Портрет явления: импортозамещение

Избавиться полностью от засилья импорта в России пока не получается
Бизнес с шипами

Избавиться полностью от засилья импорта в России пока не получается


Откуда тюльпанчик – здешний, вестимо

От больших букетов отказываются

Президент Ассоциации российских флористов, дизайнер международного класса Валентина Сафронова рассказала о переменах в цветочном бизнесе и импортозамещении.

– Правда, что половина годовой выручки у цветочников приходится на 8 Марта?

– Да, примерно 40–45 процентов. Но здесь суммируются продажи и за несколько предшествующих дней. Мы даже в шутку называем 8 Марта «Днем флориста».

– На втором месте – 14 февраля?

– Нет, новогодние праздники. День святого Валентина – на третьем, это своеобразная репетиция 8 Марта. У нас вообще цветочный год проходит в ожидании каких-то праздников. Отдельная история – лето, это пора свадеб.

– Что показала «репетиция»?

– Рынок сокращается. Если раньше перед Днем святого Валентина флористов заваливали заказами на исполнение изысканных букетов, то теперь телефоны молчат.

– Средний чек уменьшился?

– Вполовину и более. Организации, которые заказывают цветы в больших количествах для своих женщин на 8 Марта, стараются уложиться в триста российских рублей на букет. А раньше выделяли 800–1000. До кризиса было модным, когда фирмы оформляли офисы цветами. Сейчас подобные заказы сжимаются, как шагреневая кожа.

– Как можно сэкономить?

– Особо сэкономить не получится, потому что наш рынок более чем на 80 процентов обеспечивается импортными цветами. А их оптовики закупают за доллары и евро.

– Неужели женщины останутся без цветов?

– Просто в этом году мужчины стараются перейти на более дешевые варианты. Вместо роз будут дарить тюльпаны. Российские производители обрадовались этой тенденции, потому что сейчас они наладили их выгонку на приличном уровне.

Заместим ли своим?

– Грядет тюльпановое импортозамещение?

– Это громко сказано. В России ассортимент более скромный по сравнению с Голландией. Почти все луковицы также из Европы. Да и цены у российских производителей далеко не низкие из-за больших издержек на электроэнергию, отопление, бензин.

– Есть местные передовики?

– Под Москвой тепличный комплекс «Подосинки». Там все современное, автоматизированное, много работает молодежи. Один из первопроходцев рынка – фирма «Галантус» – находится в Калуге. Там выращивают великолепные розы, тюльпаны. Их коронная фишка – крупные лилии.

– А в Сибири лилии цветут?

– Там тоже есть свои теплицы. Но проблема в отсутствии солнца, которое сложно заменить лампами, да и дорого. Сибирский цветок получается тонким, с нежной головкой. А цена такая же, как у растений из Эквадора, где они растут в горах, стебель у них толстый, а бутон крепкий. Тяжело конкурировать.

– Крым поможет?

– Пока на полуострове массовое производство не очень развито. Климат, как в Голландии. Крым специализировался на выращивании цветочных луковиц для совхозов СССР. Также там было много эфирно-масличных растений. Вспомним легендарные лавандовые поля.

– Может, полуострову заняться импортозамещением луковиц?

– Надеюсь, со временем так и будет. Сейчас российская селекция лежит в руинах. Советские НИИ, которые этим занимались, закрыты. Догонять – это очень сложно в нынешней ситуации.

– Нужна программа господдержки?

– Субсидии от государства цветочникам не светят. В кризис скорее средства выделят производителям зерна и картошки. Будем выживать своими силами.

Николай АЛЕКСЕЕВ

n.alekseev@souzveche.ru

У мужчин появился вкус

Своим любимым стали покупать букеты «с травой» и живые мини-садики.

– Я помню времена, когда мы, первопроходцы, собирались на ВДНХ в павильоне «Цветоводство». В букеты стали добавлять «зелень», – вспоминает Валентина Сафронова. – Мужчины это встретили в штыки: «Зачем вы траву кладете? Я ее в огороде нарву. Дайте больше цветов!»

Тяжело, медленно, но вкусы менялись. Нынче покупателям уже мало трех розочек в кулечке. Просят изысканного оформления!

– Есть ли модный тренд этого года?

– Мини-садики. Это когда в корзинке с почвой составляется красивая композиция из проросших луковиц гиацинтов, нарциссов, тюльпанов. Они будут долго радовать дома, а потом их можно пересадить на дачу и на следующий год снова радоваться цветам.

– В кризис услуги флористов менее востребованы?

– Да, и это вызывает досаду. Но профессия не исчезнет, потому что талантливо сделанный букет всегда будет иметь спрос. Мы проводили эксперимент. Раскладывали перед неискушенными клиентами букеты одинаковой ценовой категории, выполненные из одинаковых растений. Покупатели выбирали те, в которые флорист вложил душу.

Не тюльпаном единым

Цветочное дело в нашем климате развивать непросто. Нижегородский агрокомбинат, чтобы выжить, занимается еще и овощеводством.


Настоящая весна приходит 8 Марта

На агрокомбинате «Горьковский» в Нижнем Новгороде – горячая пора. До праздника считанные дни, а сотни тысяч тюльпанов еще нужно срезать и рас-сортировать по букетам. Никаких дорогих конвейеров, никакой автоматики – тюльпан слишком уж нежный цветок.

– Начинаем сажать их еще в октябре, – рассказали работники. – Растут они при + 5 градусов. В конце февраля резко поднимаем температуру, чтобы зацвели.

Ежегодно здесь выращивается около 600 тысяч тюльпанов. С каждым годом объемы увеличивают на 100 тысяч. Говорить о полном импортозамещении пока рано – луковицы закупают в Голландии.

– В России селекции не существует, – сетует заместитель гендиректора «Горьковского» Александр Солодаев.

Тем не менее нижегородские тюльпаны – достойные конкуренты. В первую очередь по цене. Особенно заметно это стало после валютных скачков. Тюльпаны из Нидерландов подорожали в три раза, местные – на треть.

– За те же деньги в Голландии можно купить только совсем крохотные тюльпанчики – высотой не более 20 см. Мы же предлагаем крупные цветы, – объясняет Солодаев.

Агрокомбинат обеспечивает регион тюльпанами примерно на 30%. «Розовое» направление решили прикрыть.

– За год мы выращиваем примерно 

150 тысяч роз. Это слишком мало, после 8 Марта мы решили этим не заниматься, – рассказал агроном Николай Повалов. – Роза должна достигать 

90 сантиметров в длину, а наши из-за местных условий едва дотягивают до 50.

Программы господдержки не распространяются на цветочную отрасль. Поэтому говорить о каком-то импортозамещении в этой сфере пока не приходится. Предприятие вкладывается в выращивание овощей, которые занимают 90% всего производства.

– Наше предприятие в 2000-е годы начало полную реконструкцию, – вспоминает Александр Солодаев. – Построили несколько современных теплиц для огурцов и помидоров. Обеспечиваем область свежими овощами, что важно в условиях санкций. Нам тогда помогли государственные льготы – субсидированная ставка по кредиту.

Юлия ВАСИЛИШИНА

Цветопреставление

В Беларуси снижается зависимость от заграничных букетов, но не так быстро


Так вот где ты рос, подарок аленький!

Отчасти это связано с кризисом, все рынки объективно «скукоживаются». Но в большей мере с развитием цветочной индустрии в Беларуси. Еще двадцать лет назад доля отечественной продукции (семена, свежие цветы и цветы в горшочках) оценивалась в 5–7%. Сегодня эти объемы достигли почти 50%. Каждый пятый цветок, покупаемый белорусами, вырос в родных теплицах.

Ситуацию изменили современные оранжерейные комплексы, которые модернизировались при поддержке государства. Такие, как, например, на Минском тепличном комбинате, агрокомбинате «Ждановичи», в тепличном хозяйстве «Дорорс», где площади под цветы занимают от двух и более гектаров. Доминируют на этих площадях розы. Но заодно выращиваются тюльпаны и хризантемы.

Отечественные цветоводы научились выращивать в наших широтах даже таких привередливых заморских красавиц, как фрезии, герберы, альстромерии. И список растительных объектов потенциального импортозамещения растет. Результат уже радует: в море цветов все больше отечественных красок!

Национальный статистический комитет Беларуси сообщает: в 2014 году в страну ввезли 

32 миллиона бутонов, в 2015-м – 28,2 миллиона. Или около 80% от общего объема. В основном привозят розы. Совсем как в песне «Миллион, миллион алых роз!» – примерно 16 миллионов штук.

Процент своей «доли» пока не самый высокий. Но и он для оте-чественной экономики – хорошая новость. Более того, с 2011 года белорусские производители начали работать на экспорт. Объемы пока небольшие – около миллиона долларов, и львиная доля их приходится на Россию.

Полностью вытеснить заморские цветы в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

– На белорусском рынке доминируют иностранные гостьи – голландские, колумбийские и эквадорские розы. Российских цветов мало. Белорусских, выращенных на срез – примерно пятая часть, – говорит директор минской фирмы «Донна Роза» Владимир Добрынин. – Но если перед покупателем поставить букет импортный и наш, большой разницы он не заметит. Технологии одинаковые, местные цветики заморским ничем внешне не уступают. Но стоят они дешевле и живут дольше – при правильном уходе будут красоваться в вазе до двух недель.

Герман МОСКАЛЕНКО

moskalenko@sb.by

Растите розы даже в лютые морозы!

Главной «хозяйкой» теплиц остается роза. Корреспондент «СВ» убедилась в этом лично.

Той девушке, которую люблю

В начале весны страна переживает массовое цветочное помешательство. Розы, хризантемы, тюльпаны сметают с прилавков магазинов и торговых павильонов.

– Самые ходовые – бордовые розы Red Naomi с бархатными лепестками, – рассказал заместитель начальника цеха предприятия «Цветы столицы» Павел Зенкевич. – Они же рекордсмены по размеру бутона – около 10 см. На втором месте белые розы. Потом желтые – стереотипы о «вестниках разлуки» давно в прошлом.

Розы в местных теплицах хотя и с заморскими именами «Пенни Лейн», «Аква», «Сомбреро», но по цене заметно ниже привозных. Бутон на короткой ножке стоит от 15 тысяч белорусских рублей, на длинной – от 28. Сейчас модно заказывать для своих дам букеты-гиганты из 100 роз.

Вот только эти красавицы почему-то почти не пахнут.

– Это особенность тепличных цветов, – объяснил Павел Зенкевич. – В оранжереях сильного, яркого запаха не бывает. Если цветок благоухает, значит, выращен в открытом грунте.

В этом году к международному женскому дню минская компания заготовила 80 тысяч роз. Компанию «королевам» составят 60 тысяч алых, лиловых и желтых тюльпанов.

Райские кущи с минской пропиской

Роза – растение королевское, капризное, требует особого внимания. Сама теплица похожа на технопарк: множество коробочек и шлангов, среди которых живые цветы. Саженцы, привезенные из страны – законодателя цветочной моды Голландии, высаживают в специальные «рукава», где вместо почвы кокосовое волокно. К корням каждого куста подводят трубочку, которая питает корни водой и витаминами. Такой способ выращивания называется «на гидропонике». Кусты живут в теплице 5–7 лет.

И хотя все процессы в теплицах автоматизированы, но без заботливых женских рук все равно не обойтись.

– Приходится колдовать возле каждого куста, – говорит цветовод с пятилетним стажем Ирина Лежень. – Лелеять каждый цветок: пригибать побеги и листья, обрывать лишние бутоны. Все питательные вещества, вся энергия должна идти к одному цветку. Работаем мы в перчатках, о маникюре и гладких ручках можно забыть.

Каждое утро хозяйки пробираются сквозь цветочные джунгли и срезают «спелые» розы. Волны интенсивной срезки подгадывают к праздничным датам. Арифметика простая: зимой куст цветет через 8–12 недель, летом – через 6–8.

На пик урожайности «Цветы столицы» выходят к 14 февраля, 8 Марта, майским школьным последним звонкам, свадебному августу и к 1 сентября.

– «Технологическая» зрелость цветка, это когда в бутоне видны все лепестки, – раскрывают свои секреты цветоводы. – Полузакрытые розы не осыпаются при перевозке, дольше хранятся.

Срезанные цветы отвозят в огромные холодильные камеры, которые чем-то напоминают хоромы Снежной Королевы. Там они «отдыхают» почти сутки, потом отправляются на сортировку. По 

10 штук заворачивают в пленку, ставят в ведра – и на склад. Уже оттуда букеты разбирают оптовые покупатели и магазины.

Кристина ХИЛЬКО

kristinahilko@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter