Порядок на правовом поле

Гродненщина — регион с одним из самых низких уровнем преступности

По итогам прошлого года Гродненщина стала регионом с одним из самых низких в республике уровнем преступности

По сравнению с 2009 годом количество зарегистрированных преступлений в регионе сократилось на 10,5 процента. Ровно на столько же в процентном отношении стало меньше тяжких и особо тяжких преступлений. Уменьшилось количество убийств, умышленных тяжких телесных повреждений, разбоев, грабежей, уголовно наказуемых хулиганств. Значительно – на 15,8 процента — сократилось количество преступлений несовершеннолетних. Коэффициент преступности среди 14—17-летних подростков на Гродненщине сегодня один из самых низких в стране. На 2,6 процента сократилась «пьяная» преступность.

— Криминогенная ситуация в области улучшилась. Это связано с переходом на качественно новый уровень работы по взаимодействию правоохранительных, контролирующих и других государственных органов в деле профилактики преступности, — отметил, подводя итоги деятельности в минувшем году, прокурор Гродненской области Виктор Морозов. — Акцент был сделан на преодолении ведомственной разобщенности, принятии конкретных решений, повышении ответственности за реализацию намеченного.

Чтобы закрепить и развить позитивные тенденции, в прокуратуре считают важным решить ряд актуальных на сегодня проблем. И в первую очередь повысить эффективность социальной адаптации и реабилитации осужденных. Дело в том, что, наряду с общей стабилизацией обстановки в области, выросло количество преступлений, совершенных ранее судимыми людьми. Именно они виновники половины произошедших убийств, грабежей, почти половины случаев нанесения тяжких телесных повреждений, большинства разбойных нападений и более половины раскрытых краж. При этом из поставленных на учет 2287 освобожденных из мест лишения свободы человек трудоустроено в прошлом году чуть более шестидесяти процентов – 1433.

Эту работу необходимо активизировать, и хорошим примером в поиске новых форм здесь могут быть проведенные в каждом районе акции «Не упусти свой шанс». Представители органов прокуратуры, милиции, исполнительной власти и руководства предприятий и организаций сообща подбирали варианты трудоустройства недавних заключенных. Таким образом рабочие места получили 136 человек.

— Нужный эффект может дать также изменение подходов к назначению наказания за совершенные преступления, обозначенные в Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь, — отметил Виктор Морозов. — Предусматривается более широкое применение таких наказаний, как штрафы, общественные работы и сокращение, где это возможно, мер, связанных с лишением свободы. Пока в регионе такие формы применялись не столь широко, как следовало бы. К примеру, к общественным работам приговорены 9 процентов осужденных. В то же время этот вид наказания предусматривают 50 из 332 статей Уголовного кодекса, что дает возможность применять его более широко. При этом одновременно обеспечивая его исполнение: в прошлом году число случаев уклонения осужденных от общественных работ увеличилось в три раза.

Особое внимание в области планируют уделить профилактике проявлений коррупции — к сожалению, отмечается рост таких преступлений в 2010 году на 11,6 процента. При этом, однако, в основном за счет увеличения выявленных фактов служебных подлогов и злоупотребления властью либо служебными полномочиями. Что касается служебного подлога, то прокуратурой области предлагается дифференцировать меру наказания в зависимости от тяжести преступления. Проще говоря, если, например, заведующая магазином исказила статистические данные по отчетам либо бухгалтер выдала справку о завышенном доходе для получения кредита, и это не повлекло других последствий, возможно применение к этим лицам не уголовной, а административной ответственности.

Надзорный орган обозначил и другие «болевые» точки, которые создают условия для роста преступности. Среди них — нарастающая проблема краж и повреждения личного транспорта на неохраняемых площадках в жилых микрорайонах, несоблюдение правил техники безопасности на рабочих местах, недостаточное обеспечение безопасности людей на дорогах, недостаточный контроль финансовых органов за деятельностью судебных исполнителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter