Писатель Владимир Степан о картине Михаила Лисовского «Портрет учительницы»

Портрет учительницы

В 1960 году белорусский художник Михаил Лисовский написал «Портрет учительницы». Сегодня этот сравнительно небольшой холст находится в коллекции нашего Национального художественного музея. 


Михаил Лисовский известен в первую очередь как талантливый график, прославившийся своими карикатурами и дружескими шаржами. Ему удавалось изображать коллег-художников, поэтов, писателей и музыкантов очень выразительно и образно, но при этом все персонажи получались узнаваемыми и похожими на своих прототипов. Из-за острого и цепкого взгляда, из-за лаконичных рисунков художник часто попадал в скандальные ситуации. Герои рисунков обижались, писали письма в редакции газет и журналов, где печатались шаржи и карикатуры. Сегодня, когда нет на свете ни автора, ни героев его рисунков, мы имеем забавный портрет того времени, неожиданный срез, в котором известные персонажи представлены весело и с юмором. 

Кроме лаконичных рисунков, Михаил Лисовский оставил и несколько портретов. Один из них — «Портрет учительницы». Молодая женщина стоит в классе, у стола, а за ее спиной — черная школьная доска. В правой руке — кусочек мела, а в левой — тетрадь в голубой обложке. Все очень обычно, привычно, буднично…

Это тот случай, когда образ учителя идеальный, каноничный, почти иконный. Молодая женщина красива, сдержанна, умна, строга, аккуратна, скромна, со вкусом одета. Но при этом она очень живая и настоящая. Такую будешь слушать, станешь верить каждому слову. О таких вспоминаешь и имя-отчество произносишь с почтительным придыханием. Встретив на улице через много лет, чувствуешь себя все тем же учеником и даже немного боишься, что прямо здесь можешь получить строгое замечание. И самое удивительное — прошло много лет, дочка университет окончила, а учительница помнит не только твое имя, но и имя девочки, которая сидела с тобой за одним столом. Чудо!

Героиня этого небольшого портрета — супруга художника. Она преподавала у меня в художественном училище черчение и начертательную геометрию. И так же, как на портрете, стояла в своем учебном кабинете у доски и рассказывала, объясняла нам премудрости дисциплины. А мы слушали, записывали, чертили, ошибались, что-то путали… Грета Станиславовна смотрела, улыбалась, иногда аккуратно подчеркивала ошибки, но почти никогда не злилась, не повышала голоса, прощая ошибки. Она прекрасно понимала, что многим из нас умения и навыки, полученные на ее занятиях, в будущем не понадобятся. Она это знала по своему мужу-художнику.

Этот портрет я впервые увидел, когда уже окончил училище и поступил в институт. Мне показали его в музейном хранилище. Помню, как я по-настоящему обрадовался и стал рассматривать. Хранитель музейных ценностей удивился. Спросил, не родственница ли она мне? Я подумал и сказал: «Нет! Но я ее знал. Грета Станиславовна Лисовская — моя учительница!» 

ladzimir@tut.by

Фото представлено НХМ Беларуси.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter