Сергей Безруков: Для меня любовь к Родине - это то, что ты сам можешь сделать для нее полезного

Пошла плясать губерния

Чем больше думаю о Сергее Безрукове, тем больше понимаю, что этот человек гениален. Я молчала, когда в его новом спектакле по Гоголю «Сон разума» на сцену выехал противный вепрь–нос; вжалась в кресло, когда титулярный советник Поприщин в исполнении Безрукова примерил на себя садомазо–ошейник и взлетел под люстру. Но когда кукла Софи открыла крышку цилиндра на голове Поприщина и стала выедать его мозг — я заорала: «Верю!» Всему есть предел. Невозможно не поверить Безрукову–режиссеру, который поставил по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя такой сложносочиненный спектакль, где каждую секунду происходит что–то страшное и омерзительное: противно чавкают какие–то уродцы из преисподней. Гигантский паук оставляет за собой сопливую паутину, собачонка Мэджи имеет вид заправского гея из ночного клуба и разговаривает манерным женским голосом, от которого становится не по себе не токмо Поприщину, но и всем обитателям зала в Московском Губернском театре, где в эти дни «Сон разума» и играют.


Меня занесло на эти галеры не случайно: 19 февраля спектакль привезут в Минск, во Дворец Республики, и я много отдала бы, чтобы посмотреть, какими красками этот театральный вертеп у нас заиграет. Дело в том, что в последний раз шоу такого уровня, какой выдает Безруков во «Сне разума», я видела на концерте группы «Рамштайн» в «Минск–Арене». Там тоже все взрывалось, горело, дымило и пенилось — и дух захватывало от трюков и превращений. Наверняка Московский Губернский театр привезет несколько тонн «начинки» спектакля в фурах с оборудованием, иначе никак. Не знаю у нас такой театральной сцены, где бы все так умело монтировалось, функционировало и клокотало, как это происходит в спектакле — точно, четко, изобретательно, сжигая все на своем пути.

В интерпретации Безрукова титулярный советник Поприщин долго не раскачивается, он сходит с ума быстро и на отличненько: увлекаемый в свой сон волшебной золотой рыбкой, которая вильнет хвостом в начале и в конце спектакля, но каждый раз этот эффектный трюк в кромешной темноте зала вызовет у публики вздох восхищения.

Придумок у режиссера Безрукова невероятное количество. На манер Копперфильда титулярный советник исчезает в одном углу сцены, чтобы в следующую секунду, презрев законы времени и пространства, появиться в другом. И глаза! Братцы мои, какие у Поприщина безумные глаза. Нет ни тени сомнения, что Безруков–актер — это событие. Его поклонники, к числу которых я себя никогда не относила, воспринимают знаменитость однозначно. Мне потребовался всего лишь один спектакль «Сон разума», чтобы навсегда поверить и раствориться в его таланте. После спектакля Сергей Витальевич был мокрым от усталости, но готовым к разговору с читателями «СБ».

— Ваш титулярный советник Поприщин — фигура, безусловно, трагическая. Один из немногих гоголевских персонажей, которого сегодня искренне жаль. Вы почувствовали в нем созвучность нашему времени?

— Главное в этом спектакле — ощущение бедности, мой герой так и говорит: «Достатка нет, вот беда». И в департамент он на службу не пошел бы, если бы не надежда встретиться с казначеем, чтобы выпросить у него хоть сколько из жалованья вперед. Конечно, сегодня, когда мы все так резко обеднели, эта поприщинская бедность находит в наших сердцах понимание.

— У спектакля есть зрительский ценз 16+. Вы нарочно захотели поговорить на этот раз только со взрослыми?

— В этом спектакле присутствуют сцены отнюдь не детские. Уверен, что вы полночи не уснете после его просмотра. Гоголь — мистик, есть зрелищные сцены, когда лукавый борется за душу человеческую, и они действительно предназначены только для взрослых.

— Ничего меня особо не испугало — прекрасный безумный мир на сцене, но сцена, где Софи ест спагетти точно из вашей головы, — это да, это сильно, в каком–то из «Молчаний ягнят» Хопкинс так же смачно пожирает мозг своей жертвы.

— С этой сценой связана удивительная история. Довольно долго я не знал, как ее решить. И вдруг из ниоткуда пришла мистическая подсказка: а что, если она откроет цилиндр на голове Поприщина и станет есть оттуда спагетти? А позже я выяснил любопытный факт: Гоголь, после путешествий по Европе действительно пристрастился к макаронам и очень их любил. Так я понял в какой–то момент, что спектакль уже не сам придумываю, а за меня его придумывают.


— И сколько у вас времени ушло на такую изощренную постановку?

— Один месяц.

— Неожиданно. Мне казалось, такой сочный, яркий и густой спектакль вынашивают годами.

— Я привлек к постановке лучшие силы России — сценография, костюмы, оборудование, звук, весь спектакль оснащают высококлассные специалисты.

— Означает ли это, что время антрепризок на двух табуретках уходит. Сегодня, чтобы приехать из Москвы в Минск с гастролями, театр должен постараться?

— Если вы назовете мои спектакли, которые я в Минск привозил — «Пушкин», «Хулиган. Исповедь», «Сирано де Бержерак» — антрепризами, я обижусь. Размах, с которым я к вам приезжал, всегда был огромным. Да, «Сон разума» — намного сложнее постановка, но для меня всегда было важным относиться к зрителю с уважением. Сейчас в Европе в моде театр условный, понятный только узким специалистам, искусствоведам, которые симпатизируют новым европейским ценностям. А зритель в таких спектаклях ничего не понимает, более того, после антракта уходит. На мой взгляд, нельзя так пренебрежительно относиться к публике — с ней стоит говорить на понятном языке. Да, «Сон разума» — зрелищная постановка, у нас не заскучаешь, и в то же время это разговор по душам, который дает пищу для размышлений.

— Вот думаю, чем «маленький человек» Гоголя похож на сегодняшнего клерка?

— У обоих отсутствует чувство собственного достоинства. И тогда и теперь личности не приветствуются, нужна серая масса подпевал. А ведь достоинство — мерило всего, это как раз то чувство, которое не позволит вам вести себя скверно в той или иной ситуации.

— И как же вы в таких условиях формулируете для себя любовь к Родине?

— А очень просто. Для меня любовь к Родине — это то, что ты сам можешь сделать для нее полезного, сам лично. Не надо никого агитировать, не надо ничего обсуждать, тем более лезть в политику. Вот у меня, к примеру, есть театр, который находит отклик в сердцах зрителей. Они уходят с наших спектаклей в слезах или с улыбкой, они хотят сделать что–то полезное, хорошее. Дети после наших постановок начинают читать книги. Я могу читать поэтов, спасибо маме с папой — есть у меня такой дар. И мне верят. Если я читаю Есенина — люди начинают читать Есенина, если Пушкина — Пушкина. Нужно, чтобы каждый из нас задался вопросом: «Что конкретно я могу сделать полезного для страны?» И делать по мере сил. Вырастить ребенка — это тоже полезный вклад, если заниматься его воспитанием.


— Вот вы говорите: «У меня есть театр». Не всем так повезло. Многие режиссеры жалуются, что социальный лифт не работает и старые худруки не пускают их в театры на ведущие роли.

— Послушайте, я 20 лет пахал. Прошел огромный путь, прежде чем занять эту должность. Меня ведь назначили худруком не после окончания института. Долгое время служил в «Табакерке» у Табакова, у меня был свой антрепризный театр. Я наработал колоссальный опыт и сегодня чувствую в себе уверенность, что смогу его передать. Могу научить артистов ЖИТЬ на сцене — а это и есть тот самый русский театр, который всегда ценился, старая актерская школа от МХАТа до «Современника», которой все восхищались в советское время. И то, что я смогу передать эту школу следующим поколениям, — это тоже будет то полезное, что я смогу сделать для своей страны. Не хотелось бы, чтобы актерский театр умер, полностью уступив место условным перформансам.

— Давайте о приятном, 19 февраля вы приедете с гастролями в Минск. Какие ассоциации вызывает у вас наш город?

— Чувствую себя в безопасности. Могу полночи гулять по городу, никто не подойдет со спины и не попросит закурить со всеми из этого вытекающими неприятностями. В Москве, к сожалению, такой уверенности у меня нет. Я привозил в Беларусь все свои спектакли, кроме постановок Московского Губернского театра. Но мы эту оплошность исправим. Начнем со спектакля «Сон разума» и далее — по списку. Репертуар нашего театра, если кого интересует, и есть моя человеческая позиция по всем текущим вопросам.

Зрителям на заметку

Если вы все–таки решитесь сходить на премьеру «Сон разума», не лишним будет освежить в памяти гоголевский текст «Записки сумасшедшего». Скачать его в интернете можно за минуту, прочитать — за 15, но польза при просмотре спектакля от этого будет несомненная. Гоголь, как мы знаем, богоподобный художник–псих, на встречу с ним лучше приходить подготовленным.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 236 (24866). Суббота, 5 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter