Портрет художника в зрелости

В январском эфире Первого канала — новый фильм Надежды Горкуновой «Сценарная имитация»
В январском эфире Первого канала — новый фильм Надежды Горкуновой «Сценарная имитация»

В последнее время телевизионные документальные работы белорусских режиссеров становятся все более авторскими и даже камерными. Нащупывая новые интонации и язык, документалисты стараются уйти от стандарта и выразить себя в довольно коротком формате емко и содержательно, экономя художественные средства и зрительское внимание. Тем не менее этого все же недостаточно для того, чтобы признать телевизионную документалистику полноценным сегментом телевизионного рынка, работающим сегодня на полную мощь. Снимается по–прежнему мало. Того, что заслуживает внимания, — еще меньше. Одной из самых заметных телевизионных премьер января, безусловно, станет новый фильм Надежды Горкуновой «Сценарная имитация», публичный просмотр которого состоялся в последние дни старого года в Музее истории белорусского кино.

Из всех определений слова «имитация», по мнению режиссера, смысл нового фильма раскрывает одно из них, имеющее отношение к музыке: «Имитация — точное или несколько измененное повторение музыкальной мысли в разных голосах полифонической фактуры».

Идея фильма родилась у Горкуновой несколько лет назад, когда его главный герой — Николай Кириченко — не только не был директором Национального академического театра им. Я.Купалы, но также не имел званий ни народного артиста Беларуси, каким является ныне, ни даже заслуженного. Что само по себе было странно: Николай Михайлович всегда был украшением любого спектакля. Когда режиссер ему доверял и не боялся, из груди Кириченко в лучших ролях всегда вырывался нездешний, почти языческий рык. Это было в «Князе Витовте», «Кровавой Мери», «Пирамиде Хеопса» — его лучших работах последнего времени. Может быть, слабее он был в комедийном амплуа, но энергетика от него шла всегда.

Но пять лет назад фильм не состоялся. За это время жизнь выдала совсем другой «сценарий»: закрылось творческое объединение «Телефильм», где изначально планировалась работа, в жизни самого Николая Михайловича произошли колоссальные изменения. Сценарием Горкуновой заинтересовался «Белвидеоцентр» — режиссер вернулась к работе над фильмом об актере Кириченко. Из первой версии в фильме остались стихи Бродского за кадром: «Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево».

— Я уходила от формы парадного портрета, — рассказывает Надежда. — Меня интересовало человековедение. Кириченко в первую очередь актер.

Пожалуй, самая пронзительная нота в «Сценарной имитации» принадлежит дочери Николая Михайловича — Кире.

— Беседовали с ней перед каждой съемкой часа по три, — вспоминает Горкунова. — А из бесед мы взяли в этот фильм совсем немножко. Почему маленькая девочка – главный собеседник? Дело в том, что в какой–то момент я просто поняла, что не хочу видеть в фильме банального участия коллег Николая Михайловича, критиков. Меня осенило, что всех их блестяще может заменить 10–летняя дочь Кира.

— Так сказать, устами младенца...

— К тому же девочка работала у меня в проекте «Площадь Победы» и проявила себя как человек, на которого можно положиться. Я видела их отношения с отцом. И знала, что фильм нельзя делать, не взяв Киру. С ее участием все стало на свои места.

— Вы согласны с ее мнением, что отцу лучше удаются отрицательные герои?

— Кириченко просто сильный характерный актер. Его лучшая роль еще не сыграна. Скажу вам по секрету, что втайне от него ищу пьесу и роль, где бы он смог нас поразить.

— Надежда, фильм, на мой взгляд, получился по–семейному теплым.

— Нет, я не согласна с тем, что фильм чисто семейный. Он сделан на грани публичности и интимности. Мне очень важны в этой работе полутона, подтексты. Буду рада, если зритель их «прочтет» по-своему...

На снимке: кадр из фильма «Сценарная имитация». Николай Кириченко – виртуоз перевоплощения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter