О совершенствовании системы распределения молодых специалистов

Портрет специалиста в интерьере жизни

В преддверии открытых парламентских слушаний по теме образования все активнее обсуждается важная для вузов, студентов и нанимателей тема — модернизация системы распределения молодых специалистов. Ведь Беларусь, вступая в Болонский процесс, обязалась выполнить разработанную для нее «дорожную карту» по реформе высшего образования. Одна из поставленных задач — пересмотр практики распределения выпускников. Что предлагает в связи с этим проект новой редакции Кодекса об образовании, пока неясно: документ еще не поступал в Палату представителей. А вот предложения уже есть.


Участники программы «Распределение молодых специалистов» несколько лет на общественных началах занимаются консультированием выпускников и молодых специалистов по юридическим аспектам распределения, ведут мониторинг и готовят аналитические материалы. В этом учебном году было решено пригласить к обсуждению сложившейся ситуации все заинтересованные стороны — студентов, нанимателей, представителей учреждений образования, экспертов. Серия дискуссий недавно прошла в регионах. Хотя, на первый взгляд, какие могут быть споры? В Минобразовании пару месяцев назад отчитались: 98,9% от общего количества подлежавших распределению вузовских бюджетников в этом году получили первое рабочее место, распределить удалось также около 1.200 студентов–платников. И это в год сдвоенного выпуска по ряду специальностей в связи с переходом на сокращенные сроки подготовки!

Оказывается, проблемы все–таки есть, утверждает эксперт программы «Распределение молодых специалистов» Дмитрий Варнашов. По его данным, заявок на выпускников вузов в 2017 году было маловато, исключение — специальности медицинского, педагогического и сельскохозяйственного профилей. Дмитрий Варнашов признается, что попал в почти 99–процентную статистику распределенных, хотя сам же и принес заявку в вуз. С января по июнь за правовой помощью к экспертам программы обратились более 300 учащихся и студентов. Полученные факты и результаты опросов были обобщены, информацию направили в госорганы. В Министерстве образования пообещали учесть рекомендации в процессе совершенствования нормативно–правовых актов, а в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке волонтеров–правоведов заверили: их предложения станут подспорьем в работе над проектом Кодекса об образовании.

Дмитрий Варнашов и его единомышленники задаются вопросом: следует ли вообще стремиться к стопроцентному распределению молодых специалистов? С одной стороны, гарантированное первое рабочее место — это своеобразная визитная карточка государства. С другой стороны, в существовании такой системы прежде всего заинтересованы три стороны. Первая — те, кому нужно решать проблему нехватки кадров в регионах. Вторая — учреждения образования, которым надо подтверждать востребованность подготавливаемых кадров. И третья — инфантильные выпускники, которым не приходится искать работу: за них это сделает государство. Не рациональнее ли устанавливать более тесные и взаимовыгодные связи между вузами и нанимателями — интегрировать учебу и производство? (На это в апрельском Послании белорусскому народу и Национальному собранию указал и Президент.) Глядишь, тогда и работа к выпускному курсу сама найдет студента. В сфере IT–технологий, кстати, это обычная практика. Специалисты атомной энергетики также готовятся в соответствии с потребностями отрасли. Возможно, отношение нанимателей к малоопытной молодежи смогли бы улучшить меры финансового поощрения организаций, берущих на работу вчерашних студентов. Вузам в свою очередь также не мешало бы активизировать работу с работодателями, как это происходит, например, в Белгосуниверситете. Здесь проводят для выпускников «дни карьеры», создали электронную базу портфолио будущих специалистов. В результате БГУ недавно стал единственным вузом нашей страны, который попал в топ–500 международного рейтинга университетов по трудоустройству выпускников, по версии влиятельного британского рейтингового агентства QS.

Эксперты также рекомендуют обратить внимание на опыт Казахстана, где довольно успешна программа «С дипломом в село». Суть в том, что молодые специалисты в сферах образования, социального обеспечения, здравоохранения, ветеринарии, культуры и спорта, АПК самостоятельно ищут работу вдали от городов, подписывают соглашения с местными властями и получают помощь от государства: около 500 долларов подъемных, выгодный кредит для приобретения или строительства жилья и увеличенный на 25% оклад. Все это в обмен на обязательство отработать на селе не менее 3 лет. Словом, депутатам и специалистам будет о чем поговорить во время обсуждения проекта обновленного Кодекса об образовании.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter