Проект "Школа будущего" охватил уже почти 40 школ и около 13 тысяч учащихся

Портной по собственному желанию

В магазинах еще с середины июля стартовала расширенная продажа товаров к учебному сезону. Только одежды делового стиля, разработанной для школьников предприятиями концерна «Беллегпром», в торговле около 500 моделей. По словам заместителя председателя концерна Николая Рогожника, обновился ассортимент с прошлого года процентов на 90. Что интересно, часть продукции выполнена непосредственно с учетом пожеланий родителей и самих учеников. Такой подход стал возможен благодаря проекту «Школа будущего» — совместному детищу концерна, Минторга и Минобразования. И если год назад в порядке эксперимента в нем участвовали 500 ребятишек из шести школ, то нынче уже почти 40 учебных заведений и 13 тысяч учащихся. Значит, идея приживается?



Суть проста: предложить каждому учебному заведению выбрать единую модель одежды. При этом максимально приблизить производителя к потребителю, учесть все возможные нюансы. Каким образом? Разрабатывать эскизы вместе с заказчиками, в том числе и в прямом смысле за школьными партами — выезжая со своими предложениями на места.

— Школы — участницы проекта работают напрямую со швейными предприятиями. Как правило, результатом остаются довольны, — рассказывает Николай Рогожник. — Еще год–два, и в случае положительных отзывов к этой работе может подключиться вся система образования. У нас нет цели навязать кому–то свою продукцию. Мы говорим лишь: у нас есть что предложить потребителям. В проекте участвуют более 20 швейных предприятий страны, в том числе и частные производители. Школы могут пригласить представителей любого из них, независимо от территориального расположения. И выбрать понравившиеся модели.

Выгода тут обоюдная. Предприятия получают гарантированные заказы. Родителям же не нужно бегать по магазинам в поисках подходящих моделей и размеров. Но так ли просто воплотить проект на практике?

Звоню в пинскую гимназию № 1 им. Ф.Я.Перца. Здесь еще в прошлом году в качестве школьной формы для 5 — 11–х классов выбрали жакеты ОАО «Полесье» — бордовые со светлыми рукавами и, конечно же, эмблемой учебного заведения. Брюки, юбочки, сарафаны — на усмотрение самих учащихся.

— Результат налицо, даже старшеклассники эту форму носят с удовольствием, — отмечает директор Олег Засим. — У формы есть много плюсов. Во–первых, это синоним к слову «дисциплина». Когда ученик надевает форму, он уже мысленно подготавливается к трудовому дню, учебному процессу. Во–вторых, форма объединяет, делает детей частью одного большого коллектива. И, наконец, даже на улице издалека видно наших гимназистов.


В таких костюмах будут учиться мальчишки в минской школе № 159.

В этом году сотрудничество с фабрикой решено продолжить. Гимназия заказала не только жакеты, но и жилеты — для первоклашек.

В ОАО «Полесье», к слову, начали собирать заказы по учебным заведениям еще с января. Выступали на родительских собраниях, общались с руководством школ и попечительскими советами, демонстрировали популярные модели прямо на детках, рассказывали о преимуществах, обсуждали эскизы. В некоторые учебные заведения выезжали и по 10 раз. Сейчас здесь в работе одежда для минских гимназий №№ 32, 61 и 37... Крайний срок поставок — 27 августа.

— Работа, конечно, сложная. Кого–то конструкция не устраивает, кого–то — расцветка изделия, кто–то просит сделать вместо одной полоски на бейке жакета или жилета три... Мы готовы внести любые изменения, — заверяет Алла Литвин, ведущий специалист по планированию ассортимента. — Ведь для нас это гарантированные заказы. Что касается стоимости, то на партию товара от 500 экземпляров фабрика даже скидку дает — до 10% от розничной цены в фирменных магазинах. А при расчете через городской отдел образования школы и вовсе могут получить товар без торговых надбавок.

По срокам также все четко. Скажем, если нужно доработать базовую модель, образец предприятие готово представить в течение двух недель. А уже через полтора месяца, при наличии расцветок пряжи (самые популярные — матросско–синяя и светло–бордовая), поставить весь заказ. Если же нужны другие цвета, например, «кедр», то плюс еще полтора–два месяца на выкрас пряжи.

Бывают ли нарекания? Приносили пару изделий, признает Алла Литвин. Мол, посмотрите, сколько катышков. Но ведь многое зависит еще и от того, как носить. На «Полесье» для изделий из полушерсти, испробовав много различных переплетений вязания, пришли к одному комбинированному. Оно меньше пилингуется, меньше катышков образуется, структура плотнее, мало протираются налокотники. Этот вариант всем и рекомендуют. Есть и изделия из хлопка — их заказывают для деток с аллергией.


Несколько школ для своих учениц выбрали форму в ретростиле.

При этом одежду изготавливают по размерам, предоставленным родителями. Особенно это удобно для ребят нестандартной комплекции. Разве купишь, например, в магазине школьную одежду 40–го размера на рост 188 см? Такого просто нет в стандартной шкале. Ну а один из самых крупных подростков сегодня учится в школе № 1 Фаниполя — 60–й размер, рост 194 см! Там его называют «наш богатырь».

С классическими костюмами будет сложнее.

— Чтобы фабрика успела заказать ткань под конкретные школы, пошить модели к июлю – августу, родители должны дать размеры хотя бы в апреле. А кто сможет точно предугадать, вырастет ли ребенок за лето и насколько? Получается, мы шьем на авось. Авось подойдет, — высказывает некоторые опасения Татьяна Литвинович, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Коминтерн». В этом году предприятие изготавливает 48 тысяч единиц одежды делового стиля для школьников. Из них примерно 350 костюмов синего цвета для 1 — 4–х классов минской школы № 159. Они уже ждут заказчиков в фирменном магазине. Что из этого получится? Пока рано говорить. Многие дети еще отдыхают. Максимальный спрос тут ожидают в последнюю неделю августа. Тогда швейники и оценят, угадали с размерами или нет.

Впрочем, Теймураз Бочоришвили, директор ОАО «Славянка», которое в проекте «Школа будущего» уже второй год, уверяет, что все это рабочие вопросы. Были, конечно, по итогам первого года нарекания родителей. С размерами сразу не всем угодили — это правда. Некоторые мамы заказывали костюмы на размер больше, а дети так за лето и не выросли. Другим, наоборот, брюки оказались коротки. Пришлось дошивать другие размеры, менять. В результате в одной из школ проект так и завис пока на одной параллели. Родители решили, что проще одевать детей в магазине.

Все нюансы сразу невозможно учесть, отмечает Теймураз Николаевич:

— Даже когда костюм делаешь для одного человека, сколько нужно примерок? А тут целые классы... Сейчас начался второй этап проекта. Шире охват школ, поэтому и ясности будет больше.

Кстати, фабрика в этом году получила весьма необычный заказ — костюмы с удлиненными рукавами, независимо от размеров. Зачем? Чтобы длины хватило и на следующий год.

В общем, в запасе еще есть время, чтобы определиться, какой должна быть форма для школы. Подчеркивающая индивидуальность, как часто наблюдается сейчас, или строгая, единообразная? Ведь, скажем, в Японии, где побывал Теймураз Бочоришвили, все ученики одеты одинаково. И даже учителя носят одежду в едином стиле...

Кстати

Резко вырос спрос на ретростиль — школьную форму для девочек советского образца. В ОАО «Славянка», например, выпускают платья, украшенные нарядными съемными воротничками и манжетами, а также воздушные передники. В Борисове уже несколько школ для своих учениц выбрали именно такую одежду. Очень удобно и практично.

Цифры «СБ»

В этом году оптимальная экипировка школьника младших классов обойдется родителям в 150 — 690 рублей (в том числе одежды и обуви — 100 — 400 рублей), старшеклассника — 200 — 850 рублей (140 — 500 рублей — на одежду и обувь).

Факт


Для учащихся правового класса гомельской школы № 27 родители заказали трикотажные жилетки почти голубого цвета с плечевыми накладками из плащевой ткани (стоимостью от 17 до 19 рублей, в зависимости от размера) и две эмблемы (по 2 — 2,5 рубля): на одной надпись «Правовой класс», на другой — герб школы. Такие шевроны на одежду покупатели пришивают самостоятельно. Их, кстати, можно заказать в ОАО «Полесье» и отдельно — с символикой конкретных учебных заведений.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 156 (25038). Вторник, 16 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter