Принятые новации — долгожданные: самые важные моменты новой редакции Кодекса о земле

Порядок на земле

Навести порядок на земле и по-хозяйски подойти к решению земельных вопросов. Это требование Президент озвучивал неоднократно. Детально все вопросы Глава государства обсуждал на совещании с Правительством в феврале. Тогда белорусский лидер в целом поддержал предложенные новации, но поручил ряд из них доработать и внести поправки в законодательство. Ведь фундаментом стабильности в обществе является трепетное и бережное отношение к земле. Земельное законодательство для большинства простых людей важная тема, потому что затрагивает интересы каждого лично. Это и легло в основу закона, излагающего в новой редакции Кодекс о земле, который подписал Президент. Новеллы позволят узаконить самовольно занятые участки, также допускается раздел участков. Есть послабления и для дачников. Кроме того, законом усилена роль местных органов власти по регулированию земельных отношений, наведению порядка на земле и разрешению земельных споров. Обо всех новациях «Р» спросила у председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николая Шевчука.

Коллаж Любови ЦАРЮК

Забота о людях


— Николай Николаевич, Президент подписал закон, излагающий в новой редакции Кодекс о земле. Депутаты принимали активное участие в его разработке. Насколько удалось в итоге максимально учесть интересы граждан?

— Для начала отмечу, что данный закон важен и принятые новации — долгожданные. Все мы понимаем, что земельные ресурсы — основа основ государства. Ни один прием граждан не обходится без обращений в этой сфере: кто-то не может решить земельный спор, кто-то приходит с вопросами по корректировке границ земельных участков. Проблем у каждого хватало. И старая редакция Кодекса о земле не могла полноценно решить возникающие споры. Большой поток вопросов направлялся от граждан и в адрес Президента. Глава государства в этом году провел несколько совещаний по Кодексу о земле, в том числе разговор шел о том, чтобы передать некоторые полномочия Президента на уровень местной власти. В том числе и поэтому возникла необходимость внесения корректировок. Новеллы, утвержденные Главой государства, в первую очередь направлены на обеспечение благоприятных условий для землепользования в районах, на местах, в регионах. Они касаются расширения полномочий и прав местных органов власти. То есть уже органы власти на местах могут определять, как распоряжаться земельным участком. При этом решение фундаментальных вопросов, касающихся использования сельскохозяйственных и лесных земель, сохраняется в полномочиях Главы государства.

Отмечу, что каждое положение закона было нами детально проработано, каждое его положение внимательно проанализировано на предмет максимального учета интересов граждан и субъектов хозяйствования. Итогом этой коллективной работы стал комплексный сбалансированный законодательный акт, системно решающий каждодневные насущные вопросы. Закон в целом будет способствовать расширению прав в сфере землепользования, упорядочению объектов самовольного строительства.

— Что меняется для граждан?

— Пожалуй, самое главное — закон разрешает большое количество вопросов, споров. Уже не нужно решать земельные споры в суде, теперь райисполком имеет право разрешить земельные споры между соседями.

Областные, городские и районные исполнительные комитеты сейчас будут вправе выносить в отношении землепользователей решения о разрешении совершения сделок и иных действий с земельными участками при соблюдении ими градостроительных регламентов, природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных норм и правил.

В целях исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования земель города Минска, областных центров, их пригородных районов и иных территорий одним из таких условий станет внесение землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой.

Существенно расширены полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части процедуры изъятия и предоставления земельных участков, что дает им право самостоятельно определять цели, населенные пункты и иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются без проведения аукционов.

Положения закона направлены на разрешение накопившихся типовых проблем в сфере земельных отношений.

Гектар возможностей

— Одно из важных нововведений — возможность предоставления гражданам земельных участков для строительства жилых домов в сельских населенных пунктах до 1 гектара. А что касается городов и дачного строительства?

— Для создания благоприятных условий для проживания населения предлагается увеличить предельную площадь земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, расположенных в городе Минске, областных центрах и городах областного подчинения, — до 0,15 гектара, в других городах и поселках городского типа — до 0,25 гектара, на территории иных населенных пунктов — до 1 гектара.

На хуторах размер предоставляемого земельного участка будет регулироваться в зависимости от местных условий и особенностей, а также от волеизъявления лица, которому он предоставляется.

Для коллективного садоводства, дачного строительства площадь участков составляет до 0,15 гектара (независимо от площадей земельных участков, принадлежащих члену садового товарищества), для ведения личного подсобного хозяйства — до 4 гектаров без учета площадей земельных участков, предоставленных гражданину для иных целей, вне зависимости от его регистрации по месту жительства.

Новая редакция Кодекса о земле нацелена на то, чтобы вовлечь в оборот как можно больше земельных участков.

— Немаловажный вопрос, который неоднократно поднимался на самом высоком уровне, — судьба самовольно занятых земельных участков.

— Да, действительно, этот вопрос возникал неоднократно. Устанавливается, что после вступления в силу закона в течение трех лет Минский городской, областные исполнительные комитеты по согласованию с Главой государства будут вправе принимать решения о судьбе земельного участка при самовольном его занятии.

Нормы закона позволят значительной части населения реализовать свои возможности в части легализации прав на самовольно занятый земельный участок, а местным органам власти — решить накопившиеся проблемы землепользователей в этой сфере. К слову, для более четкого регулирования вопросов самовольного строительства излагается в новой редакции статья 223 Гражданского кодекса. Объект строительства, созданный в результате самовольного строительства, признается самовольной постройкой. При выявлении самовольной постройки предлагается установить обязательную норму о принятии местными исполнительными и распорядительными органами решения о судьбе объекта. Порядок принятия таких решений станет устанавливаться Правительством. В случае отказа лица выполнить принятое решение осуществляется снос объекта с возмещением лицом причиненного вреда.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter