Житель Мстиславля Павел Поиков никогда не покупал курток – он их шьет сам, и не только себе

Портной от бога и деда

52-летний Павел ПОИКОВ хоть и работает на скромной должности, но в Мстиславле личность известная. Еще бы, единственный в районе мужчина-портной, он с 17 лет кроит и шьет верхнюю одежду для земляков, починяет им брюки да рубашки. А во времена советского дефицита одевал всех местных чиновников. Запись на несколько месяцев вперед. И себе Павел Иванович курток отродясь не покупал. Все, что в его гардеробе, в том числе и дубленки, — авторские творения. Работает он с разным материалом, но в приоритете кожа и мех. С ними, говорит, ему интереснее и приятнее…

В обиходе его называют «швеей». Обижается? Вовсе нет. Привык. Но для нас Павел Иванович все же уточняет: «Правильно портной-закройщик».


На портного «мужской, женской и детской одежды с умением кроить» Поиков учился 35 лет назад. В Могилеве. Но впервые сел за швейную машинку еще 10-летним пацаном:

— Мой дед Тофик, немец по национальности, был отменным сапожником и портным. И хотя я его никогда не видел (репрессировали в 1938-м), гены взяли свое. Меня очень рано заинтересовало швейное дело. К тому же его жена, моя бабушка Тоня, отлично вязала и шила. Родом мы из мстиславской деревни Мушино. В детстве, помню, к бабушке бурки заказывать не только местные ходили, но и со всей округи: из деревень Добрая, Лопатино, Борисовка… Еще она теплые фуфайки и жилеты мастерила, им сносу не было. И ее дочь, моя мама Мария, такой же умелицей выросла. Правда, специализировалась на нарядах. Как начальник почты и сберкассы, она всегда должна была выглядеть на все сто, вот и придумывала себе модные платья да костюмы. Кстати, дома у нас было аж две швейные машинки, ножная и ручная. Роскошь по тем временам. Одну из них я пацаном и опробовал — подрубил себе брюки. Единственный ребенок в семье, вообще все время возле матери крутился, когда она делала выкройки. Интересно было, вот и учился. Потому в школьные годы в УПК пошел в швейный класс. А по окончании поступил в училище — на портного. 

В 17 лет, учась в Могилеве, Павел выпросил у матери немалую сумму — 160 рублей, ее месячную зарплату. В комиссионке он насмотрел шикарную кожаную мужскую куртку огромного размера. Купил, распустил, взял напрокат швейную машинку и из кусков кожи сварганил себе модную косуху с бахромой. Говорит, завидовали ему тогда все парни. С той поры курток Павел Иванович не купил себе ни одной. Все шил сам. Предпочтение отдавал кожанкам. Но есть в его гардеробе и авторские дубленки:

— В 1970-е довелось сотрудничать с местным зверохозяйством. Шил дубленки, шапки, шубы из цигейки, норки для местных чиновников. А для их жен — дубленки и пальто с песцовыми воротниками. 

— К нему очередь была на несколько месяцев вперед, — включается в разговор директор ОАО «Бытовые и полиграфические услуги «Мстиславчанка» Татьяна Левченко, где сегодня работает Павел Иванович. — Он всех председателей райисполкома обшивал — и выходные костюмы для них мастерил, и спортивные. Тогда ведь что-то стоящее купить в магазине было невозможно, потому люди при должностях и обзаводились личным портным. У наших руководителей заводов, предприятий и чиновников личный портной был один на всех — Поиков. И он, выполняя заказы, за работой нередко ночами просиживал.

СЕГОДНЯ особо больших заказов, грустит мастер, нет. Народ все чаще несет в мастерскую не эскизы будущих нарядов, а древние вещи: починить, поставить латку, сменить молнию. Случается, приносят даже кожаные куртки, на которых живого места нет, истерты до дыр. Просят полностью обновить верх. Но Павел Иванович не в претензии. И хотя признается, что шить постельное белье, рабочие пилотки, фартуки да комбинезоны ему не слишком нравится, простора для творчества хватает:

— Себе по-прежнему из кожи не только куртки шью, но и брюки. А сыну, пока не вырос (Ивану уже 22 года), вообще ничего, кроме белья, обуви да рубашек, не покупал. Весь гардероб Ивана, включая костюмы на новогодние утренники, тоже моя работа.

Поиков еще и прекрасный повар. Это его второе образование. Почему пришлось еще и на повара отучиться, рассказывает с печалью:

— Жизнь заставила. Я ведь отец-одиночка. Так уж вышло — сыну Ванечке всего три года было, когда остались вдвоем. Был ему и за маму, готовил разные вкусности. Мы вообще-то с ним в еде непривередливые. Любим мясо. Ванин любимый салат — куриный с черносливом, из вторых блюд — голубцы.

Несмотря на жизненные перипетии, Поиков считает, что ему повезло:

— Всю жизнь любимым делом занимаюсь. И своей работы никогда не стеснялся, ведь все известные модельеры — мужчины. Сам, правда, за известностью никогда не гнался, но доволен и тем, что пригодился там, где родился. Считаю себя счастливым человеком и на покой, пока есть те, кто нуждается в моих услугах, уходить еще лет 10 не планирую.

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter