Портрет явления: альтернативная служба

Вместо камуфляжа – белый халат, взамен автомата – грелка
Ежегодно более тысячи россиян отдают долг Родине мирным путем


Дмитрий Ткаченко оттрубил службу в саратовском доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Тест на пацифизм

Историки говорят, что Россия была первым в мире государством, которое ввело альтернативу службе в армии. В XVIII веке по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской церкви – менониты, убежденные пацифисты. Здесь их освободили от воинской повинности, заменив ее работой в больницах и в мастерских.

Принципиально с тех пор ничего не изменилось. Сейчас молодой человек имеет право пройти альтернативную гражданскую службу (АГС), вместо того чтобы отправляться в войска. Причем основанием для такого решения могут быть не только религиозные взгляды, но и философские. Только придется доказать, что ты действительно на дух не переносишь оружие.

Для начала нужно подать заявление в свой военкомат. В нем в свободной форме обосновать нежелание надевать кирзу и брать в руки автомат. Для пущей убедительности необходимо указать пару человек, которые подтвердят миролюбие заявителя.

Если парень получил повестку и начал хвататься за соломинку, чтобы не идти в армию, альтернативная служба ему не поможет. Опоздал с бумагами – учитывать твои убеждения никто не будет. Все документы должны быть в военкомате заранее: призовут осенью – нужно отнести ­до ­1 апреля, весной – до 1 октября.

Чтобы решить, пойдет ли молодой человек служить в пехоту или больницу, собирается призывная комиссия. На заседании потенциальный альтернативщик должен рассказать, почему выбрал АГС, дадут слово и его свидетелям, которые подтвердят, что религия или убеждения парня не дают ему идти в казарму.

Как показывает практика, чаще всего желание призывника удовлетворяют. Военный комиссариат выдает ему целый ворох документов (предписание на убытие к месту АГС, специальное удостоверение, учетную карту, проездные документы). Вместе с ними молодой человек отправляется на работу.

Трудиться, трудиться и еще раз трудиться

Место  трудоустройства альтернативщики не выбирают, точно так же, как срочники не решают, в какой части им служить. За тех, кому портянки и автомат Калашникова не в радость, Роструд определяет, где они проведут ближайшие два года. На самом деле еще меньше: срок альтернативной гражданской службы составляет 21 месяц или даже 18 месяцев для тех, кто согласен трудиться на оборонных предприятиях.

Нередко молодых людей пугают тем, что придется идти санитарами в больницу или дом престарелых. Конечно, бывают и такие вакансии. Но можно устроиться и кондуктором, и почтальоном – всего 118 должностей в государственных учреждениях. Отслужить в частном секторе не получится.

– При направлении на то или иное рабочее место учитываются образование молодого человека, его квалификация, семейное положение, состояние здоровья, – пояснили в Роструде.

Как правило, парня отправляют на работу не в ту область или край, где он живет. Но и тут есть исключения, например, если на альтернативщике забота о родственнике с инвалидностью.

Кормить, одевать и обувать, как в армии, на АГС не будут. Зато молодому человеку положена зарплата, причем такая же, как у его коллег. Срок прохождения гражданской службы засчитывается в трудовой стаж, а работодатель обязан поселить нового сотрудника в общежитии.

А вот совмещать АГС с другой работой или бизнесом законом запрещено.

– По образованию я экономист, а меня определили работать санитаром, – рассказывает Александр Деденков, который проходил альтернативную службу в Филатовской больнице. – Первый день был ужасным, такой стресс, что потом уснуть не мог. Но постепенно приспособился, помогли другие санитары. Может, повезло, что в хороший коллектив попал. Работа тяжелая, нужно и пациентов сопровождать на процедуры, и полы мыть, и постели перестилать. Зато чувствуешь, что помогаешь людям, делаешь что-то полезное.

Личный опыт

«В военкомате пугают работой... санитара»

– «Дембели» много рассказывали про дедовщину и другие армейские «традиции». Поэтому мысль о службе с детства ужасала, – признается Андрей Дунаев, студент Литературного института имени Горького. – Два года назад увлекся идеей ненасилия и понял, что ни под каким предлогом не пойду в армию.

Об АГС, как и многие, узнал от однокурсника. Почитал в интернете отзывы тех, кто уже ее прошел, и понял, что это лучше, чем бегать от военкомата.

– Начальник отдела подготовки и призыва Дмитровского военкомата пригласил поговорить, – вспоминает Андрей. – Рассказывал, что отправят в глушь. Про ужасы работы в больнице, как придется судна из-под лежачих больных выносить. В общем, по-всякому старался отговорить. Оказалось, что после таких разговоров многие ломаются и идут на сборы. В моем наборе на АГС хотело пойти шесть человек, осталось только двое.

В заявлении молодой человек не только рассказывал о своих мировоззрениях и цитировал Конституцию, но и приводил вполне практические доводы. Дело в том, что он убежденный вегетарианец, не ест даже яйца с молоком. Такую диету в части ему вряд ли смогут обеспечить.

Андрей прошел медкомиссию, теперь ждет другой – призывной. Именно там решится, позволят ли ему проходить гражданскую службу.

Слово депутату

Член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, сенатор Франц Клинцевич:

– Практика альтернативной службы в мире развита широко. Россия – не исключение. Хотя у нас сегодня нет проблем с призывом в армию, развивается и система контрактной службы. Молодые мозги востребованы и на оборонных предприятиях. Нам нужна четкая система отбора парней призывного возраста, которые могли бы на них работать.

Есть мнение

Сергей Кривенко, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества:

– Через альтернативную службу сейчас проходит очень мало людей. Примерно триста тысяч призывников в год идут в армию и только тысяча – на АГС. Причин такой тенденции несколько. Первоначально отслужить нужно было ­

42 месяца, а молодого человека в обязательном порядке отправляли работать в другой регион. Со временем были внесены поправки, срок службы сократился, а норма о переезде в другой субъект федерации стала необязательной.

Но остаются мифы и предрассудки. Часто молодым людям приходится сталкиваться с негативным общественным мнением об их выборе. Кроме того, в стране есть серьезный недостаток информации об альтернативной службе. Бывают случаи, когда сотрудники военкоматов сознательно распространяют неверные сведения. Как бы то ни было, механизм существует и он позволяет молодым людям не идти наперекор своим убеждениям и все-таки отдать долг Родине.

Дмитрий Козуров

Аты-баты... да не в солдаты! 

В Беларуси с 1 июля вступил в силу закон об альтернативной службе


– Я тоже служу Родине!

Не можешь? докажи!

Теперь молодые люди, которые заявляют, что служба в армии противоречит их религиозным убеждениям, могут отдать долг Родине, отслужив на гражданке. Такое право изначально было закреплено в белорусской Конституции. Но закон принят только сейчас.

Возникает вопрос: а не получится ли, что некоторые призывники, чтобы избежать срочной воинской службы, теперь смогут «прикрыться» религиозными мотивами?

Право альтернативной службы не предоставляется автоматически. Если молодой человек признан годным к армейской службе, но заявил, что она идет вразрез с его мировоззрением, свое заявление ему предстоит обосновать, для чего призывная комиссия вправе пригласить на заседание представителей религиозных и иных организаций, которые могут дать пояснения по существу.

Даже если комиссия даст положительное заключение, призывнику лучше еще раз все хорошенько взвесить. Ведь срок альтернативной службы в Беларуси три года – это вдвое дольше военной. Правда, для лиц с высшим образованием он составляет два года.

Перечень тех организаций, где можно будет пройти альтернативную службу, определяется Министерством труда и соцзащиты. Как правило, это сферы, где всегда нужны рабочие руки: больницы сестринского ухода, хосписы, дома-интернаты, предприятия ЖКХ, сельского и лесного хозяйства. Рассчитывать на высокие заработки «альтернативщику» также не стоит.

– Мое отношение к этому отрицательное, – высказал свою точку зрения министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков. – Альтернативная служба никоим образом не связана с Вооруженными Силами. Вопросами обеспечения людей, которым предстоит проходить альтернативную службу, будет заниматься Министерство труда и социальной защиты.

Сто человек на всю страну

Разработчикам закона адресовано немало критики. Мол, почему основанием для прохождения альтернативной службы являются только религиозные убеждения? А как же, например, пацифизм и прочие философские течения?

– Надо исходить из того, что условия прохождения альтернативной службы не должны быть более привлекательными по сравнению с условиями срочной военной службы, – отвечает начальник отдела юридического управления Минтруда и соцзащиты Ольга Лихтарович. – Иначе не исключены злоупотребления и большое число необоснованных обращений граждан, которые будут мотивированы лишь желанием упростить себе жизнь.

Очевидно, что альтернативная служба – явление не массовое. По оценке председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Владимира Василенко, каждый год в стране будет призываться не более сотни «альтернативщиков».

Дословно

Леонид Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей Беларуси:

– Для большинства конфессий альтернативная служба, наверное, действительно не актуальна. Но тем не менее такие вопросы возникают. Если даже речь будет идти о единицах, то все равно это же люди. Они хотят знать свое место в отношении реализации этого закона, в плане соблюдения их прав как верующих людей.

Обратная сторона

Льготы для верующих

Белорусские законодатели для тех, кто будет проходить альтернативную службу, предусмотрели некоторые льготы и преференции:

обязательное государственное страхование за счет бюджета;

освобождение на время службы от платы за жилье и ЖКУ;

сохранение права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

зачет альтернативной службы в стаж работы, а отслужившим – гарантия первого рабочего места;

право возвращения после службы на равноценную должность в государственных организациях, где работал ранее, или в учебное заведение, где учился;

на время службы предоставляется отсрочка погашения кредита, в том числе льготного,  на строительство или покупку жилья, и уплаты процентов за пользование кредитом;

бесплатное обеспечение медикаментами, выдаваемыми по рецептам врачей, в пределах перечня основных лекарственных средств.

Мировой опыт

Пошли по австрийскому пути

В мире известны две основные модели неармейской службы.

Первая предполагает заключение трудового договора между «альтернативщиком» и организацией. Все отношения между ними выстраиваются на основе трудового права. По такому пути пошли Россия, Украина, Молдова.

В Беларуси выбрана вторая модель. То есть молодой человек, проходящий альтернативную службу, по своему правовому статусу максимально приближен к солдату-срочнику. Такую практику применяют, например, в Австрии.

Недавно Совмин опубликовал перечень работ для тех, кто выбрал альтернативу. Помимо традиционных видов деятельности вроде мытья полов в больницах, ухода за тяжелобольными и инвалидами призывники могут послужить на заготовке овощей, ягод и грибов, косьбе травы или, например, выпасе скота. Ежемесячное денежное содержание составит 150 процентов от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума за два последних квартала (сегодня БПМ в среднем на душу населения – 169,94 рубля. – Прим. авт.). Через год денежное содержание увеличится на 20 процентов, а через два года – на 40 процентов.

Евгений Кононович

Конкретно

Где ждут необычных новобранцев

Могилевщина вместе с другими областями уже подала в Минтруда и соцзащиты республики свой перечень предприятий и организаций, где нужны рабочие руки.

– В этом списке больше полусотни структур: райбольницы, коммунальные службы, молочно-товарные фермы, лесхозы, – перечислила начальник управления комитета по труду, занятости и соцзащите Могилевского ­облисполкома Елена Яковлева. – Парни смогут также принести пользу людям, проявить себя в деле благоустройства территорий.

Скоро станет известно, какие именно структуры будут принимать таких новобранцев – их перечень в ближайшее время должен появиться в открытом доступе.

– Такая сила придется очень кстати, – говорит директор Быховского психоневрологического дома-интерната Зинаида Прокопович. – Речь ведь идет о молодых сильных мужчинах. Им помочь больному человеку подняться, усадить в инвалидное кресло проще, чем санитарке-женщине. У нас около двухсот пациентов с нарушением двигательных функций. В опеке больных и престарелых есть еще и воспитательный момент – без душевности здесь никак не обойтись. Призывники должны понимать, что отсидеться не получится. Трудиться предстоит на совесть, с полной отдачей. Мы за этим будем следить.

Светлана МАРКОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter