фактов, никто из начальства ничего вразумительного сказать не мог. Разве что разводили руками и бормотали что–то маловразумительное.

Это в Минске. А в Брестском районе в АО «Комаровка» все вообще потеряли дар речи. Потому что «вдруг» выяснилось, что в этой самой «Комаровке» наладили уникальную схему сбыта своей продукции — мяса птицы — таким образом, который можно назвать «курам на смех». Вот один из трудовых подвигов менеджмента «Комаровки». Брестские управленцы–маркетологи коротко познакомились с представителями некоей московской фирмы «Крона», отчаянно понравились друг другу и договорились о поставках. Деловые москвичи буквально через день прислали платежное поручение о внесении предоплаты. Их очарование произвело на брестчан такое впечатление, что они посчитали лишним и даже унизительным проверить, есть ли вообще на белом свете эта «Крона», существует ли банк, на который ссылаются москвичи, не придуманы ли реквизиты. Словом, в адрес «Кроны» без лишних слов было отгружено 19 тонн отборной курятины. Сумма сделки впечатляет — 400 миллионов рублей!

Хватились, когда москвичи как бы растворились в космосе.

Но «шума» не поднимали, надеясь, что «Крона» раскается и явится с повинной, неся в «Комаровку» чемодан с деньгами.

Вот вам две разные, но в чем–то идентичные истории из сложной мозаики нашей хозяйственной жизни. Сделать из них выводы может каждый. В том смысле, что проще всего болтать о каких–то глобальных проблемах, о «базовых» недостатках нашей экономики и прочих тонких материях. Потому что за лесом, как говорил некогда В.И.Ленин, нужно всегда различать деревья. И в минской мелиоративной конторе, и в брестской «Комаровке» идеологами и исполнителями деяний, нанесшими ущерб государству, были не какие–то мифические макроэкономические процессы, а обычные управленцы, для которых что заржавевшие косилки, что куриное мясо, прежде всего, чужое — не свое, а стало быть, можно относиться без должного рвения. Как–то так...
Фото предоставлено Комитетом госконтроля.
Советская Белоруссия №142 (24525). Среда 30 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter