Шарж, карандашный набросок, акварельный рисунок... Мечтая о собственном портрете, многие из нас хоть однажды позировали загорелому художнику на морском побережье. Но мало кто настолько вживается в роль, что решает превратить ее в профессию. Профессиональные натурщики служат мастеру музой, источником вдохновения. Другой вопрос: каждый ли способен стать этой музой? А если и способен, то ради чего - денег, славы, любви к искусству?
Тело - в дело
34-летний могилевчанин Юрий Кравченко - натурщик со стажем. Позировать учащимся художественного отделения Могилевского колледжа искусств он решился отнюдь не из любви к искусству.
- Сегодня у меня 3 диплома, а в ту пору был один - художника-оформителя, - вспоминает Юрий. - Работу по специальности найти не мог, несколько месяцев стоял на бирже труда. Кто-то подсказал: колледжу, который рядом с биржей, нужны натурщики. Моя внешность педагогов заинтересовала.
То, что он сумеет высидеть или выстоять 45 минут, а то и несколько часов подряд неподвижно, глядя в одну точку, Юрий не сомневался. Что его будут пристально разглядывать с десяток пар глаз, тоже не смущало. "Привык быть в центре внимания - играл в театральных постановках, - объясняет Кравченко. - И в одной позе долго находиться могу, руки-ноги не затекают. Потому что спортом занимался. Это важно. Натурщик должен быть в хорошей физической форме, чтобы выдерживать длительные статические нагрузки. Не учел я только, что не все начинающие художники будут настроены ко мне позитивно. А некоторым парням и вовсе так был неприятен мой облик - бледное лицо, большие глаза, длинные волосы, - что они постоянно отпускали в мой адрес ехидные замечания. Внешне я никак на эти колкости не реагировал, но в душе, конечно, обижался. К счастью, большинству педагогов и учеников работать со мной нравилось. Поэтому и получался я у них красиво. А у тех острословов, как они сами, сердясь, говорили, выходил "не человек, а какой-то ангел!".
За работу "ангелу" платили вполне реальные деньги - 5 тысяч рублей в час. Деньги Юре были нужны. Так что приходилось терпеть. Впрочем, даже когда он нашел постоянную работу, от этой не отказался. Нравится ему вращаться в творческой среде. Да и не обижает уже никто - давно своим в колледже стал.
История в лицах
Могилевчанин Павел Кузьмич Попков в натурщики подался не ради заработка. Надоело бодрому 71-летнему пенсионеру дома без дела сидеть. Теперь периодически "нарисовывается" в колледже. Однажды часа два не выходил из образа - позировал юным художникам, восседая на стуле в фуфайке и шапке-ушанке. Пот по спине, по лбу тек, а Кузьмич даже не шелохнулся. "Я по профессии - заливщик металла, в горячем цеху работал, привык к жаре, - улыбается натурщик. - К тому же с молодыми мне интересно, сам будто молодею!"
Для начинающих художников такие колоритные личности, как Павел Кузьмич, - находка.
- Пожилых писать интереснее. В их лице - история, отражение целой жизни, эпохи. К тому же оно анатомически более выигрышно. На молодом все гладко, а здесь - впадинки, морщинки, - объясняет преподаватель живописи колледжа Николай Титов. - Самому старенькому нашему натурщику было 83 года. Порой даже засыпал, позируя. Постоянных натурщиков у нас человек 10 - 15, остальные меняются. И это хорошо, интереснее работать со "свежими лицами".
Ускользающая красота
Одно из таких свежих лиц - 19-летняя Катя Дятлова - будущий хореограф. Стать натурщицей ее уговорили подружки с художественного отделения. Катя позирует полуобнаженной. И не испытывает дискомфорта. Кстати, некоторые натурщицы не скрывают: работать пришли не ради денег, а чтобы повысить самооценку, избавиться от комплексов. Впрочем, не все оказываются профпригодны. Случалось, хрупкие барышни даже в обморок посреди урока падали, не выдержав напряжения. "Худого человека писать интереснее. Он фактурнее, все ребра наверху, - не скрывает Титов. - Но к чему такие жертвы?! Да, работа натурщика непростая. И найти хорошую натуру непросто. Я, например, давно хочу "увековечить" одного бомжа. Очень колоритный персонаж. Но разве он 30 часов высидит?!"
- Портретный жанр непростой. Найти подходящую натуру еще сложнее, - подтверждает могилевский художник-портретист Галина Кононова. - Я порой нахожу будущую модель в театре, на выставке. "Весну", например, с первокурсницы вуза писала. Нежный, чистый образ, для наших дней нереальный... Почти неделю эта девочка ко мне в мастерскую бегала. Часа по 3 позировала. А недавно я встретила человека с лицом, словно сошедшим с полотна Леонардо да Винчи. Предложила поработать моей моделью.
Женских образов у Кононовой много. Однако с большинства этих чудесных полотен смотрят на мир не случайные Галине люди, а ее мама, подруги, дочь.
- Даже их уговорить поработать натурщицами порой весьма непросто, - признается художница. - Кому охота несколько недель, а то и месяцев изображать из себя статую?! К тому же у меня определенной таксы, как в колледже, нет. С натурщиками чаще всего не деньгами рассчитываюсь, дарю эскиз...
Кто-то скажет: в наше время цифровых технологий востребованы не писанные от руки портреты, а фотоснимки. Но, как справедливо подметил живописец XVIII века Морис Латур, работавший пастельными карандашами, по качеству и глубине передачи портрет - намного более сложная и многоуровневая работа, гораздо лучше передающая личность. На портрете отражается не только настоящее, как на снимке, но и прошлое человека. А значит - у портрета есть будущее.
Почем натура?
За академический час (45 минут) позирования в колледже натурщику платят - 5 - 6 тысяч рублей. "Обнаженка" (могилевские натурщицы оголяются до купальника) дороже - тысяч 7 за час. На создание одного портрета уходит 20 - 30 часов.
Страшная сила искусства
Некоторые верят: писать портрет при жизни - плохая примета. Мол, энергетика картины настолько сильна, что может нанести вред здоровью натурщика. С портретами действительно связано много загадочных историй. Родители мальчика Васи, изображенного посередине на известной картине "Тройка", очень не хотели, чтобы он позировал художнику Перову. Почему-то верили, что это - не к добру. Вася, все же ставший моделью, умер внезапно спустя короткое время после написания полотна. В течение месяца после завершения работы над портретом скончалась и "Дама в голубом" - Елизавета Мартынова, в которую был влюблен живописец Сомов.
Цветущая прекрасная Мария Лопухина, увековеченная художником Владимиром Боровиковским, скончалась от чахотки в 22 года. Симонетта Веспуччи - муза Боттичелли, обретшая бессмертие и вечную молодость на картинах мастера, ушла в мир иной в 23 года.
Саския - супруга Рембрандта, позировавшая для картин "Флора" и "Диана", скончалась в 30 лет. Трое из их четверых детей, которых обожал рисовать талантливый голландец, умерли в младенчестве. Четвертый прожил всего 27 лет.
Супруге французского скульптора Родена повезло: жила долго. Правда, она никогда не позировала любимому супругу. Натурщицей Родена была его любовница Камилла Кладель. Увы, эта "Вечная весна" сошла с ума...
Трагически закончилась жизнь любимой натурщицы Модильяни: Жанна Эбютьен разбилась, выбросившись из окна. Писатель Всеволод Гаршин, позировавший Илье Репину для картины "Иван Грозный", шагнул с площадки четвертого этажа в лестничный пролет. На следующий день после окончания работы над портретами ушли из жизни три других натурщика Репина: композитор Мусоргский, Столыпин и хирург Пирогов...
Фото автора.