Пошаговая стратегия

Правительством рассмотрен План мероприятий по реализации Директивы № 4...

Правительством рассмотрен План мероприятий по реализации Директивы № 4. В основном он одобрен. В процессе обсуждения прозвучали некоторые замечания и предложения. Они будут учтены и, как ожидается, в ближайшее время план будет утвержден постановлением Совмина.


Как и сама Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности», план мероприятий состоит из 9 одноименных разделов. В каждом — перечень планируемых решений, сроки и формы их исполнения. Как правило, это либо разработка и принятие новых законов, указов, декретов и постановлений. По предварительным оценкам, их будет не менее 150. Либо внесение изменений и дополнений в уже действующие документы. Конечная цель — формирование комфортной деловой среды. По каждому решению указаны ответственные разработчики и исполнители. Сроки максимально сжатые: основная масса мероприятий должна быть проведена в первом полугодии 2011 года.


Чего может ожидать бизнес в ближайшее время?


Развитие добросовестной конкуренции независимо от форм собственности


Главное в этом разделе — либерализация ценообразования. На прошлой неделе, во время встречи с инвесторами, замминистра экономики Андрей Тур рассказал, что готовится соответствующий проект указа. В документе будет определен перечень товаров, цены на которые будет по–прежнему регулировать государство. В нем останутся продукция естественных монополий и отдельные группы социально значимых товаров. Список будет очень ограничен. Цены и тарифы на все остальные товары, работы и услуги будут устанавливаться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно, с учетом конкуренции, сложившейся в той или иной отрасли. Также, по словам Андрея Тура, проект указа предусматривает отмену права Правительства устанавливать предельные индексы изменения цен и тарифов. Будет отменена обязательная регистрация цен и тарифов на новые виды платных услуг, в первую очередь медицинских. Замминистра экономики не исключает, что эти решения будут приняты уже в марте.


Из мероприятий этого раздела плана: упрощение закупок, создание государственного антимонопольного органа, развитие страхового рынка, упрощение ликвидации коммерческих организаций и другие.


Защита и развитие частной собственности


Будут подготовлены изменения в законодательство, которые сделают недопустимым изъятие имущества у добросовестных приобретателей. Предлагается закрепить гарантии необратимости приватизации государственного имущества. Получат законодательную основу для развития коллекторские агентства (взыскивающие долги). Планируется внести изменения в земельное законодательство. В результате для предпринимателей должно существенно упроститься получение участка под производственные нужды, а для юрлиц не исключено, что появится возможность и приобретения земли в собственность. Смогут свою предприимчивость воплотить в жизнь и граждане, которые получили землю под строительство жилья. Прорабатываются условия, когда на своем участке и в части своего дома можно будет организовать торговлю или производство.


Ликвидация излишних административных барьеров


Ключевым решением станет значительное сокращение административных процедур. «Когда мы только начали заниматься этим вопросом и стали собирать по всем ведомствам информацию, выяснилось, что по всей стране существует более 8.000 различных процедур, — поделился впечатляющей статистикой Андрей Тур. — Притом в одной области процедур по одному ведомству было 17, в другой области по этому же ведомству — 178. Представляете, какое разнообразие и возможности беспредела в этих делах». По словам Андрея Тура, Минэкономики уже подготовило проект постановления Совмина и направило в Правительство. В этой сфере будет наведен порядок, появится единый перечень. И, что важно, ни одно ведомство не сможет самостоятельно придумать что–то свое.


Гармонизация налоговой системы с действующими в европейских странах


В этом разделе самое ключевое решение для ИП — возможность брать одного работника помимо близких родственников. «Это был больной вопрос, — рассуждает Виктор Маргелов, первый вице–председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей. — Ведь у ИП нет возможности пойти на учебу, на больничный, съездить за товаром из–за того, что он должен быть на своем торговом месте. С другой стороны, доводы государства были резонны — безграничное число работников для ИП создает недобросовестную конкуренцию малому бизнесу. Поэтому найден компромисс — один работник. Это позволит решить многие проблемы».


Будет поставлена законодательная точка в вопросе отчислений в инновационные фонды. Есть и более амбициозные планы. Например, снижение ставки НДС или вообще освобождение от уплаты этого налога на импорт технологического оборудования или отсрочки на год и другие. Но эти наиболее острые и непростые решения отнесены на II квартал 2012 года. Хотя, по мнению представителей бизнеса, в Таможенном союзе и ЕЭП у нас не будет иных вариантов.


Придание контрольной деятельности предупредительного характера


Стремление к профилактике уже заявлено госконтролем. Об этом, в частности, шла речь во время «круглого стола» с бизнесом в КГК. Тогда же и было озвучено, что в Указ № 510, регулирующий проверки, готовятся изменения. Этого бизнес ждет, пожалуй, больше всего. Основные акценты обновленного документа — работать на предупреждение, проверять только при наличии сведений о нарушениях, исключить дублирующие функции у проверяющих структур. Второй по этой же части ожидаемый законодательный акт — изменения в КоАП. После их принятия штрафы и санкции должны стать менее жесткими, а конфискация имущества по ряду статей отменится.


Усовершенствование инфраструктуры и финансирования малого предпринимательства


Здесь и создание специальных индустриальных зон, и увеличение бюджетной помощи, и улучшение механизмов кредитования. И гарантированные квоты для субъектов малого предпринимательства в госзакупках не ниже 10%. «Это мировая практика, — делится наблюдениями Виктор Маргелов. — И в Европе, и в США для малых предприятий есть такая квота. Это на самом деле очень много, нам еще надо этот объем попытаться освоить. Главное, чтобы и в этой квоте была конкуренция».


Исключение излишнего регулирования рынка труда


Тарифная сетка будет иметь лишь рекомендательный характер. За исключением, конечно, бюджетных организаций. Нанимателю предоставится право устанавливать гибкие условия оплаты труда, максимально учитывающие их результативность. Принятие этого решения ожидается во II квартале 2011 года. «Опасаться снижения зарплат не нужно, — успокаивает Виктор Маргелов. — Наоборот, с применением тарифной сетки затраты, чтобы начислить премию, увеличиваются в два раза. И каждый раз у нанимателя страх — правильно ли начислил. Если посчитают при проверке, что нет, то будешь вынужден доплатить налоги. Поэтому, наоборот, будут развязаны руки и наниматель сможет охотнее и спокойнее это делать». Еще один ключевой момент этого раздела — предполагаемая отмена установленных нормативов включения в затраты стимулирующих выплат.


Государственно–частное партнерство


Работа в этом направлении будет продолжаться, по всей видимости, до конца года, потому как принятие конкретных законодательных актов отнесено на IV квартал.


Стабильность законодательства


Соответствующие нормы будут включены в Закон «О правовых актах». Например, то, что в случае неясности или нечеткости предписания актов законодательства суды, госорганы, должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Дата вступления в силу нормативных актов должна быть разумной. Законодательство не может меняться задним числом. Наиболее важные изменения должны обсуждаться с общественностью и деловыми кругами.


Конечно, сразу после утверждения плана все кардинально не поменяется. Это поступательный процесс «Если верхняя часть, макроэкономическая, этим планом в основном будет закрыта, — резюмирует Виктор Маргелов, — то остается микроэкономическая — развитие предпринимательства на местном уровне. И здесь можно вообще составлять отдельный план». К слову, в столице при Мингорисполкоме уже создан общественно–консультативный совет по реализации Директивы № 4. И работа по прикладным вопросам — земля, производство, финансы — уже началась. До конца апреля такие же советы должны появиться при всех облисполкомах, министерствах и Совмине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter