Портреты поколений

Книжный навигатор
Ян Скрыган. Выбраныя творы. Минск, «Беларускi кнiгазбор», 2005.

Ян Скрыган прожил долгую жизнь. И это чудо, поскольку из его поколения белорусских литераторов такое выпало единицам. Довелось изведать лагеря, ссылку, 30 лет не браться за перо. В воспоминаниях Яна Скрыгана есть и об этом. И о бурной литературной жизни начала 1920–х, когда молодежь увлекалась футуризмом и Есениным, и о литературном процессе послевоенной Беларуси. Правда, о лагерях, об аде неправедного следствия Скрыган сделал записи уже в 1990–х. Записал немного, скупо... Далеко не все, что знал, что пережил. Но, возможно, потому эти воспоминания так ранят. Ян Скрыган нигде не жалуется на судьбу. «Наогул, мне шанцавала на добрых людзей. Былi i дрэнныя, але яны неяк скора забывалiся». Сам он человек исключительных душевных качеств — это видно и по его ранней прозе, и в написанном после ссылки. Ян Скрыган был признанным стилистом. Именно к нему спешили со своими рукописями Иван Мележ, Михась Лыньков и Петрусь Бровка, его слово поддерживало молодых. О белорусском слове — многие из его новелл актуальны и сегодня. О чем не оставил воспоминаний Ян Скрыган, каким писателем он мог бы стать в благоприятных обстоятельствах? Об этом читатель может поразмышлять сам.

Эрленд Лу.У.Роман. Санкт–Петербург, издательство «Азбука–классика», 2005.

Хорошо жить в Норвегии. Но скучно. Хочется подвигов, прославить себя, прославить страну. Главное — свежая идея! Ну, например, что Полинезию заселили люди, приехавшие туда на коньках во время обледенения Тихого океана. Нужно просто поехать на какой–нибудь теплый остров и найти коньки первых поселенцев. Поначалу повествование и герой, от имени которого оно ведется, раздражают: примитивный молодой человек с амбициями, не могущий сложить предложение более чем из пяти слов. И почему только таким все удается? Даже добыть денег на свою нелепую экспедицию. Но постепенно понимаешь, что не все так просто, как стиль. Я бы поставила роман «У» в один ряд с «Поколением Х» Коупленда и «Поколением «Пепси» Пелевина. Это портрет поколения, которое само должно придумывать свои проблемы: играть в коммунистическое подполье, три раза в неделю ходить с рюкзаком по аэродрому, делая вид, что летишь куда–то в невероятную даль, хотя на самом деле боишься самолетов до тошноты... «У» — это выросшее в комфорте «учебное поколение», которое обречено повторять открытия за классиками на уровне своего «нулевого цикла» и строить из кубиков свою египетскую пирамиду... И грустно прийти к выводу, что «история умерла». И вот «учебные варианты» Тура Хейердала на полинезийском острове: пьют пиво, играют в футбол, переносят несусветные лишения в виде того, что заканчивается шоколадный крем, и пытаются совершить глобальные открытия... Все равно какие. Например, несколько дней посвятили ролевому разыгрыванию общественных систем: тоталитаризма, анархизма, абсолютизма, коммунизма и т.д. Пародия вышла довольно острой и злой. Тем более что написана с очаровательным наивом. Как сказано в одной рецензии на Лу, «кажется, что так может писать каждый. Но почему–то мало кто пишет».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter