Чего ждать, на что надеяться поселку МТЗ?

Поселок МТЗ: снести нельзя сохранить

Оживившиеся в последние недели споры вокруг судьбы одного из аутентичных уголков послевоенного Минска — поселка тракторного завода — были вызваны планами по сносу в ближайшее время части двухэтажной застройки этой территории. Однако защитники городской истории и архитектуры неожиданно натолкнулись на протест некоторых жителей поселка: им неуютно в устаревших морально и физически зданиях, которые зачастую назвать жилыми можно лишь с натяжкой.
Сегодня в «конференц-зале» «СБ» разговор о судьбе поселка Минского тракторного завода. Высказать свои точки зрения на проблему мы попросили главного архитектора УП «Минскградо» Александра Акентьева, доктора архитектуры, профессора, заведующую кафедрой «Архитектура производственных объектов и архитектурные конструкции» архитектурного факультета БНТУ Елену Морозову, жительницу поселка МТЗ Татьяну Шалабанову, мастера ГП «ЖЭС № 3 Партизанского района г. Минска» Станислава Кутовского, заместителя директора по развитию КУДП «Управление капитального строительства Заводского района г. Минска» Игната Носко и экскурсовода, гида–переводчика Романа Абрамчука.

Татьяна  Шалабанова
Елена Морозова
Александр Акентьев
Роман Абрамчук
Игнат Носко
Станислав Кутовский
Фото  Александра КУЛЕВСКОГО.

«СБ»: Судьба многих жителей поселка Минcкого тракторного завода неразрывно связана с этими кварталами, помнящими историю самого предприятия и нескольких поколений его работников. Какие проблемы нынче беспокоят обитателей этих хорошо знакомых многим горожанам кварталов?

Т.Шалабанова: Я всю жизнь прожила в поселке МТЗ. Сейчас там, можно сказать, почти все пенсионеры, почти никто из молодежи в старых домах не живет. Детские сады закрываются. Закрыты две школы, потому что не набрали детей в первый класс. Мой внук ходит в школу в Каменной Горке, хотя там 11 первых классов! Зато на месте двух бывших детсадов стоят два современных здания: одно четырехэтажное, второе все в стекле. А рядом — гнилые дома. Это какая–то насмешка! В 1995 году жителей поселка приглашали во Дворец культуры МТЗ, показывали проект шикарной реконструкции района — с новыми семиэтажными зданиями, гипермаркетом, детским развлекательным центром. Но пока так ничего и не построено. Зато кое–кто предлагает сделать из поселка туристическую зону. Не слишком ли много таких зон для Минска?

«СБ»: Так вы предполагаете, что если создать некую туристическую зону в поселке МТЗ, то туда никто не поедет?

Т.Шалабанова: Совершенно верно. Что там можно сделать — музеи посреди жилых домов? Когда в нашем поселке снимали сериал «Каменская», мы писали жалобы: свет бьет в окна жителей всю ночь, стоит шум и гам. Как людям жить, если круглосуточно идут съемки?

С.Кутовский: Как представитель жилищно–коммунальных служб отмечу, что данный район в обслуживании достаточно сложный. Дома ветхие: плохое состояние фундамента, стен. Были случаи — при обследовании некоторых зданий износ стен доходил до 80%. Там было три сантиметра штукатурки с внешней и внутренней сторон, а посередине — труха. И эти стены нужно было утеплять, чтобы люди могли как–то жить. А коммуникации хоть и подлежат восстановлению, но по ним есть достаточно много вопросов.

«СБ»: Можно ли решить эти проблемы с помощью капитального ремонта?

С.Кутовский: Нет, капитальный ремонт для этих домов — это сущая косметика. Фундаменты напитались влагой настолько, что уже потеряли свои свойства. Потолки и стены после ремонта снова покрываются трещинами. Отмечу, что двухэтажные дома в поселке МТЗ были построены в 1946 — 1951 годах. Трехэтажные — ближе к 1960–м, вот они находятся в более–менее приемлемом состоянии и, насколько я знаю, сносу не подлежат.

«СБ»: Чего ждут, на что надеются жители поселка МТЗ сегодня?

Т.Шалабанова: Мы хотим, чтобы ранее разработанный проект все–таки был осуществлен. Хотим жить в современном районе c развитой инфраструктурой, парками и центрами развлечений.

«СБ»: Выслушаем теперь иную точку зрения — тех, кто считает, что тракторозаводский поселок надо сохранить в первозданном виде.

Е.Морозова: Район стареет, но это естественно. Стареют первые поколения тракторозаводцев, потому и школы закрываются. Но, с другой стороны, что собой представляет поселок? В 2014 году вышла моя книга «От промышленного поселения до технопарка». Так вот, одной из первых типологических единиц промышленной архитектуры является промышленное поселение, которое в своем развитии принимало разные формы. Одна из них — рабочий поселок. Обращаю ваше внимание, что такая типологическая единица, как промышленное поселение, уже исчезла, она сошла со сцены после Второй мировой войны. И если мы сейчас не сохраним поселок МТЗ, то потеряем яркий образец рабочего поселения с полным набором инфраструктуры, отразивший историческую эволюцию объектов промышленной архитектуры, да еще и в условиях социалистической идеологии. Проект очень целостный! Конечно, если бы поселок минских тракторостроителей имел статус объекта индустриального наследия, то никакие жильцы, представители ЖКХ либо кто–то иной ничего с ним не смогли бы сделать. Но такого понятия, как объект индустриального наследия, у нас в стране на законодательном уровне пока еще нет.

«СБ»: Вопрос к представителю УП «Минскградо». Александр Григорьевич, насколько низко дамоклов меч завис над ансамблем поселка МТЗ?

А.Акентьев: Я не из инквизиции — я представляю организацию, которая занимается градостроительством. Надо сказать, что поселок тракторостроителей — тот редкий район Минска, которым наша проектная организация детально не занималась. Но тема, о которой мы говорим, мне очень близка. Не так давно я был в командировке в КНР. Была встреча с коллегами, и тогда прозвучали слова: «Мы знаем, что Минск — древний город, который заботится о своей истории. Мы знаем, что вы накопили опыт сохранения, регенерации и включения в современную жизнь городов исторические постройки. Мы обязательно приедем к вам поучиться». Знаете, мне хотелось бы, чтобы это произошло не завтра.

Теперь по сути. Я зачитаю два абзаца новой редакции генерального плана г. Минска, утвержденного Президентом 15 сентября 2016 года. В главе 11 об охране историко–культурного наследия столицы записано: «Обеспечить высокий уровень освещения в СМИ целей и задач историко–культурных ценностей г. Минска. [...] Продолжить исследования и разработку историко–архитектурных опорных планов на районы комплексной ансамблевой застройки (кварталы исторического центра г. Минска, жилой поселок тракторного завода, поселок автозавода, ул. Долгобродская и др.)». Замечу: это официальный документ и часть государственной политики на ближайшие 5 — 7 лет, которую Мингорисполком реализует до следующей корректуры генплана.

Констатация градостроительной ценности поселка МТЗ ни у кого не вызывает сомнений. После строительства метро мы уже утратили часть озелененных общественных пространств между улицей Долгобродской и постройками тракторного завода. Но самое печальное произошло с улицей Олега Кошевого — она превратилась в транзитную магистральную улицу. Хотя по проекту она в будущем станет тупиковой — выезд на Долгобродскую будет исключен. Планируется также восстановить прежнюю функциональность сквера в районе улицы Олега Кошевого.

Фото  Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Я убежден, что поселок нужно обязательно сохранять. При этом мы также должны понимать, что в данном районе будут построены две важнейшие транспортные магистрали. Одна магистральная улица пройдет вдоль железной дороги московского направления — это дублер проспекта Независимости, вторая — в сторону мотовелозавода и станет частью второго транспортного кольца. Это увеличит масштаб планировки района. Вместе с тем и при решении масштабных проблем городу следует с должным уважением отнестись к своей истории.

«СБ»: Как же выглядит ныне предлагаемое решение «модернизации» части поселка тракторного завода?

И.Носко: Нам Мингорисполком передал функцию заказчика, чтобы в последующем осуществлять застройку данной территории. От наших предшественников получен проект, который разработан на основании плана детального планирования (ПДП), прошедшего общественные обсуждения. Все ранее высказанные пожелания граждан были учтены. На основании этого ПДП разработан проект застройки, который прошел все согласования и получил разрешение органов госэкспертизы. Нужно провести снос прежней застройки в пределах квартала. Предусматривается ликвидация 11 двухэтажных строений с сохранением ряда существующих четырехэтажных домов. При разработке проекта организацией «Минскпроект» соблюдена квартальность, предусмотрено сохранение центральных улиц. Мы планируем приступить к сносу во втором квартале текущего года. Далее на освободившемся месте планируется возведение жилых домов высотой до 7 этажей.

«СБ»: Кстати, нет ли противоречий между фрагментом генплана, который процитировал нам г–н Акентьев раньше, и планами по сносу части старой застройки поселка МТЗ?

А.Акентьев: Хотелось бы, чтобы генеральный план города Минска исполнялся во всех своих составляющих как часы. Прямого указания сохранить поселок в генеральном плане не содержится, хотя призыв такой действительно звучит. Кстати, хочу высказаться в защиту «Минскпроекта», поскольку мы заочно проектировщиков упоминаем. Разработчик нынешней концепции Марк Шумячер в свое время не один объект спас от уничтожения. В данном случае он работал с опытным специалистом — Надеждой Мироновой, в ее профессионализме также нет поводов сомневаться. Если историческая концепция поселка тракторостроителей базировалась на повышении этажности зданий на улице Олега Кошевого до 4 — 5 этажей, то концепция «Минскпроекта» шла от обратного — улица Кошевого становилась более камерной, а ближе к периферии шло повышение этажности до 7 этажей. Самое ценное здесь — историческая планировка. Она сохранялась.

«СБ»: Вопрос Роману Абрамчуку. Как вы думаете, предстоящий снос — это «начало конца» поселка МТЗ?

Р.Абрамчук: Я считаю, что это исторический момент — время, когда горожане могут твердо выступить за сохранение поселка. Это важно. Я уже несколько лет провожу здесь коммерческие экскурсии и знаю еще как минимум одного профессионального гида по этому поселку, который делает то же самое регулярно. А бесплатные экскурсии в последние месяцы, собиравшие по 200 человек и больше, показывают, что эти кварталы пользуются большой популярностью, особенно среди самих минчан. Зарубежных же туристов очень интересует социалистическое наследие, поэтому поселок МТЗ, я считаю, вполне может стать брендом Минска, как и проспект Независимости.

Уже сейчас поселок приносит деньги в бюджет, пускай пока и небольшие, через уплату налогов субъектами туризма, организующими там экскурсии, а также через съемку фильмов. При дополнительных финансовых вложениях он может стать прибыльной туристической зоной. А если мы там построим очередную Каменную Горку, то это будет просто одноразовая продажа квартир. Точка. На основе туризма город может развивать этот объект многопланово и постоянно, что–то новое придумывать. Креативная экономика — вот за что я ратую.

«СБ»: Реально ли побороться за более ценный статус поселка?

Е.Морозова: К сожалению, у нас в стране такая научно–практическая дисциплина, как индустриальная археология, пока еще развивается крайне слабо, нет представляющей ее общественной организации. В то же время таковые есть у наших ближайших соседей — в Украине, России, Польше, не говоря уже о западноевропейских странах, где все это развивается с 1950–х годов, имеется и законодательная база. У нас в этой области мало специалистов, ученых, а к тем, что есть, мы очень слабо прислушиваемся. Получить статус за неделю, месяц, год не получится. И ведь погоня за сиюминутной выгодой не решит всех проблем... Действительно, нужно поменять цель. А если требуется — и обеспечить достойные условия проживания тем, кто хочет остаться в поселке. Остальным можно предложить переселение в другие районы.

А.Акентьев: Тот «водораздел», который мы обозначили между людьми и архитектурными объектами, я не понимаю. Мне кажется, что мы всегда должны думать о человеке и действовать ради человека. И ставить перед собой соответствующие цели. Если говорить об историко–культурных аспектах — той теме, которую мы обсуждаем, то я считаю, что организаторам было бы правильно провести «круглый стол» с участием представителей Института истории Национальной академии наук, музея города Минска, Министерства культуры...

«СБ»: Мы можем собираться еще хоть 350 раз. Но когда дома уже, что называется, обведены белыми линиями...

А.Акентьев: Если вы хотели за этим «круглым столом» найти ответ на вопрос, как нам отнестись к строительным планам на столах в УКСе и строительных организациях — планам, которые уже, по сути дела, финансируются, то здесь я не вижу участников этого процесса, кроме представителя УКСа. За столом должны находиться другие люди! Наши компетенции этой стороны вопроса не касаются. Мы же можем говорить о том, что сегодня есть тема сохранения тракторозаводского поселка, Осмоловки, других городских территорий, которые нуждаются в защите, чтобы сохранить память места, историю. Чтобы мы жили не в городе имени МАПИДа и КПД, а в городе с неповторимым наследием, которым можно гордиться.

Если говорить о решениях, интересных местным жителям, то на первый план должны выходить не столько спецы «Минскпроекта», которые в основном занимаются новостройками, сколько проектировщики «Белжилпроекта». Именно эта организация в 1980–х на улице Филимонова реконструировала двухэтажные дома и предложила для них прекрасные архитектурные решения. Тогда же были объединены усилия Минкультуры, Минжилкомхоза и Госстроя БССР. Все в один голос говорили о необходимости создавать пешеходные улицы, сохранять историческое богатство городов, потому что это великая ценность. Если мы хотим этого, то надо на уровне депутатов, администраций, специалистов–проектировщиков и граждан обсуждать эти вопросы, планировать бюджеты и по–другому смотреть на будущее.

«СБ»: То есть для того, чтобы сохранить поселок МТЗ, непременно необходимо экономическое обоснование?

А.Акентьев: Да, я бы все–таки собрал профильных специалистов, чтобы получить масштабное видение проблемы и в конечном итоге озвучить примерную цену вопроса. Без цены вопроса просто так идти в администрацию и говорить «мы так хотим» — неправильно. А если мы выйдем с какими–то предметными предложениями, с профессионально выверенными целями, тогда эти цели станут реально достижимыми. Хотя сразу замечу: создание такого проекта — дело непростое.

Е.Морозова: Мы, к сожалению, здесь и сейчас ничего не решим. Но пресса — это большая сила, и с ее помощью нужно искать компромисс между всеми заинтересованными сторонами. Кстати, даже в «пенсионерском» районе можно чувствовать себя комфортно. Не случайно же, например, в США строят целые кварталы, где в кондоминиумах пожилые люди покупают себе квартиры и живут спокойно.

Т.Шалабанова: Меня никто ни в чем не убедил. Я уверена, что если в поселке что–то и сделают для туристов, то никто ни в какие кофейни ходить не будет. Перепрофилировать здания под другие цели — например, сделать малосемейные общежития для заводчан? Может, это и вариант, но он требует много денег. Когда в 2010 году озвучили стоимость капремонта нашего дома, то мы прикинули: за эту сумму можно было купить новые квартиры. Так сколько можно в этот дом вкладывать бюджетных денег?

А.Акентьев: На мой взгляд, сохранять такие территории, как поселок МТЗ, можно с определенными компромиссами. Вопрос абсолютно актуален, но для того чтобы найти пути выхода из сегодняшней ситуации, нужно, как я уже говорил, чаще собираться, расширяя при этом круг людей, от которых зависит принятие решений.

viki@sb.by

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter