Посчитали, чтобы не прослезиться

В стране появилась база данных по реабилитации инвалидов

Компьютер в рабочем кабинете — сегодня совершенно необходимый атрибут для любого специалиста. Но у заместителя директора Республиканского научно-практического центра медицинской экспертизы и реабилитации кандидата биологических наук Анны Копыток с недавних пор на столе стоят два компьютера. Один, как выяснилось, имеет выход в Интернет. А вот второй подключен к локальной сети, созданной в центре, и во Всемирную паутину с него не попадешь. Как, впрочем, и не войдешь извне непрошеным гостем. Но чем объясняется такая закрытость?

— Дело в том, — поясняет Анна Владимировна, — что с первого января этого года у нас запущена Республиканская информационно-аналитическая система по медицинской экспертизе и реабилитации инвалидов, которая содержит персональную информацию о всех наших пациентах-инвалидах, в том числе и сведения о диагнозе. Соблюдая врачебную тайну, мы не только не имеем права эти данные распространять, но и должны обеспечить защиту информации от посторонних. Система двухуровневая, разработана учеными Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук. Сегодня она уже охватывает все медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК) республики. Ее верхний уровень размещен в РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, а нижний — на базе областных и Минской городской МРЭК. Обмен информацией между уровнями идет по каналам защищенной электронной почты для государственных органов и организаций или при необходимости на съемных носителях — флеш-накопителях.

Подразделения МРЭК с 1991 года уже используют информационную систему «Инвалидность», которая при всех ее достоинствах позволяла собирать только статистическую управленческую информацию. Новая же разработка дает возможность формировать и накапливать персональную информацию на каждого инвалида за весь срок пребывания в этом статусе, учитывать его потребности в реабилитации, оценивать и контролировать доступность и эффективность предоставляемой помощи. То есть она больше обращена к потребностям человека.

Например, система никогда не пропустит дату, на которую назначено очередное переосвидетельствование. Она заранее проинформирует врача, кому следует направить приглашение посетить МРЭК, а также предупредит поликлинику о том, какие документы и к какому сроку следует подготовить. Ведь если человек по оплошности или по болезни пропускал переосвидетельствование, что иногда случалось в прежние годы, то срок установления инвалидности истекал, и он автоматически лишался статуса, а с ним пенсии и всех причитающихся социальных льгот. Сейчас же такие накладки исключены.

Кроме того, настройки системы позволяют делать прогноз потребностей в профессиональной и трудовой реабилитации, чтобы инвалид не сваливался на работодателя как снег на голову. Ведь организация рабочих мест для таких людей требует финансирования, которое государство обязано вовремя обеспечить.

— По нашим расчетам, эта система, позволяющая управлять реабилитацией, окупит себя в течение 5 лет, — говорит Анна Копыток. — Ведь в республике в год реабилитируется примерно 3,5—4 тысячи инвалидов, и если этот процесс сделать более эффективным, то люди смогут быстрее восстанавливаться и, зарабатывая на жизнь самостоятельно, приносить своим трудом доход государству. То есть реабилитация инвалидов необходима обществу не только из нравственных, но и из экономических соображений. Так, по расчетам, проведенным Управлением реабилитационного обслуживания США, на каждую тысячу долларов, вложенную в такие мероприятия, обществу возвращается 35 тысяч за счет последующей трудовой деятельности инвалида. Думаю, что соотношение цифр у нас будет примерно таким же.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter