Где взять деньги для малого бизнеса

Портрет явления: малый бизнес

Где взять деньги для малого бизнеса?

Где взять деньги для малого бизнеса

Антон ЖАРКОВ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике:

– Сейчас в России многое делается, чтобы облегчить жизнь малому и среднему бизнесу: его поддержка – одно из ключевых направлений нашей экономической политики. Работает несколько программ.

Вот только в России не так много желающих заниматься предпринимательством. Сами судите: в Европе в этой сфере занято около 60 процентов населения, у нас – всего около 20.

Но главная беда – отсутствие денег в экономике. Это никакими льготами и преференциями не заменишь. Сегодня, даже имея желание заняться бизнесом, перспективный предприниматель понимает, что столкнется с недостатком средств. Западного финансирования нет, российское – от 15 процентов – только для самых надежных клиентов. Получить какие-то деньги для стартапа невозможно даже за 25 процентов.

Это серьезная проблема, которую, скорее всего, придется решать на законодательном уровне: деньги российских банков должны работать на российскую экономику. Средства, привлеченные в «посторонние» западные проекты, России не нужны. Внутри страны надо свои ресурсы использовать грамотно и умело.




ДЕЛО НА 5 ДНЕЙ, ЗА 800 РУБЛЕЙ?


Легко ли стать индивидуальным предпринимателем в России?

Корреспондент «СВ» поделился личным опытом, как открывал кабинет психолога.


Фото YAY/TASS

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ?

Пару лет назад мой муж, частный психолог, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Эта форма предполагает минимум в сравнении с другими формами ведения бизнеса всевозможной отчетности. И потому удобна специалистам, которые частным образом оказывают всевозможные услуги, а также мелкому торговому и производственному бизнесу.

От будущего ИП требуется достаточно нехитрый набор документов:

• заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (бланк можно скачать с официального сайта Федеральной налоговой службы),

• копия российского паспорта,

• квитанция об уплате 800 рос-сийских рублей госпошлины (также можно скачать с сайта ФНС).


Фото Юрия СТРОКОВА

Дальше возможны варианты. Самый простой – лично отнести пакет документов в нужный налоговый орган по месту жительства (куда именно, опять-таки узнается все на том же сайте ФНС). В этом случае заверять документы не надо и все затраты ограничатся 800 российскими рублями госпошлины.

Правда, придется потратить некоторое количество времени. В Москве, например, регистрацию и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц осуществляет одна-единственная налоговая, которая находится не в самом удобном месте, далеко от центра города. Но если еще лет пять-шесть назад поход туда превращался в реальную проблему – надо было по полдня стоять в очередях, то сейчас ситуация улучшилась. Очередь – электронная, стоять надо минут 15.

Если лично посещать налоговую нет времени и желания, документы можно отправить по почте – письмом с объявленной ценностью и описью вложения. В этом случае подпись на заявлении и копию паспорта надо удостоверить нотариально – что означает дополнительные расходы.

Ну и, наконец, подать документы на регистрацию можно и электронным образом. Правда, для начинающего бизнесмена этот способ – самый хлопотный. Необходимо для начала в специальном удостоверяющем центре получить электронную подпись (услуга платная – цены зависят от региона) и установить специальную программу. Либо опять-таки идти к нотариусу – он удостоверит документы своей электронной подписью и отправит куда следует.



ДОЛГО ЛИ ЖДАТЬ ДОКУМЕНТЫ?

Если документы на регистрацию оформлены правильно, через пять дней вы получите регистрационное свидетельство и выписку из ЕГРИП (Государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Документы можно получить лично, по почте либо отправить за ними своего представителя (с нотариальной доверенностью).

Все, можно начинать работать. Правда, вам потребуются еще некоторые атрибуты. Например, банковский счет ИП, кассовый аппарат или бланки строгой отчетности – чтобы принимать деньги с ваших клиентов на законной основе (чем можно ограничиться, определяется видом бизнеса).

А вот печать ИП заводить не обязательно – это делается по желанию (в Москве – 500 российских рублей).


И КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?

Все оказалось не так уж страшно. Во всяком случае, в сравнении с рассказами бывалых, которые открывали свой малый бизнес в начале

2000-х. Сейчас предпринимателям уже не надо, получив регистрационные документы, самим становиться на учет в Пенсионном фонде, службе статистики и везде стоять в очередях – вся необходимая информация передается куда надо, «автоматом», в порядке электронного взаимодействия.

Гораздо сложнее наладить действительно успешный бизнес, который приносил бы устойчивую прибыль. Но это уже другая история.

Елена ОДИНЦОВА



ПАМЯТКА ОТ «СВ»

Какие сложности возникают у бизнесменов- «чайников»


Главная сложность – грамотно подобрать коды ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Эти коды, соответствующие тем направлениям деятельности, которыми будущий предприниматель собирается заниматься, необходимо указать в заявлении.

Что-то забудешь – надо будет по новой подавать заявление, то есть, по сути, перерегистрировать ИП. При этом формулировки в ОКВЭДе такие, что без помощи специалиста не всегда сообразишь, что, оказывается, ты вот этим собираешься заниматься.

Также необходимо сразу просчитать, какой режим налогообложения выбрать. Иначе перейти на другой режим можно будет только с 1 января следующего года.

Муж, например, у меня выбрал упрощенный режим налогообложения «с дохода» – со всех доходов уплачивается 6% налога (расходы можно не учитывать, что значительно упрощает отчетность).

Но для торгового бизнеса, даже мелкого, где расходы на закупку товаров, аренду, транспорт и т. п. достаточно велики, выгоднее другой режим упрощенного налого-обложения – 15% с разницы в доходах и расходах. Еще есть патентная система – платишь фиксированную сумму за патент. Во всех этих тонкостях с ходу не так-то просто разобраться.

Впрочем, за 2500–4500 российских рублей огромная армия юристов-посредников всегда к вашим услугам.




«Белые луга» возродили село

В стране поднимают село, создавая в нем агроусадьбы на особых условиях.

Деревня Тиневичи давно попала в списки неперспективных и умерла бы по-тихому. Выручили предприимчивость минчанина Павла Радюкевича и Указ Президента


Фото Владимира НИКОЛАЙЧУКА

№ 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Для всех желающих создали комфортные условия: кредит на 5 лет под 5% и полное освобождение от налогов.

С бюрократической волокитой – никаких проблем, местная власть хватается за предпринимателей. Ведь это и рабочие места, и приток денег в бюджет за счет туристов.

Село возродилось фактически за два года. Несколько домов сохранились из прежней жизни, остальные пришлось восстанавливать заново, перевозя срубы из других деревень. Построили три бани, две корчмы, подремонтировали дорогу, облагородили все околицы, запрудили реку, завели пасеку. Возвели сцену для массовых гуляний.

Так в Кореличском районе появилась агроусадьба «Белые луга». Желающие могут попариться в бане, попробовать крестьянских разносолов, размять мышцы на покосе и наколоть дров, половить рыбку. Про грибы и ягоды в сезон и говорить нечего, только в лес зайди. А можно взять упряжку или велосипед и полюбоваться окрестностями…

Герман МОСКАЛЕНКО

moskalenko@sb.by


ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»

Время – деньги

Бытует мнение, что начать свой бизнес – большой риск. Но часовщик Эдуард Живень считает, что так думают только пессимисты. Сам он оптимист, и его маленькое дело держится на плаву уже более 20 лет.


Эдуард Живень – один из первых кооператоров в Минске.
Фото Кристины ХИЛЬКО


– Когда  в Союзе появились первые кооператоры, я работал на знаменитом часовом заводе «Луч», производство начало загибаться, а семью кормить нужно. Решил открыть свой бизнес.

– Таких, как я, тогда было много, кто «тряпки» из-за границы возил, кто косметику, а я остался в профессии. На свой страх и риск за приличную сумму купил киоск и занялся ремонтом часов. Дела пошли сразу, но потом киоски стали сносить, пришлось арендовать помещение. Нынешний «угол» снимаю уже 15 лет.

Аренда дорогая, поэтому скооперировался со швейной мастерской. За 26 «квадратов» плата в месяц 2,7 миллиона рублей.

– В месяц выходит 460 тысяч рублей. Я не гребу деньги лопатой, но на хлеб с маслом хватает. На мой взгляд, выгодно работать тем предпринимателям, которые все делают своими руками, без наемных работников. Сегодня стать ипэшником – это написал заявление, получил разрешение и работай. Были бы клиенты.

Казалось бы, механические часы уже не пользуются большой популярностью – рынок завален всевозможными гаджетами.

– Механические часы все еще в тренде! Ведь встречают человека не только по одежке, но и по часам, – отмечает Эдуард. – Дорогие часы нечасто приносят. Многие отдают предпочтение аксессуарам китайского производства, эти «куски жести» и дают теперь постоянный заработок.


Кристина ХИЛЬКО

kristinahilko@tut.by


СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Частник решит проблему «лишних» людей

Николай КОЛТУНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экономической политике:

– Малый и средний бизнес – серьезный фактор в экономике, он формирует пятую часть ВВП. И эта доля растет. Нет сомнений, что нужно и дальше делать условия для него более либеральными. Для этого на днях внесут поправки в Закон о предпринимательстве.

Что изменится? Во-первых, не будет оказываться поддержка субъектам хозяйствования малого и среднего бизнеса, в активах которых доля государства составляет 49% и выше. Во-вторых, отсрочка платежей по переданному в аренду имуществу будет осуществляться по графику. И третье, самое важное: сняли барьер в участии госзакупок. Раньше малому и среднему бизнесу гарантировалось до 10% от заказа. Теперь частники могут участвовать в них на конкурсной основе без ограничений.

Законодательство нужно совершенствовать и дальше. Малый и средний бизнес может помочь решить проблему «лишних» людей на гос-предприятиях. Все модернизируется, устанавливается высокотехнологичное оборудование. Столько персонала, как прежде, не нужно. Куда девать людей? Создавать условия, чтобы они могли найти себе нишу в частном бизнесе.

В той же сфере услуг – бытовое обслуживание, коммунальное хозяйство, торговля и т. д. Туда не нужно вкладывать бюджетные деньги, эти отрасли могут развиваться сами.

По условиям ведения бизнеса Беларусь сегодня на ведущих позициях в СНГ. Процедуру регистрации мы упростили: сегодня сдал документы – завтра получил свидетельство. Налог для индивидуальных предпринимателей минимальный – 16%. Начинаешь бизнес в сельской местности или в небольшом городе – получи на семь лет льготу по налогу на прибыль, на землю, по недвижимости и НДС.

Ключевой вопрос для микро-, малого и среднего предпринимательства: где взять деньги для развития? Это собственные средства, кредиты и инвестиции. Нам предстоит максимально упростить условия привлечения финансов – кредитов и инвестиций.



ГОСПОДДЕРЖКА


Безработные тоже могут устроить стартап

Чтобы получить поддержку, нужно быть совершеннолетним и зарегистрированным в качестве безработного в службе занятости. Нужно придумать бизнес-план будущей деятельности и пойти с ним в отдел трудо-устройства по месту регистрации. Государство дает начинающим разовое пособие – до 17 миллионов рублей.

Безработные чаще всего создают конторки по строительству и ремонту (37%), открывают торговлю (11%). А также оказывают услуги такси, швейного производства и парикмахерских. Почти половина начинающих предпринимателей – молодежь до 31 года.


5 ШАГОВ К СВОЕМУ ДЕЛУ

1. Нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в исполкоме по месту жительства (в Минске – Управление регистрации и лицензирования Мингорисполкома). С собой взять паспорт (вид на жительство в Республике Беларусь) и фото 3х4.

2. Оплатить госпошлину – 90 тысяч рублей.

3. На следующий день после подачи документов можно забрать в исполкоме свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя.

4. В течение пяти рабочих дней ИП регистрируется в налоговой и ФСЗН. Изготавливается печать – цена около 300 тысяч рублей.

5. Открыть счет в банке. Выбрать систему налогообложения: общую, упрощенную или единый налог. И можно работать!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter