Даешь конфискацию!
Коррупцию называют третьей бедой России – после хрестоматийных дураков и дорог. Хотя с такой градацией можно и поспорить, отдав ей «почетное» первенство. Дороги-то уж точно были бы лучше, если б не некоторые чиновники. Вот пример из последних новостей: «Начальник одного из управлений Службы исполнения наказаний задержан по подозрению в краже… 50 км дороги. Вместе с подельниками разобрал и продал семь тысяч бетонных плит скоростного полотна».
Борьба с коррупцией прежде всего подразумевает создание законов, мешающих чиновникам наживаться за счет своей должности. И многие нормы в России уже действуют. Госслужащим запрещено заниматься бизнесом. Тем, от кого напрямую зависит безопасность страны, запрещено держать деньги в иностранных банках. Поступая на госслужбу, чиновники теперь обязаны декларировать собственность – сразу становится видно, насколько она соответствует их реальному заработку.
Все ушли на фронт
Жулики на должностях пользуются тем, что контрольные органы физически не в состоянии все отследить. Только за прошлый год в России проведено 4 миллиона закупочных сделок на общую сумму почти 22 триллиона рублей.
Тут приходит на помощь Общероссийский народный фронт.
Активисты проверяют госзакупки. Составили даже целый справочник серых схем, которые используют чиновники, чтобы в тендерах побеждали фирмы, предложившие аппетитный откат.
– За первое полугодие 2015 года при нашем участии заведено 11,5 тысячи уголовных дел, связанных с коррупцией. Устранено более 600 нарушений на общую сумму
167 миллиардов рублей. Это те закупки, которые должны были пройти по коррупционным схемам, но в итоге произведены без нарушений, – рассказал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.
Что ни день – новые посадки
Итак, коррупции объявлена война. В бой за правое дело брошены профессионалы, элита силовых структур.
В авангарде – Следственный комитет России. На официальном сайте СКР есть даже специальный раздел, который так и называется: «Противодействие коррупции». Отчеты о работе – что ни день, то новые посадки. Там попался начальник таможни, там – взяли с поличным главу города, там – упекли за решетку сразу двух чиновников-мздоимцев...
Борис ОРЕХОВ
Прямая речь
Виноват и тот, кто берет, и тот, кто дает
Елена Афанасьева, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
– Общество должно созреть и понять, что закон преступают оба – и тот, кто берет, и тот, кто дает. Тогда действительно можно будет сказать, что началась борьба с коррупцией. Есть дела и громкие фамилии, но система «заточена» так, что без взяток многие вопросы решить практически невозможно.
Серьезнейший вопрос – о конфискации имущества. Здесь тоже нельзя рубить сплеча. В семье есть дети, которые не виноваты в том, что делают их родители.
Сегодня казнокрады оформляют имущество не только на близких родственников, но и на друзей, и доказать, что оно действительно принадлежит взяточнику, крайне сложно. Сбор доказательной базы –
очень сложный процесс. В советское время не всякий родственник или друг пошел бы на то, чтобы покрывать казнокрада. Насколько реально сейчас рассчитывать на гражданскую совесть близких коррупционера, сказать затрудняюсь.
Лед тронулся!
Тебя посодят, а ты не воруй
Незабвенный Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов добывания денежных знаков. Великий комбинатор неустанно повторял, что Уголовный кодекс надо чтить. Нынешние комбинаторы кодекс не чтут.
И попадаются.
В минувшем году заведено несколько тысяч дел. Среди самых громких дел – арест главы Коми Вячеслава Гайзера и еще 14 человек из республиканской администрации. Им предъявлены обвинения по трем статьям сразу – «Организация и участие в преступном сообществе», «Мошенничество», а также «Легализация денежных средств».
Увесистые пачки наличности, десятки коллекционных часов стоимостью по несколько сотен тысяч долларов, бумаги офшорных компаний с Кипра и Сейшел, документы на два самолета общей стоимостью около 20 миллионов долларов. Это только часть богатств, обнаруженных в закромах у Гайзера. Чиновника, чей доход в 2014 году согласно декларации составил скромные 5,5 миллиона рублей.
Чуть раньше вывели в наручниках руководителя еще одного региона – бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Картина в принципе один в один. Мешки наличности, груда раритетных часов на 100 миллионов российских рублей и даже такой пустячок, как ручка ценой в 26 миллионов.
– В последнее время государство стало бороться не только с такими видами коррупции, как подкуп должностных лиц и банальное воровство из бюджета, но и с использованием властных полномочий для личной выгоды, – говорит руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. – Когда не берутся взятки, из бюджета ничего не расхищается, но просто используется служебное положение для выстраивания определенной системы, гарантирующей извлечение прибыли.
Дело Гайзера свидетельствует о такой борьбе. Это важный шаг вперед, чтобы системно противостоять таким преступлениям.
Соцопрос
Как отмечают социологи ВЦИОМ, россияне положительно оценивают действия властей в борьбе с коррупцией. В 2005 году лишь 3% респондентов считали, что в стране что-то делается, а еще 27% были уверены, что «результаты не слишком значительные». Спустя десять лет эти цифры выросли уже до 10 и 38% соответственно.
Таким образом, положительную динамику в антикоррупционной работе сегодня уже увидело около половины жителей страны.
Вороватых чиновников не возьмут на госслужбу
Элитные преступники
В стране с упорным постоянством заводят громкие уголовные дела на чиновников разного уровня. В конце декабря Следственный комитет сообщил, что под стражу взят экс-министр торговли Валентин Чеканов. Незадолго до этого со своих постов сняли сановников в министерствах транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства и продовольствия, в Управлении Белорусской железной дороги.
Каждый год возбуждается около тысячи дел. Самым резонансным в прошлом году стало дело Могилевского мясокомбината. За хищение продукции и финансовых средств арестованы несколько человек из руководства. Похищенное сбывалось, в том числе и в России. В деле фигурируют астрономические суммы преступной прибыли – миллиарды рублей.
Идет следствие по хищению трех миллиардов в минском хоккейном клубе «Динамо». Арестованы генеральный директор Максим Субботкин и генеральный менеджер Владимир Бережков. Их обвиняют в злоупотреблении служебными полномочиями.
Громкие дела – не кампанейщина и не политический пиар. Борьба с коррупцией – стратегическая линия в стране. Президент Александр
Лукашенко назвал коррупцию «ржавчиной, разъедающей госаппарат»:
– Она наносит не только колоссальный вред власти, но и огромный экономический ущерб нашему государству.
О том, что правоохранительные органы не дремлют, говорят цифры. В 2015 году выявили в три раза больше преступлений, связанных с превышением власти, на 17% – связанных с коррупцией, на 28% – хищений имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, на 11% – фактов взяточничества.
Игра по новым правилам
Международные экспертные оценки свидетельствуют, что показатели по коррупции в стране каждый год снижаются. По индексу, составляемому экспертами Transparency International, по итогам 2015 года Беларусь в этой «гонке» оставила позади Россию и Казахстан.
24 января вступил в силу новый закон о борьбе с коррупцией.
– Мы прописали нормы, которых в прежней версии не было, – пояснил председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Валерий Гайдукевич. – Так, в течение пяти лет запрещено назначать на руководящие должности уволенных по дискредитирующим обстоятельствам. Закрыта дорога на госслужбу чиновникам, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо связанное со злоупотреблением служебными полномочиями.
За такие преступления теперь лишат права на пенсию за выслугу лет. Это относится и к военнослужащим – коррупционер в погонах может рассчитывать лишь на пенсию рядового. Имущество чиновников, стоимость которого на 25% и более превышает их законный доход, будет изыматься в судебном порядке.
Официально
Александр Конюк, генеральный прокурор Республики Беларусь:
– Генеральная прокуратура в этом году сделает акцент на борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. Мы сегодня самым серьезным образом занимаемся дебиторской задолженностью, хотя это не свойственно прокуратуре. Поскольку это экономический подраздел, здесь есть серьезная криминальная составляющая. Прежде всего это касается коррупционных преступлений – мошеннических сделок, заранее обреченных на провал. Они заключаются белорусскими субъектами хозяйствования с практически несуществующими структурами в России и других государствах.
Слово депутату
Обсуждать проступки в коллективе – очень эффективная мера
Владислав Цыдик, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике:
– Антикоррупционное законодательство в стране достаточно проработанное. Уровень коррупции в Беларуси по сравнению с соседями намного ниже. Однако человека нужно воспитывать с детства, чтобы у него и мысли не возникало брать чужое. Общество тоже должно воспитывать. Нужно придавать огласке негативные факты.
Некоторые считают архаичными такие формы работы, как обсуждение нелицеприятных случаев в коллективе. А это очень действенная, эффективная мера. Обжегся на мелком деле, приструнили человека – на большое не позарится.
Нужно дифференцированно подходить, разбираться, кто прав, кто виноват. Оступился человек в первый раз, осознал и раскаялся – это одно. Совсем проворовался – другое.
Коррупционера растят попустительство и безнаказанность. Когда воспитательные моменты не помогают, тогда должны работать правоохранители. Жестко и неотвратимо.
Нужно ли правила ужесточать? Сегодня, наверное, нет. Только-только вступил в силу новый Закон «О борьбе с коррупцией». Стоит посмотреть, как он будет работать. А потом решать, где усилить, а где смягчить.
Нововведение
Проявил бдительность – стал миллионером
Граждан просят побеспокоиться. За вознаграждение.
Совет Министров Беларуси принял постановление, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Суть нововведения в том, что теперь активисты, которые представили информацию или документы о чьих-то коррупционных действиях, могут рассчитывать на вознаграждение. Теперь за помощь в борьбе с вороватыми чиновниками и казнокрадами можно получить премию до 11 миллионов рублей.
– Сумма будет зависеть от степени тяжести преступления – чем больше взятка, тем выше премия. За одну базовую единицу взяли сумму десять долларов. В некоторых случаях премия достигнет 500 долларов. В среднем же будет составлять 300 долларов, – пояснили в Совете Министров Беларуси.
Эксперты утверждают, что ничего нового в этом нет, что это международная практика. За подобную информацию платят в КНР, США, Великобритании. Разнится только размер вознаграждения: либо фиксированный, либо перечисляют процент от возмещенного ущерба или конфискованного имущества. По информации пресс-службы Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, от 30 до 50% коррупционных преступлений в Беларуси и сегодня пресекается благодаря неравнодушным гражданам.
Как конкретно будет работать нововведение, как именно и из каких источников будет выплачиваться вознаграждение за бдительность, пока не уточняется – возможно, из бюджета прокуратуры. Также предполагается, что оно не будет облагаться налогом.
Вознаграждение за информацию о коррупционерах не положено военнослужащим и сотрудникам госорганов, которые борются с коррупцией. А также участникам преступления, в частности, взяткодателям. Только в случае если у них вымогают деньги и они сообщат об этом следствию.
Герман МОСКАЛЕНКО
moskalenko@sb.by